SS-овские палачи на британской службе
Нацистское чудовище, нанятое шпионить в пользу Британии.
Тони Ренелл
UPDATED: 21:06 GMT, 24 июля 2009
Хладнокровный убийца: Фридрих Бухардт доказал свою полезность англичанам
Фридрих Бухардт был человеком умным, интеллектуалом и эрудитом как в домашней юридической практике, так и в написании статей по экономике и географии.
А также он был хладнокровным убийцей чудовищного масштаба.
В нацистской Германии он применил свой огромный ум к решению извращённых расовых вопросов, в частности, к распространению еврейских общин на восток от Рейха: в Польше и России.
Когда гитлеровские армии вторглись затем на эти земли, он подошёл к переполнявшим их людям со шкалой определения "германскости" в диапазоне от одного до пяти.
Но красивый, тридцати с небольшим академический работник был солдатом настолько же, насколько и учёным. Он был лейтенантом в "шутцшфтаффельн" - устрашающих СС - и в этой организации зла никому не разрешалось отсиживаться в тылах.
Генрих Гиммлер, предводитель СС, настаивал на так называемом "кровавом опыте" для всех своих людей. Идеология должна была смешаться с практикой. А практика заключалась в истреблении, и в этом Бухардт стал смертоносным докой.
В польских городах Люблине и Лодзе он перешёл грань, отделявшую этническую сортировку людей от убийства, а изучение контроля населённости от его применения на практике.
Верхушка СС была впечатлена.
Вот он - человек, готовый далеко зайти. Он произвёл ещё большее впечатление, осуществляя надзор за депортацией 80 тысяч евреев и цыган в истребительный лагерь "Хелмно".
Повышенный до майора, он командовал печально известным отрядом, который действовал позади линии немецкого фронта на захваченных нацистами территориях Советского Союза, окружая и убивая десятки тысяч евреев и коммунистов.
Анйзатцгруппы (отряды смерти) наподобие упомянутого убивали безжалостно и в огромных количествах, сгоняя мужчин, женщин и детей из деревень и городов на края ям и расстреливая их одного за одним выстрелами сзади в шею или кося из пулемёта. Они убивалим без угрызений совести на средневековом уровне.
За все эти действия Бухардт, теперь уже подполковник, заслуживал приговора как военный преступник и мог - да и почти наверняка должен был - разделить судьбу командиров СС, которые были повешены или расстреляны в конце войны.
Вместо этого, как показывает книга, выходящая на следующей неделе, этому отталкивающему и неразговорчивому человеку с кровью десятков тысяч жертв на руках не только позволили жить, но ещё и обеспечили работой и будущим. Он был нанят в качестве шпиона, и куда - в британский МИ-6! Бухардт ни в коем случае не был единственным нацистом, вышедшим из войны, не только не заплатив за свои преступления, но ещё и полчив от них выгоду. Но его недавно раскрытая история подольёт масла в огонь беспокойства многих людей, которые подозревали, что в послевоенное время было приложено недостаточное количество усилий для привлечения к правосудию виновников холокоста.
Многие сбежали в новую жизнь в такие далёкие места, как Южная Америка, и только горстка - такие, как Адольф Айхманн (в русскоязычных источниках часто - Эйхман), архитектор "Окончательного решения", Клаус Барби (в русскоязычных источниках часто - Барбье), "лионский мясник", а также Франц Штангль, комендант двух лагерей смерти - были привезены обратно и осуждены.
Йозеф Менгеле, врач в Освенциме, который отбирал жертв для газовых камер и проводил генетические эксперименты на детях, вообще никогда даже не задерживался, хотя его номер был в телефоном справочнике Буэнос-Айреса.
Холокост: Бухардт впечатлял своё начальство наздором за депортацией 80 тысяч евреев и цыган.
Другие, в частности, стоявшие ниже по иерархии, скрывали свои личности и в хаосе послевоенной Германии проскользнули незамеченными к обычной жизни.
