Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2004-09-16 14:32:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Гондишапур – исток современной науки?
Известно об этом очень мало. Сколько-нибудь развернутое изложение есть у К.А. Свасьяна («Становление европейской науки»), у Gleich (1966), Schoffler (1980). Ясно следующее.
В 529 г. Юстиниан закрыл Афинскую школу философов, наследницу аристотелевой академии. Последние философы, изгнанные из Афин, в 533 г. основали новую Академию в г. Гондишапур (юг Ирана). Этот «научный городок» стал прежде всего крупнейшим медицинским центром, однако развивались здесь и иные науки и искусства.
Здесь – зачатки современной косметики и парфюмерии, отсюда растет значение игры в шахматы. Тут рождается промышленное производство сахара. Центр в Гондишапуре отличается религиозной терпимостью и синкретизмом: взаимодействуют идеи христианства, зороастризма, неоплатонизма, буддизма, даосизма. Здесь скрещиваются волны восточных и западных влияний, возникает «центр переводов» - и затем отсюда начинается та дорога, по которой Аристотель на арабском и сирийском вернулся в Европу. Врачи-несториане, выпускники Гондишапура, были весьма многочисленны в Аравии к моменту возникновения ислама – и взрывная волна мусульманства несла в качестве светской культуры окружающему миру то, что произвел Гондишапур.
Отсюда знание – в виде «арабской мудрости» - возвращалось в Европу в VIII, IX, X, XI веках. Отсюда пошли мощные традиции, которые привели в конце концов (вместе с другими влияниями) к возникновению в Европе уже в Новое время соперничающих эмпиризма и рационализма. Множество научных и философских концепций, ошибок, споров уходят корнями в Гондишапур.
Роль этому явлению придается большая, а известно о нем мало (нашествие Тимура уничтожило документы). Но, может быть, что-нибудь «раскопали»? К этой картине возникает много уточняющих вопросов. В большинстве источников говорится только о медицинской школе в Гондишапуре. Как обстояло дело с другими «специальностями»? Поддерживались ли контакты с другими центрами – скажем, Александрией? Какие фигуры можно отметить в Гондишапуре? Они должны быть достаточно масштабны, если Аверроэс признается их продолжателем и учеником.


(Добавить комментарий)


[info]eugenegp@lj
2004-09-16 03:02 (ссылка)
написал большой пост, а он проглотился.

Симпликий как раз переехал в Гондишапур (он же Бет Лапат/ Белапотен), на него ссылается Аверроэс. Вместе с ним поехали
Дамаский из Сирии, Евламий (или Евлалий) из Фригии, Прискиан из Лидии, Гермий и Диоген из Финикии, Исидор из Газы. Но вероятнее всего, уже через 3 года они вернулись в Визант.империю, где основали платоническую школу в Харране, так что для Гондишапура их влияние не было ключевым. И, вероятно, Гондишапур был центром именно медицины, в то время как низибийская богословская (несторианская) школа стала подобием академии. Надо также учесть, что переводы на арабский шли не только греческих и латинских, но и, например, индийских текстов...

- Юханна ибн Масавей, он же Абу Закария, он же Мезу
Born in 777/161 into a family of physicians from Gondishapur, in western Iran, Yuhanna ibn Masawayh (known to Europeans as Mesuë or filius Mesuë) became court physician to the caliph in Baghdad and director of a hospital there. His pupil was Hunayn ibn Ishaq, and he himself composed medical treatises on a number of topics, including ophthalmology, fevers, headache, melancholia, diatetics, the testing of physicians, and medical aphorisms.
Yuhanna ibn Masawayh was a Nestorian Christian physician of Baghdad, where he became personal physician to four caliphs. He composed a considerable number of Arabic medical monographs, on topics including fevers, leprosy, melancholy, dietetics, eye diseases, and medical aphorisms. The name Mesuë, or filius Mesuë is associated with several influential Latin treatises, only some of which were actually written by Ibn Masawayh

- Hunayn ibn Ishaq, al-‘Ibadi (d. 873 or 877 [260 or 264 H])
Hunayn ibn Ishaq was the most productive translator of Greek medical and scientific treatises into Arabic. He was a Nestorian Christian originally from southern Iraq who spent his working life in Baghdad, the center of the great 9th-century Greek-into-Arabic translation movement. He translated into both Syriac and Arabic, often working in collaboration with others, especially his nephew Hubaysh. Ten years before his death Hunayn recorded that of Galen's works alone, he had made 95 Syriac and 34 Arabic versions.

