Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ПЛАТОН Тифаретный ([info]hyperion)
@ 2023-07-13 00:21:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Entry tags:runica abc, книги

Хроника Ливонии
Настало время в очередной обратиться к первоисточникам, что на самом деле стоит делать регулярно.

Вообще я этот файл с роскошным советским изданием «Хроники» собирался прочитать для себя, просто ради уточнения подробностей отдельных ритуалов. Ну и просто обновить в памяти историю родного края. Планов выкладывать сюда не было. Но чем больше я вчитывался в картину происходившего тогда на балтийском побережье, тем более интересные и актуальные вопросы вытекали из прочитанного.

Современное неоязычество реконструируется из весьма ограниченного набора источников. И постоянной темой для споров оказывается этническое происхождение ритуалов описанных в упомянутых источниках. Вспомним волхов и чудь. Или сейд и саамов. Паттерн очевиден, при наличии под боком упорно языческих фино-угорских народов очень легко списать все странности у условных своих на экзотическое заимствование. Там ведь даже язык другой языковой семьи, вполне естественно предположить что и религиозная культура будет совершенно другой.

Так вот, «Ливонская Хроника» описывает события северных крестовых походов против очень разных в языковом плане народов и племён. И автор хроники, прекрасно знавший судя по цитатам языки, совершенно не замечает особой религиозной разницы между фино-уграми и балтами, так что читателю в моём лице приходится самостоятельно расставлять этнические ярлыки. К примеру ритуал раскрещивания выглядит специфическим для фино-угров, сперва его применили ливы (смывая крещение водой Даугавы), потом эсты (смывая его в бане, что сразу напоминает про другие примеры использования этого помещения в ритуально-магических практиках). Вроде всё ясно, но можем ли мы гарантировать что это не было просто очевидной частью описанных хронистом восстаний именно этих народов и что восстававшие вне фокуса повествования балты не использовали ничего похожего? Или ритуалы с оружием. Ливы гадали с конём переступавшим через копьё (но очень похожие ритуалы зафиксированы у балтийских славян), клялись стоя на оружии и заключали мир обмениваясь копьями. В свою очередь литовцы объявили в одном эпизоде войну бросив копьё в воду Даугавы при специально вызванных свидетелях. Можно ли говорить что перед нами принципиально разные по своей логике ритуалы, сравнимые с разницей между ливским и литовским языками? Современные латыши и эстонцы очень похожи друг на друга по культуре при тотальном различии языков, можем ли мы быть уверены в том, что в прошлом всё было иначе? От текста «Хроники» появляется ощущение единого в культурном плане, хоть и полного конфликов региона. Даже православная домонгольская Русь оказывается тут лишь частью общей картины, автора «Хроники» крайне возмущает отказ полоцких князей от полноценной проповеди. Из текста похоже что их интересовала только дань, так что в зоне их влияния крестились только те кто хотел, и не было никаких проблем с военными союзами между православными и язычниками против католиков. Даже если это пропаганда, она неплохо укладывается и в слухи про отдельных полоцких князей (особенно в «Слове») и в дальнейшую историю возвышения языческой Литвы. Но окончательно этнометр сломался у меня на первом появлении имени божества вместе с мифом. Вообще хрониста такие мелочи не особенно беспокоили, ему хватало терминов типа «бог ливов». То есть понятно что это должен быть Юмала и что подробности описанного пророческого сна (божество вырастало из дерева) может быть частью иконографии, но прямого доказательства в виде имени там нет. Зато у эстов имя неожиданно появилось: «там была гора и очень красивый лес, где, как говорили местные жители, родился великий бог эзельцев, именуемый Тарапита, который оттуда и улетел на Эзель»

Уже первые исследователи «Хроники» поняли что это скорее всего боевой клич «Tar, abita!». Тор, помоги! Нет, я читал про следы культа Тора в позднем фольклоре фино-угров, но пеший штурм крестоносцами по льду последнего острова торианцев оказался всё-таки сюрпризом.

Генрих Латвийский [Предисловие - Александрович Быстрянский (Ватин); Перевод, комментарии и введение - Сергей Александрович Аннинский]
(первоисточники)
Хроника Ливонии [файлом с телеги]