Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-12-26 04:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Атрибуты высокой культуры
http://banshur69.livejournal.com/22897.html
"В общем, так. Всякая великая война была основой для широкого и глубокого осмысления ведших ее народов. Особенно на Руси. Осмысление запаздывало когда на полвека, когда и на полтора. Но оно было. "Слово о погибели земли Русской", "Слово о полку Игореве", "Полтава", "Война и мир", "Белая гвардия", "Тихий Дон". Самой великой была Отечественная 1941-1945 гг. С нее кормился целый полк писателей - фронтовиков и не очень. А осмысления так и не получилось. Что помешало? Кинохроника? Записи речей? Нет. Помешало низкое качество русской культуры после 1950 года.
Гении всегда были. Но посмотрите, насколько ухудшилось качество гения - творца культуры - после Великой Отечественной войны. Сравните для начала Пушкина и Блока - сравнение уже не в пользу Блока. Сравните Батюшкова и Мандельштама, Тютчева и Тарковского. Что изменилось? Представление об античности. У поэтов Серебряного века оно поверхностное (если они не специалисты), они не знают языков, не могут переводить даже римлян, если переводят - только по подстрочнику. И дело не просто в гимназическом образовании (в Серебряном веке оно тоже было), а в желании понять всю мировую историю, бывшую задолго до нашей и обусловившую ее. Малороссийский беллетрист Гоголь писал очерки правления халифа ал-Мамуна, интересовался историей Персии, был знатоком истории Рима. А ректорский внук Блок не знает толком даже про скифов, лихо сопоставляя их со славянами. Еще что изменилось? Понимание жанра и штиля. В Серебряном веке на этом уже не заостряли внимание, поелику были далеки от античных и староевропейских корней поэзии. Они еще аристократы, но уже без прочных интимных связей с древней культурой. Египтомания не более чем игра воображения, подлинного Египта никто не знает, потому не в счет. Но стремление к овладению далекими мирами (Индия, Месопотамия) было, пусть и у немногих. А теперь сравним вышеупомянутых с Высоцким и Бродским - гениями поэзии совсем недавней эпохи... Право, лучше и не сравнивать. Качество гения ухудшилось настолько, что о старых языках совсем речи не идет, а из новых возможен только английский, да и то только у Бродского. А в целом-то наши кумиры так без языков свой век и жили. Симонов, Твардовский, Самойлов, Слуцкий - так и прожили с ностальгией не по Елене или Менелаю, не по Сиду и Роланду, даже не по Игорю Святъславичу. Нет, они уже страдали по пушкинской эпохе или по временам Блока, видя в них самый дорогой для себя идеал. Какая там Индия, какой Египет! Не было аристократии, не было сословности как в социуме, так и в искусстве, и не было отдаленных ассоциаций и странных сближений в поэзии.
Театру тоже не повезло. Трагики исчезают вместе с Остужевым и Юрьевым, Н. Симонов и Смоктуновский добирали остатки традиции. Выше корифеев оперной сцены, явившихся в начале прошлого века - Шаляпина, Неждановой, Обуховой и Собинова - так и не суждено было никому подняться. Сравнивать их с теми, что сейчас, и не дерзну. Искусство декламации, художественного слова (где королем был непревзойденный Яхонтов), ритмическое распевание трагического текста - все утрачено. И те возвышенные чувства, которые должны пробудить эти сложные технические приемы, утрачены прежде всего. Стоит только сравнить Шаляпина со Штоколовым, Обухову с Образцовой, Собинова с Лемешевым, как все сразу станет ясно. Утрачено благородство. И не дай нам Бог сравнить Собинова с Басковым. Даже не описать, что мы тогда почувствуем. Так и падем жертвами своего сравнения.
Вместе с качеством гения мы потеряли качество культуры. Нынешние певцы невозможно плохо поют, об их сценической игре в опере говорить нельзя, с пением бы разобраться. Актеры в театре сплошь страдают отсутствием сценической речи и дикции как таковой. Не то же ли самое в науке? Мы давно стали свидетелями чудовищных корректорских и редакторских недосмотров в книгах, стилистической безграмотности авторов в статьях, невразумительности в изложении фактов. Не говорю об идеях, их просто нет.
Так вот, возвращаюсь к началу моих размышлений. Осмысление современности возможно только для культуры высокого качества. Признаком такового качества назову стремление к далеким мирам и труднодостижимым целям, наличие сверхзадачи в творчестве. Еще один атрибут высокой культуры - четкое понимание границ между жанрами и стилями. Третий атрибут - воспитание возвышенных чувств, благородство стиля, сценической манеры. Четвертый - боязнь технических ошибок со стороны автора и конструктивная критика со стороны знатоков ремесла.
Современная повесть о прошедшей великой войне по изложенным выше причинам долго еще не будет написана. Люди боятся думать и не боятся ошибиться.
По этим же причинам и современное течение дел в культуре долго еще будет лишено своего Белинского."
--------------------------
Часто говорят о падении качества культуры, но вопрос вечно тонет в субъективизме - сразу приходят люди со словами "а мне Пугачева нравится" и "а Димабилан - гений почище того Моцарта" - и всё, нет разговора. А в этом размышлении - попытка дать критерии:
- стремление к далеким мирам и труднодостижимым целям, наличие сверхзадачи в творчестве.
- четкое понимание границ между жанрами и стилями.
- воспитание возвышенных чувств, благородство стиля, сценической манеры.
- боязнь технических ошибок со стороны автора и конструктивная критика со стороны знатоков ремесла.