Hunayn (known to Europeans as Johannitius) also composed a number of original medical writings, including the influential Questions on Medicine for Beginners (Kitab al-Masa'il fi al-tibb li-l-muta ‘allimin), which later in Europe, through a Latin version called the Isagoge, established the basic conceptual framework of medieval and early-modern medicine

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]eugenegp@lj
2004-09-16 03:29 (ссылка)
Про Абу Закария - http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/095/162.htm

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eugenegp@lj
2004-09-16 03:35 (ссылка)
прошу прощения, опечатался, это про Разеса, конечно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-09-16 04:48 (ссылка)
Огромное спасибо. Очень интересно. Я правильно вас понял - Вы высказываете следующие утверждения
1) греческое влияние (выходцев из Академии) на школу в Гондишапуре было не слишком значительно - греки вскоре вернулись в Византию. Далее школа в Г. развивалась разными восточными учеными.
2) главное в этой школе были медицинские исследования, все остальное либо не существовало, либо было малозначительно.

Это не слишком вяжется с тем. что я прочитал в иных источниках, поэтому мне бы хотелось понять Вашу мысль по возможности точно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eugenegp@lj
2004-09-16 05:21 (ссылка)
With a grain of salt, пожалуйста - я никогда предметно этой темой не занимался, то, что я написал выше - анализ источников, которые я нашёл в ответ на Ваш пост :)

Если следовать букве вопроса - да, влияние именно этой группы греков-язычников на школу в Гондишапуре было не так велико; да, школа именно в Гондишапуре большую часть своего существования якобы в первую очередь специализировалась на медицине и поставляла придворных врачей-христиан.

Другое дело - 1) неоспоримое греческое влияние на развитие философии, науки, и проч., в т.ч. эмиграцией несторианцев и язычников, 2) формирование на территории Персии научно-культурного гнезда (не только в Гондишапуре), транслировавшего греко-латинский-индийский корпус текста и мысли, 3) в определенный период - сознательная стимуляция этого процесса со стороны власти при Аббасидах, в частности "премьер-министром" Бозоргмером, 4) конечно же, медициной занятия в Гондишапуре не ограничивались, там,в частности, и обсерватория была. И, естественно, занятия медициной неизбежно включали, так сказать, натурфилософию...

Упомянутые греч. философы вернулись, конечно, в Византийскую империю, да только в ту ее часть, которая была в Месопотамии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eugenegp@lj
2004-09-16 05:39 (ссылка)
да, я не написал, почему, собственно, Сассаниды переводили книги.
Дело в том, что зороастризм считал всё знание священным, ибо оно исходит напрямую от Ахурамазды.
Вот цитата из иранского канона: According to Dinkard, the Zoroastrian canon in Pahlavi, Book IV, "all knowledge and sciences was received by Zoroaster from Ahura Mazda and transmitted through Avesta. Destruction of Persia by the wicked Alexander dispersed the texts throughout the world. The Greeks, the Egyptians derived all their knowledge and science from these dispersed texts. Subsequently Sassanian emperors took it upon themselves to collect all these texts from all over".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eugenegp@lj
2004-09-16 05:40 (ссылка)
при Сассанидах, не при Аббасидах! пора отдыхать

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eugenegp@lj
2004-09-16 05:44 (ссылка)
другие интеллектуальные центры того времени - Эдесса на западе, упомянутый Харран (Карра), Нисбис и Мосул (территория совр. Ирака), Марв, Багдад в Персии.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]eugenegp@lj
2004-09-16 05:23 (ссылка)
Понятие "восточный учёный" довольно размыто - речь идёт о цивилизации, сохранявшей знач. часть эллинистического наследия...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-09-16 20:39 (ссылка)
Да, это уточнение, конечно, правильно. Насколько я понял, мои и Ваши сведения отличаются. в общем, весьма незначительными оттенками. В целом все сходится. Я слышал глухие упоминания о том, что кроме этой группы греков, туда потом еще приходили люди из греческих школ. В тех источниках, которые мне попадались, кажется, шла речь о том, что влияние этих аристотеликов было для школы в гондишапуре определяющим, эта традиция потом усердно сохранялась. Преобладание там медицины несомненно, но можно найти упоминания о многих других формах деятельности. Кажется, там даже в кузнечном деле какие-то нововведения произошли.
Ну а о том, как эта "персидская" (на деле синкретическая) мудрость сказалась потом в Европе, как впоследствии эти знания легки в основу канона западного научного знания - об этом, кажется, у нас особых разночтений не возникло.
Огромное вам спасибо за крайне интересные сведения. Очень многих конкретных деталей я не знал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vryadli@lj
2004-09-17 11:00 (ссылка)
Зороастризм - вообще интересная штука. Но почему с математикой у них так неважно - непонятно. Как, впрочерм, и насчет Рима тот же вопрос возникает.

(Ответить) (Уровень выше)

Свасьян о Гондишапуре, м.б. читали?
[info]dignidad_honor@lj
2010-07-04 16:27 (ссылка)
http://www.rvb.ru/swassjan/stan_evr_n/01text/06.htm

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Свасьян о Гондишапуре, м.б. читали?
[info]ivanov_petrov@lj
2010-07-05 01:57 (ссылка)
да, читал

(Ответить) (Уровень выше)