Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет chereza ([info]chereza)
@ 2013-05-04 21:08:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Отношение к смерти
Я вот тут внезапно подумала про эти мурманские письма ветеранам про бесплатные похороны. Идея послать к празднику такое письмо, конечно, глупая. Но ведь ветераны-то относятся к тому еще поколению, у которого сплошь и рядом отложены "гробовые" - деньги на похороны. Если им заранее сказать, что похороны будут бесплатными, то они могут споойно потратить эти сбережения на что-нибудь, нужное им при жизни. А так может получиться обидно - человек, может, фрукты не покупает, на похороны бережет, а этого вовсе и не нужно.

Вообще у этого поколения часто совсем другое отношение к смерти. Как-то они ее - ну не знаю - меньше боятся и спокойней принимают, что ли? Ну вот, например, у моей бабушки не было причин специально откладывать деньги на похороны, потому что она имела полное право рассчитывать на многочисленных взрослых дочерей, но у нее в шкафу, сколько я помню, лежала специальная одежда, в которой она собиралась быть похороненной. Да она при мне купила кофточку, которая ей очень понравилась, и отложила ее до смерти. Я этого понять не могла, и докапывалась, зачем такое надо. А она говорила, что просто хочет, чтобы у нее все было готово и что ей приятно знать, что это все будет такое, как ей нравится. Причем, как я сейчас понимаю, она тогда была совсем не старая. И ничем смертельным не болела. И вообще была человек жизнелюбивый. И не было это каким-то специальным актом, направленным на воспитания у себя стоицизма, типа спанья в гробу. Зачем ей было нужно, чтобы у нее все было готово для ее похорон? Я до сих пор не знаю. Тогда я была слишком глупа, чтобы понять, а сейчас уже у нее не спросишь. Просто по традиции? Или это что-то, связанное с православием (бабушка была человеком верующим, хотя и без фанатизма)? Ну там, типа смерть как встреча с богом, так хорошо бы быть при этом в красивой одежде, которую выберешь заранее? Надо, наверное, у мамы спросить. Может, она знает.

Сейчас, мне кажется, люди смерти боятся больше и стараются думать о ней как можно меньше. Более невротично, что ли, к ней относятся. Поэтому дурацкое письмо ветеранам воспринимают как запредельный цинизм, а не как неуклюжую попытку оповестить ветерана о том, что на свои гробовые он может с легкой душой накупить себе чего угодно, да хоть икры, шампанского и ананасов. Или там телевизор обновить, например.

По ходу, опять написала что-то пасхальное. И купила целых три кулича.


(Добавить комментарий)


[info]aculeata
2013-05-04 22:16 (ссылка)
Может быть, похороны -- это последний праздник усопшего.
На людях. Люди придут, гости приглашенные, так надо,
чтобы все было чин чином. И одежда красивая, и портрет
на памятник подобран заранее.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-04 22:27 (ссылка)
Может быть и так. Чтобы все было прилично и как полагается и поминки как у людей. Еще важно было, сколько человек придет на похороны. Если мало, то это плохо, значит, так жизнь прожил, что никто не уважает.
Но меня сейчас поражает такое спокойное отношение к своей смерти. Потому что надрыва в этом не было абсолютно никакого. И одежда лежит себе и лежит, а не то, что человек каждый раз, как откроет шкаф, вспоминает, что смертен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aculeata
2013-05-04 22:38 (ссылка)
Коллективное сознание. "Не мы первые, не мы последние".
Много преимуществ, кстати, и не последнее из них -- именно
культура умирать достойно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-04 22:45 (ссылка)
Крестьянское еще. Но мне надо было черт знает сколько прожить, чтобы хотя бы начать пытаться понять.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2013-05-04 22:31 (ссылка)
>на свои гробовые он может с легкой душой накупить себе чего угодно
Как правило, у этого поколение и отношение к деньгам другое, то есть несмотря на то, что сумма на похороны нужна вполне конкретная, накапливаемые средства какого-либо ограничения сверху не имеют.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-04 22:35 (ссылка)
Да, я тоже думаю, что в основном с запасом отложено. И что это отложенное вовсе не лишнее для ветерана, пока он еще живой.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]polytheme
2013-05-04 23:47 (ссылка)
у меня к этому отношение вполне куздровое - когда я сдохну, пусть тело на помойку выкинут. иначе все равно что осколки разбитой чашки хранить