Однако, как бы необычно это ни звучало, Бухардт, несмотря на то, что находился в руках союзников, и несмотря на известность своих преступлений, не только спасся от виселицы, но и получил особую миссию от имени Его Британского Величества.
И полезным для британцев стали именно те его знания, которые были его сильной стороной в СС. Он был специалистом по Советскому Союзу и всем территориям, находившимся в тот момент под советским каблуком. Он разворачивал там шпионские сети и набирал агентов и коллаборационистов из местного населения.
Будучи захваченным и находясь под следствием в британском лагере для военнопленных, он составил документ под заголовком "Подход к решению русской проблемы в период нацистского режима в Германии" и показал его своим захватчикам.
Это было полное описание хода его шпионских операций в Восточной Европе. Для МИ-6, изо всех сил старавшейся добраться до тайной кнопки к операциям по сбору развединформации от гитлеровско-германского до сталинско-коммунистического режимов, это было золотое дно.
МИ-6 сделала его основой своей шпионской деятельности за "железным занавесом".
Что именно Бухардт получил за свою новую роль, остаётся окутанным тайной. Возможно, его новым хозяевам было чересчур стыдно вести документальные записи о какой бы то ни было его деятельности. Но историк Гай Уотлерз, чья книга "Охота на Зло" раскрывает пакт между МИ-6 и Бухардтом, приходит к выводу, что "его знания о балтийских странах, Польше, России, а также его многочисленные контакты среди русских антикоммунистов, были признаны чрезвычайно полезными".
Этот союз не был долгим. Два года спустя МИ-6 вышвырнуло Бухардта по неустановленной причине и, судя по всему, дальше он перевёл свои услуги на службу к американцам.
Как именно его использовали, Уолтерсу с точностью установить не удалось, но воспринимать это сотрудничество следует со всей серьёзностью. Его связей с Центральным разведывательным управлением хватило, чтобы загнать в тупик сделанное властями Западной Германии предложение начать расследование его военных преступлений.
Его оставили проживать большую часть его дней в университетском городке Гейдельберга, а также, вероятно, значительную их часть - в штаб-квартире американских войск в Европе. Он умер в 1982 году в возрасте 73 лет, так и не представ перед необходимостью ответить за совершённые преступления и за кровавый след, оставленный в России четырьмя десятилетиями ранее.
Бухардт был вовсе не единственным, а лишь одним из многочисленных нацистских убийц, которые наслаждались подобной протекцией со стороны Союзников после окончания войны.
Как офицер Гестапо, Хорст Копков нёс ответственность за казни в тюрьме и концентрационных лагерях порядка 300 британских агентов, отправленных за линию фронта "Руководством по особым операциям", включая знаменитую Виолетту Шабо, ставшей бессмертной после фильма "Вырежь её имя с гордостью".
Но британские шпионские операции и подпольная деятельность были не единственным, во что был посвящён Копков. Он также собрал обильную информацию о советских разведывательных кругах в Германии, так что, когда попал в британские руки, спасся, о многом рассказав.
Когда он выдавал МИ-6 внутреннюю информацию, а его следователи практически не могли поверить своих ушам, расследователей военных преступлений из других агентств держали подальше. Даже РОО, тяжело им оскорблённое, так и не смогло до него дотянуться.
Наконец, в 1948 году этим группам по расследованию военных преступлений сказали,что Копков умер от воспаления лёгких во время содержания под стражей и похоронен рядом с другими немецкими военнопленными на военном кладбище. Было предъявлено даже свидетельство о смерти.
Его смерть была подделкой, слепленной секретной службой. Он вернулся в Германию с фальшивым именем и даже пришёл обратно в свою семью под обликом якобы давно потерянного родственника по имени "Дядя Петя", а легенду прикрытия он и его жена хранили, засыпая на разных кроватях.
Уотлерс уверен, что Копков так и оставался британским агентом, организующим сеть контактов за "железным занавесом" на протяжении следующих восьми лет. Он умер - на этот раз уже по-настоящему - в 1996 году.