Кажется, таким образом разговор возможен. Предлагаю пробный камень: отсутствие большой русской литературы за последние 20 лет. Об этом ленивый не говорил, и всякий раз один вывод - а откуда вам знать, а лауреаты букера и ста пятнадцати других премий, да у нас только в жж этой великой литературы на сто тыщ персон и вообще субъективно. И вот, никоим образом не пытаясь кого-то задеть - предлагаю попытаться поспорить. Критерии даны. Не удастся ли договориться?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ext_94844@lj
2008-12-26 06:46 (ссылка)
> Если нет твердой системы ценностей - не может быть и большого искусства

Не так. Если нет единой системы ценностей - не может быть критерия для определения :) Собственно, вопрос - можно ли вообще сравнивать, скажем, Гроссмана, Распутина и Толстого, Окуджаву и Боратынского? И если в рамках "большого" XIX века сравнения ещё как-то проходят (хотя "серебряный век" можно сравнить только благодаря тому, что они сами себя поставили на ступеньку ниже "золотого"), то возникшая на пепелище культура 1950-х годов преемственности по отношению к прошлому почти не имеет, и поэтому несравнима.


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-12-26 06:50 (ссылка)
ага. то есть важна не твердость-мягкость, а единство или разнообразие ценностей. Пусть будет мягкая, но единая, чем значит твердая, но разная.
_возникшая на пепелище культура 1950-х годов преемственности по отношению к прошлому почти не имеет_
а вот об этом подробнее где-нибудь можно? Если это очевидный и давно известный факт. могу ли я надеяться. что есть уже всякие подсчеты и яркие иллюстрации литературоведов, которые как дваждыпять доказали - вот в самом деле уровень преемственности с 18 века по середину 20 колебался вокруг 0.7-0.8, а вот смотрим 50-е годы - и уровень редко падает до 04.05, живописуя страшный слом. А как иначе? Веь и после первой мировой много говорили о страшном сломе. И даже после всяких наполеоновских событий. как узнать. был ли перерыв преемственности?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ext_94844@lj
2008-12-26 07:11 (ссылка)
Я просто читал сверху вниз... в один момент не выдержал и вписался. На самом деле я полностью разделяю мнения, высказанные [info]lucas-v-leyden@lj, [info]kizune@lj и другими.

Нет никакого смысла говорить о культуре (в частности о культуре различных эпох, но также и о культуре различных народов) в терминах "лучше-хуже", "выше-ниже". Можно только говорить "наше - не наше", но это субъективно. По-настоящему сравнивать культуру "культурную" можно только так же, как сравнивают культуру материальную, условно говоря, в археологии - в этом слое мы находим каменный топор, а в этом ржавую электроплитку. Но это сравнение мало что даст, кроме очевидного различия и очевидного же сходства.

