The pilgrimage to Olympia/Greek Festivals and the Ritual Process
Хотя я не следил за открытием Олимпиады (не было времени, да и спортом я не увлекаюсь), лента по прежнему забита специальной Олимпиадой по защите богобоязненного Да Винчи от запрещённых в РФ экстремистов с Дионисом во главе. Вообще у меня есть лёгкие сомнения в том что реального Леонардо Да Винчи в принципе возможно от экстремизма защитить, особенно учитывая некоторые версии его Иоанна Крестителя (там по ссылке ещё очень смешная аналогичная история из семнадцатого века).
Ну а на защиту Диониса и его права участвовать в церемонии уже встал лично его отец Громовержец, ударивший молнией прямо в святыню основных критиков. Трудно оспорить столь весомый вердикт.
Но если отложить шутки в сторону, то массовое возмущение явлением Диониса народу совпало у меня с чтением соответствующих глав «Метаморфоз» Овидия, у меня как раз руки дошли до перевода на английский от Аллена Мандельбаума, изданного «Everyman's Library». В сравнении с описанным в классических текстах всё довольно травоядно, оппонентов божества не разрывают живьём на части. Однако такое забавное совпадение моих частных интересов с причиной коллективных споров и обсуждений стало для меня поводом слегка изменить тематику этого канала. Точнее уточнить.
Этот канал с самого начала был местом куда я выкладываю прочитанное с комментариями, включающими в себя всё что показалось важным и полезным. Сперва мой специнтерес был полностью сфокусирован на рунологии и германском язычестве, но у меня никак не получалось удержаться в одной теме. Каждая нить неизбежно приводила к аналогам у соседей. Обычно индо-европейских вроде обязательных кельтов, балтов и славян. Но я регулярно натыкался и на взаимовлияния с соседями из других языковых семей вроде финнов, гуннов или этрусков. Тематика канала начала явно расширятся до всего севера Европы, с редкими заходами в Италию. Только я до последнего держался и не шёл дальше на юг. Греция была слишком экзотической и пугала объёмами накопленного там материала. Плюс после прочитанных в детстве Куна и Лукиана было немного трудно воспринимать эти мифы всерьёз. Всё изменилось в этом году, когда мы впервые вместе приехали в гости к части нашей семьи, переехавшей на Пелопонес. Я уже писал про это в дневнике и не хочу повторятся, просто признаюсь что эта поездка сильно поменяла мой угол зрения. Особенно когда я понял, в Олимпии, что оригинальный Άλτις, до всех этих статуй и белых колонн, был просто священной рощей, ничем принципиально не отличавшейся от тех что зафиксированы источниками на севере. Даже само имя для рощи подозрительно напоминает германский alh и балтский alkos. Ритуал срезания ветви дикой оливы напоминал друидические. Место где приносились жертвы хтоническому герою Пеплосу вообще напоминало про наши курганы.
Я впервые реально увидел общий фундамент у очень разных внешне вариантов европейского язычества и начал воспринимать его как общеевропейское. В список на чтение, соответственно, добавилось много нового. Думаю настала пора отразить на канале эти изменения.
Начать можно с обсуждения Олимпиады, тема не хуже других. Среди авторов занимающихся ритуальным значением древнегреческих фестивалей меня особенно заинтересовали работы норвежской учёной (почему то с французской фамилией) Синневе де Буври. Именно у неё я нашёл статьи с подробнейшим анализом самой структуры действа и интуиция меня не обманула - холм Кроноса там совсем не случайно, похоже что это единственное реально древнее место связанное с культом данного божества. Всё ритуальное пространство альтиса было построено на разделении между мужским/женским, порядком/хаосом и олимпийским/хтоническим. За последнее выступал культ Пелопса. Меня очень заинтриговала идея, что в имени Деметры Хамины (Χαμύνη), жрица которой была единственной замужней женщиной которой дозволялось присутствовать на стадионе, отражается инициатический ритуал. Ещё сильнее заинтриговали ритуальные костры для жертвоприношений из белого тополя, он же leuke, как двойного дерева связывающего миры.
Первая статья анализирует именно Олимпиаду, как почти тотально мужской фестиваль/ритуал.
Вторая статья расширяет тему, включая в картину женский фестиваль в честь Геры, происходивший в одном году с мужским но в другое время, не в первое полнолуние после солнцестояния. Аргумент для критиков открытия парижской Олимпиады: в ритуальном комплексе оригинальных Олимпиад присутствие Диониса было минимальным. Упоминались только отдельные алтари. Главный признак дионисийского ритуального пространства, театр, так и не был построен в Олимпии, несмотря на очень долгую историю самого места и фестивался. Это не может быть случайностью, похоже сама суть ритуала и праздника в целом заключалась в утверждении порядка и закреплении различий между составными частями древнегреческого общества, с подчёркиванием гендерных и социальных ролей. Именно поэтому во второй статье общий ритуальный комплекс из двух фестивалей противопоставляется для анализа афинским Дионисиям, творческому состязанию. С множеством очень узнаваемых деталей. Вообще вторая статья с вступлением, состоящим из подробного научного анализа социального значения фестивалей, выглядит отличным комментарием к теме сегодняшнего обсуждения.
Возвращаясь к нему замечу, что все возможные вопросы для меня лично закрываются если воспринимать церемонию открытия как современный вариант Дионисии. Всё равно спортивные состязания больше не проводятся на стадионе возле альтиса под холмом Кроноса, значит и остальные строгие правила былых времён больше к ним не применяются. Единственная церемония которая проходит сейчас в альтисе, разжигание олимпийского огня, вообще была придумана лично Карлом Димом в 36-ом году и потом переснята Лени Риффеншталь для создания красивой картинки. Я могу понять причины, по которым такая эстетика по для части яростных критиков выглядит привлекательнее вакханалии. Но не вижу причин самому принимать участие в контр-вакханалии, тем более что я не наблюдаю вокруг реальных консерваторов призывающих вернуть ночные жертвы Пелопсу и венки дикой оливы в качестве награды. Зато вижу призывы вернуть позднеримские/византийские законы о преследовании язычников. В которых записывают вообще всех подряд благодаря замечательной концепции «языческого поклонения плоти и материи в целом», сформулированного возмущённым Холмогоровым.
PS
Но расширение тем и доступных источников вовсе не означает радикальных изменений в концепции канала. Основная масса текстов по прежнему будет посвящена германским традициям и рунологии.
Synnøve des Bouvrie
(Статьи)
The pilgrimage to Olympia. Settings and sentiments
Greek Festivals and the Ritual Process: An Inquiry into the Olympia cum Heraia and the Great Dionysia. [Файлами с телеги]