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-04 23:50 (ссылка)
Так Куздра-то в чем не прав? Он же не себя на помойку собирается выкинуть, а мать, которая этого, может, и не хотела.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-05 00:06 (ссылка)
А вот я сейчас подумала, что подчеркнуто как бы циничное отношение к смерти, ну там - кладбища порушить, всех мертвых на компост и прочее, это же как раз и есть проявление невротического отношения к смерти и страха. "Пусть ваше кладбище не напоминает мне, что я тоже умру".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ketmar
2013-05-05 15:07 (ссылка)
да ну. простаивает полезная земля. там тусят бомжи и прочие противные личности вроде попов. а толку со всего этого? классики вот писали про колумбарии, если кому-то уж очень это всё надо: сложить коробочки штабелем, да и всё.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-06 02:01 (ссылка)
Да нет там ни попов ни бомжей. Только родственники да любопытные с экскурсией, если кладбище старое, и на нем знаменитости похоронены.
А с чего ты землю решил жалеть, вообще не пойму. Картоху-моркоху, что ли, сажать?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ketmar
2013-05-07 12:31 (ссылка)
да хоть и сажать. или дом построить, например. живым оно всяко полезней будет, чем склад бесполезной фигни.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2013-05-05 00:10 (ссылка)
Так она же мертвая, какая ей разница?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-05 00:28 (ссылка)
И что, если человек умер, то его пожелания уже вообще во внимание не принимают? Когда завещание пишут, то умершему тоже уже все равно, кто получит его имущество. Однако ж, почему-то волю завещателя считают нужным удовлетворить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2013-05-05 01:55 (ссылка)
да, хороший вопрос. зачем выполнять волю трупа, и какая у трупа может быть воля? специально так формулирую.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-05 01:59 (ссылка)
Потому что до того, как стать трупом, он был человеком. Все просто, на самом деле.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2013-05-05 02:03 (ссылка)
ну вот пока труп был человеком, он имел волю. а как умер, сразу лишился воли.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-05 02:11 (ссылка)
Это же вопрос этики. И любви и уважения к тому, кто умер. Так что я спорить с вами не стану, потому что это не тот случай, когда есть смысл спорить и что-то доказывать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]polytheme
2013-05-05 00:36 (ссылка)
себя тоже собирается выкинуть, думаю

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-05 00:42 (ссылка)
А вот мало ли, как он собирается. Кому его хоронить, тот и будет решать, что делать, хе-хе. может, устроят ему назло пышную процедуру с оркестром, а потом еще поставят памятник во весь рост.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]polytheme
2013-05-05 00:44 (ссылка)
я думаю, ему пофиг, так что насолить не получится :) это как бы идёт от Диогена

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-05 00:55 (ссылка)
А вот помрет, похороним, да и посмотрим, пофиг ему будет или не пофиг. А то может, прямо в гробу весь и извертится.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]polytheme
2013-05-05 00:55 (ссылка)
вообще, это очень интересный вопрос - как разум существует, будучи ограниченным во времени. зачаровывание смертью - это имхо фетишизация; дело именно в ограниченности во времени, это как жить в клетке. и разумеется, люди бьются в правую стену лбом (в левую гораздо меньше, оттуда можно многое впитать; но ведь действительно есть определенная грусть в потере информации оттуда, слева, что нельзя пожить при царе Ашоке и прочувствовать это на своей шкуре) и токуют, как голуби на угол. в будущем, когда огранниченность преодолеют, будут, наверное, смотреть в прошлое с невыразимым ужасом - как на смесь тридцать седьмого года и африканского людоедства.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-05 00:57 (ссылка)
Не знаю, мне, наоборот, кажется, что человек для вечности не приспособлен. И это для меня один из аргументов против возможности бессмертия души.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]polytheme
2013-05-05 14:58 (ссылка)
человек, может, и не приспособлен, а разум, думаю, вывернется. чем заняться ему найдётся, нам надо ещё большой разрыв пережить через несколько миллиардов лет

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-06 01:58 (ссылка)
Разве уж только какой-нибудь объединенный разум, а не индивидуальный.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2013-05-05 18:30 (ссылка)
"я не боюсь смерти. Я был мертв многие миллионы лет до своего рождения - и это не приносило мне ни малейшего неудобства" (с)
))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yohaha.livejournal.com
2013-05-05 00:28 (ссылка)
А там наличными никто не потребовал? Ну там хоть по последнему разряду - ведь все равно когда-то отдать придется. Так уж к празднику, для тех, кто не откладывает