Так что присоединяюсь к тем, кто считает этот вопрос провокационным. У Боратынского и Окуджавы нет ничего общего, кроме меня - того, кто их читает. А моя точка зрения - субъективна, и намеренно субъективна. В восприятии культуры мне бы не хотелось проводить самоанализ, ибо он этому восприятию, боюсь, повредит.

И, конечно, можно меня и других ловить на разных словах и проговорках (вроде "преемственности") - тут я, конечно, противоречу сам себе, потому что если сравнения нет, то и преемственности нет тоже - или она может быть вычислена, как Вы и хотите, только алгебраически, и тут я не потяну. Отсутствие преемственности - это только ощущение. Что вырубили носителей культуры, что возникли новые веяния (в 1910-20-30-е годы), либо прямо отрицающие классицизм, либо просто пришедшие откуда-то "слева", "от сохи". Но, скажем, Аксёнов, как он ни выпендривался, тем не менее вполне сравним с Лермонтовым (имея в виду "Героя нашего времени", а не стихи). И даже может быть весьма похож. Насравнивать можно что угодно и как угодно. И вполне можно сказать, что Василь Быков, Бондарев, Гроссман, Виктор Некрасов исчерпывающе осмыслили войну, и на том стоять...

Плюс, есть же ещё вопрос популярности. Может быть, где-то в макулатуре пылится великий романище о войне, а мы его проморгали? А потомки вспомнят и оценят... А может быть и кто-то из перечисленных уже персон будет потомками прославлен как тот, кто правильно оценил и осмыслил - критерий правильности принадлежит не нам, а им.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-12-26 08:12 (ссылка)
Понятно. У магнита все-таки оторвали полюс, как он ни сопротивлялся. Значит, ничего общего, кроме читателя.
Нет, я не собираюсь Вас ловить на проговорках. Я думал, что не знаю какой-то важной вещи, и спросил. А нет - так никаких проблем. В целом позицию я понял. Субъективизм, опоры никакой и не надо, но при этом не мрак и отчаяние - как у тех, кто еще помнит, что бывает иначе, а светлая уверенность, что это даже и прекрасно.
Я понял. У культуры нет ничего общего, у русской последних веков - ну разве что язык, благодаря которому имеется общий читатель Лермонтова и Окуджавы. а вот если немного язык изменить - так и не будет общего читателя. и что мы на этом потеряем? Ничего. А что можем обрести? Весь мир.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ext_94844@lj
2008-12-26 08:49 (ссылка)
Нет, не поняли :)

У Лермонтова и Окуджавы - столько же общего, сколько у Шекспира и Бодлера. Вот так будет правильнее :) Язык тоже ни при чём.

Мрак и отчаяние - отнюдь не у тех, кто помнит, как бывает иначе. А у тех, кто считает то, что было - "своим", а то, что есть - "чужим". Как бы они, те, кто испытывает мрак и отчаяние, ни пытались придавать своему отношению вид некой объективности (золотой-серебряный-бронзовый, античный рим и т.д.), они всё равно субъективны. Это и есть важная вещь :)

Мне Пушкин и Тютчев не менее близки, чем Окуджава (или далеки - как посмотреть). Не так уж давно это было по-другому - у меня было некое "своё" (как раз в современности), я двигался (как многие молодые люди, быть может особенно в перестроечную эпоху) "отсюда - туда", открывая прежнюю культуру, но оставаясь в рамках "своей". Помните, как в 1989 году каждая книжка была достойна, чтобы её читать, каждый новый автор был гением - потому что открылись запретные кладовые и исчезли преграды? Вам-то, может, это не было таким шоком, а мы люди простые - к тому же мне было пятнадцать лет, и я ещё не так уж много читал и знал :) В какой-то момент произошёл перелом, и обе культуры (на самом деле их не две, конечно, так нельзя делить) стали для меня равны (не в смысле значимости или величия - а только по дистанции от меня до них). Том Уэйтс и Верди, да. Или, если вспомнить Гидона Кремера - Вивальди и Пьяццолла (обожаю этот диск с восемью временами года).