Другим военным преступником, получившим от МИ-6 новое имя, был Викторс Арайс, главарь особого подразделения, которое убийвало евреев в Латвии и партизан в России. Количество трупов на счету его личном и его коммандос между 1941 и 1944 годами было, скорее всего, в районе 100 тысяч. Тем не менее, после нескольких лет заключения он в 1949 году был выпущен британцами по дименем Виктор Зейботс, был устроен работать водителем у британских военных властей в Западной Германии. Он заявлял, что разведывательная служба пыталась нанять его для предпринятия разведывательных мисси в находящейся под советским контролем Латвии.
Его прошлое в конце концов настигло его. В 1979 году он был привлечен к ответственности во Франкфурте и приговорен к пожизненному заключению. Он умер в неволе в 1988 году.
Изо всех чудовищ, с которыми западные агентства вели дела после Второй мировой войны, Бухардта Уолтерс считает самым худшим. Он был самым смертоносным, посколько он не только вёл надзор за убийствами, "но и помогал конструировать дефективную академическую основу, на которой нацисты сооружали свою картину расового превосходства, ведшую к геноциду".
Для многих было бы весьма соблазнительно рассматривать использование таких чудовищ как свидетельство морального банкротства МИ-6 и ЦРУ. Уотлерс, впрочем, склонен считать, что люди, работающие в этих организациях, получали не особо большое удовольствие от найма кого-то настолько погрязшего в зле и грехах.
"Сегодня легко морализаторствовать по поводу этой деятельности", - говорит он - "но это если игнорировать реальности шпионской работы и уровень риска, который, по мнению союзников, исходил со стороны Советов".
Он аргументирует, что если нацистские преступники имели доступ к инфомрации за "железным занавесом", то это было достаточной причиной, чтобы крутить с ними грязные дела во имя великих ценностей демократии и либерализма.
В послевоенную эру обычным делом было взгляды, что человек с информацией и контактами будет гораздо ценнее, работая на твоей стороне против общего врага - Советского Союза, чем болтаясь на виселице. Русские сами использовали бывших эсэсовцев для внедрения в западные разведывательные агентства.Вся эта двойная игра была весьма далека от клятв, данных союзниками за полтора года до окончания войны, в том, что военыне преступники будут "преследоваться даже на самом дальнем краю земли".
В реальности же, как только с высшими нацистами расправились в Нюрнберге, гонка по выслеживанию всех виновных в зверствах замедлилась до ползанья.
Проблемой было осознание, что зло нацизма просочилось в немецкое общество очень глубоко. Общий объём преступности в тот момент просто захлёстывал. Более того, следственные команды находились в неловком положении из-за острой нехватки ресурсов.
Следственное подразделение британской аормии состояло только из 12 офицеров - меньше половины от запланированного - а её поисковая команда, чьей задачей был розыск виновных - всего из шести.
В ноябре 1946 г. британское правительств, уверовав, что общество уже удовлетворено "генеральной уборкой", рег\ило прекратить дальнейшую охоту на нацистов и в следующий год 2000 подозреваемых, против которых не собрали достаточно доказательств или чьи преступления посчитали относительно обычными, были оставлены в покое.
К 1948 году британцы удерживали менее 200 подозреваемых. В августе того же года все расследования были заброшены, а подразделения, занимавшиеся военными преступлениями, распущены.
Для одного из них, сержанта Грэвилля Джэннэра, позднее - пэра лейбористов лорда Джэннэра - это было шоком.
"У нас дела на 10 тысяч преступников, убийц и охранников концентрационных лагерей, а власти распустили нас, потому что им захотелось сосредоточиться на русских. Это была грязная политика"
(с) • Hunting Evil by Guy Walters (Bantam Press, £18.99)
Источник: http://www.dailymail.co.uk/news/article-1202005/The-Nazi-monster-recruited-MI6.html#ixzz21lD1Umb3