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-05 00:33 (ссылка)
А ведь хорошая идея. Вот было бы здорово, если кто-нибудь бы стребовал свое прямо сейчас. Может, ветерану вообще плевать, где и как его похоронят. или у него куча богатых внуков, которые вполне осилят расход. А хитрые коррумпированные чиновники, небось, надеются, что внуки от денег откажутся, и они, чиновники, сами тихой сапой похоронятся под видом ветеранов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yohaha.livejournal.com
2013-05-05 03:19 (ссылка)
Чиновники похоронятся разве что один за сто ветеранов. Или за мильон. И в другой стране

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-05 03:30 (ссылка)
За мильон ветеранов можно и отличный мавзолей себе отгрохать, по типу Тадж Махала.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yohaha.livejournal.com
2013-05-05 05:46 (ссылка)
Да мильона ветеранов и в живых-то нет уже. У нас вот памятник отгрохали, тоже небось попилил кто-то, а где деньги на честные похороны (Впрочем здесь это и так вроде бесплатно, по последнему-то разряду)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-06 01:55 (ссылка)
По последнему разряду любого бесплатно похоронят или только ветерана?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yohaha.livejournal.com
2013-05-06 03:29 (ссылка)
Любого, и документов не спросят. Отца, блаженной памяти, недавно хоронил - только за доставку, и если гроб не хотите из ДСП (мы заплатили пару шкту за нормальный). А он и не был вовсе ветераном, ему тогда 10 было

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2013-05-05 01:27 (ссылка)
Я бы на их месте предложил выдавать погребальные кредиты.

А вы уже приготовили себе одежду? Ну там пиджак, бабочка, пенсне и презерватив.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-05 01:44 (ссылка)
Нет, не приготовила. Я же не знаю, какие будут моды, когда я помру. Не хорониться же в старомодном. Да и одежду сейчас предлагают прямо похоронные конторы. Если, например, у вас нет костюма, то они предоставят, они же и оденут и галстук повяжут. Сейчас хорониться стало очень удобно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2013-05-05 14:23 (ссылка)
в двубортном уже давно не хоронят!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-06 01:58 (ссылка)
Вот именно. А то люди придут хоронить, неудобно ж получится.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2013-05-05 11:41 (ссылка)
не дочитавши - бросаюсь сказать:
- и я! я тоже первое, что подумала!
чтобы они эти гробовые деньги не на похороны свои, облегчая заботы окружающих, а на себя любимых. в париж или на море.
ну или ближайший санаторий. или еще на какую блажь.

всё лучшее применение!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]stimfaly-birdy.livejournal.com
2013-05-07 22:33 (ссылка)
эТт я была.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-07 22:33 (ссылка)
Да я еще тогда поняла, что ты.)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gulidar
2013-05-05 15:31 (ссылка)
Думаю, суть в нежелании напрягать родственников расходами на свои похороны, плюс мышление времён, когда денег у всех было немного, так что к крупным тратам нужно было готовиться. Бытие определяет сознание, ёпта!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-06 02:02 (ссылка)
И родственников не хотят напрягать, и хотят, чтобы была гарантия, что все будет как следует.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]curlysue
2013-05-05 18:12 (ссылка)
А я написала на футболке we all will die, и мы с Дуськой пошли гулять.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-06 01:54 (ссылка)
Здорово! классно! она к тебе или ты к ней? Привет передавай.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]curlysue
2013-05-06 14:16 (ссылка)
Она уже уехала, вчера. На три дня приезжала. У меня теперь пропасть еды, несколько дней есть буду.

А хорошенькая капец, так бы и. Эх.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-06 14:18 (ссылка)
Еду, что ли, Дуся и приготовила?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]curlysue
2013-05-06 14:42 (ссылка)
Ну а кто? Правда, то, что она приготовила, мы уже съели, а много просто всяких продуктов.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]grandebouffe
2013-05-06 22:07 (ссылка)
Я при всей свое

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]grandebouffe
2013-05-06 22:07 (ссылка)
й невротичности восприняла именно как неуклюжую попытку. Но это потому что я еще застала стариков, которые готовились к смерти именно как ты рассказываешь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]chereza
2013-05-06 22:13 (ссылка)
Да, вот те люди, они не те, что те люди, которые сейчас

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]grandebouffe
2013-05-06 22:16 (ссылка)
Да, те прям толстовские крестьяне. "Отойди, барин, помирать стану."

(Ответить) (Уровень выше)