Такой был дрейф. Думаю, что дрейфовать "оттуда-сюда" гораздо более болезненно, но тоже возможно. Впрочем, это, конечно, совершенно необязательно...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-12-26 09:28 (ссылка)
пытаюсь понять. кажется, это ощущение богатства. есть такие и сякие, очень разные. и для понимания каждого нужна своя эстетическая способность

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ext_94844@lj
2008-12-26 10:35 (ссылка)
М-м-м-м... чёрт его знает. Скорее бедности :) Есть многое на свете... что ещё не снилось. Всегда возможно найти что-то ещё не понятное, и постараться понять. Да, конечно, после этого Бах оказывается принудительно на одной диске с Димабиланом. Но на самом деле они же всё равно на одной доске (хоть субъективность Вам и не нравится).

Нет, правда: я честно пытаюсь найти основания для возможности какой-то объективности. Но всё сводится, увы, всё равно к восприятию. Верди против Уэйтса (но не Собинов против Баскова - это натяжка) - это всегда восприятие тогдашнее против нынешнего. Можно ли экспертную оценку "культурной публики" прошлого-позапрошлого века считать a priori более верной, чем публики нынешней? ("Утраченное благородство", "качество гения", "стремления к далёким мирам" - это всё только вкусы. Что мне делать, если стремление к далёким мирам - после великих географических открытий и эпохи империализма - мне кажется глупым и смешным? Значит ли это само по себе, что я чужд культуре?)

Есть, конечно, литература и музыка, которые не так зависят от публики. Поэтому вопрос и нацелен на литературу - дескать, великий роман, осмысляющий великую войну, мог бы возникнуть, да вот гении повывелись. Но кто докажет, что в нашу эпоху именно роман должен осмыслять современность? А не музыка (более абстрактная), не кино (более конкретное в изображении)? И кто сравнит войны XIX века с войной XX века - и более массовой, и более страшной? Может быть, чисто описательные методы уже не годятся? Нельзя же сказать, что две великих войны никак не повлияли на культуру - повлияли, отразились... но может быть движение хиппи и лозунг make love not war - это лучшее, что могло родить человечество в ответ на этот ужас?

Кстати, величие войны - тоже спорно. Ужас войны несомненен. А величие... Подвиг да, но возвеличивать всю эту мясорубку в целом?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ext_94844@lj
2008-12-26 11:18 (ссылка)
Кстати, о величии войны. В ней же (не в её эпизодах, а в целом) и правда не было величия. Ужас, страх, омерзение... Что может быть великого в концлагере или последствиях газовой атаки? Величие было в третьем рейхе - они хотели быть наследниками великой культуры Рима и Европы! Они боролись за идею! Но при этом ничего омерзительнее и ужаснее, чем они, не было в истории. А остальные - защищались (это само по себе - не героическая поза). Защищали свободу, демократию, культуру - кто что, а большей частью сами себя. Налепленная позже идеология объединённых наций и т.п. и вовсе исключает войну как средство разрешения противоречий, и ставит человеческую жизнь (субъективность!) в центр всего. Война окончательно превращается из героики в зло. Может быть, разве что для Америки эта война могла бы стать мессианской войной за идею - но примерно в том же смысле, что нынешняя Global War on Terrorism. Поэтому Гомеру на этой войне нечего делать. Отдельные эпизоды для него есть, а общего полотна - нет.

То же самое - первая мировая: трагедия, но трагедия гибели хора. Героя - нет, идеи - нет, величия - нет, совершенно бессмысленная мясорубка. Весь мир уже завоёван, никаких стремлений к далёким мирам уже нет, и более того, получается, что и раньше-то эти стремления только прикрывали такую же жажду убийства...

Отсюда вопрос - отсутствие великого романа о войне является следствием отсутствия гениев, или отсутствия повода для создания романа, или начавшегося переосмысления понятия величия как такового?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-12-26 18:06 (ссылка)
Ну, наверное, и многие другие войны были омерзительны, а что-то иногда у гениев получалось. Впрочем. не буду спорить. У меня нет глубинной страсти к воспеванию войны. это мысль не моя.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-12-26 18:05 (ссылка)
Вы не там ищите, вот всё и сводится к восприятию. Мне бы казалось, искать имеет смысл в том источнике, откуда берется музыка Баха... При чем тут публика? Это, батенька, всё игры в элиту. они тогда, культурныя. классику определили. а мы псковския, нам плявать... Ну и к чему эти соревнования с Вандербильдихой? Впрочем, это повсеместно. Сплошь разговоры об оценках читателей, ну а кто же еще судить-то будет.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -