Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-05-16 15:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Либерал и страдание
Петер Надаш написал такое эссе – «Дневники Томаса Манна». Там много очень занятных поворотов… Ну, например, о том, что Манн сделал из своей личности некую выборку, которую и представил миру как Томаса Манна – и не только в книгах, но и в жизни. Всю жизнь представлял для жены, детей, знакомых, для всех – Томаса Манна, а на деле был совсем другим, гораздо более разнообразным человеком. Для ЖЖ это не слишком ново – чуть не все так делают. Но от повсеместной распространенности банальность не становится более понятной. Легко сказать – все играют роль… «Томас Манн всей своей личной жизнью представлял то же самое, что и всей своей литературной деятельностью». Это уже – не у всех.

Но более интересен, как мне кажется, другой поворот.

«Юмор, столь характерный для его публичных выступлений и действий, в дневниковых текстах отсутствует полностью... Все явления и все события имеют одинаковый вес… Автор самого себя представляет как исключительно значительный фактор. С позиции этой своей значительности он в конечном счете обращается с явлениями своего тела и своей души так, словно дохлых насекомых пришпиливает булавкой на бумагу.»

«Сквозь мельтешение повторяющихся тем перед тобой словно бы вырисовывается не личность, а тот процесс, в котором отражается, как это сужающееся поле зрения захватывает личность в свою неумолимую сеть… Следуя жесткой схеме предопределенных и в каждом случае строго регламентированных условий, он предпринимает те или иные действия… Он, пожалуй, самый достойный сын своего времени, который за это почетное звание расплачивается трагическим отсутствием личности. И, чтобы иметь возможность выплатить эту цену, он едва допускает на порог сознания собственную огромную трагедию.»

Кажется, всё просто – ну, личные проблемы у человека, ну, страдал. Но отчего тогда такая связь:

«Он – герой либерального мышления и либерального стиля жизни, герой, каким бы он никогда не смог стать, если бы не утончал, не сублимировал то мученичество… Крах, катастрофа, мифологическая по масштабам трагедия либерального индивидуализма … дают богатейший материал именно через характер того, чего нет, через место и значение редукции, через формы торопливости… «

Дальше говорится, что он одинаково относился к своим чувствам по поводу нового фрака, по поводу едва скрываемого омерзения при виде младенца-сына, эротического возбуждения, испытываемого от сыновей-подростков, по поводу чувств к женщине… «Либеральный разум его, высококультурный в ментальном плане, не способен отдаться и той страсти, что противоположна любви… И, конечно, в изобилии наличествуют у него отвержение, презрение, пренебрежение, преуменьшение, не говоря уж об отвращении. Эти заботливо лелеемые и с наслаждением дегустируемые душевные проявления образуют …негативную иерархию, на вершине которой стоит стерильный, идеальный образ значительной личности…»

«Метафизическое представление о мире, которое могло бы дать хоть какую-то возможность для размышлений и дискурса, свободных от стилизации, у него отсутствует полностью, и пустоту эту заменяет у него комплекс гуманистических духовных ценностей.»

«Если взглянуть на творчество Томаса Манна со стороны его дневников, хорошо видно, как отсутствие метафизического представления о мире он компенсирует стилистическим…» То есть отсутствие представления о мире заменяется насмешкой, иронией и шкалой гуманистических ценностей. «”Я нахожу вполне естественным, что влюблен в своего сына”. Эта фраза, со стилистической точки зрения, представляет собой логическое решение ситуации».

Связь страдания и либерализма, отсутствия мировоззрения и насмешки, «шкалы гуманистических ценностей» и «стилистической логики»… Если это было характерно только для одного писателя, даже крупного – это, конечно, не слишком важно. Но, может быть, и не для одного.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-05-14 10:36 (ссылка)
И юмор может быть приемом. Люди выучиваются грамотно писать, учатся публичному говорению... Манн же был лчень образованным человеком. Может, выучился? А наедине с собой - ну не было у него потребности юморить.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

подумавши
[info]netorop_i@lj
2007-05-14 11:17 (ссылка)
Сомневаюсь, что этому можно н а у ч и т ь с я. Да, какие-то технические тонкости постичь можно, тем более, Манн в юмористическом журнале редакторствовал, что-то для себя извлек, но у меня ощущение, что ирония м.быть даже и не планировалась, а возникла за счет контраста: автор куда больший бюргер чем герой. Вот авторскую брезгливую иронию, попытку от героя дистанциироваться, мы за юмор и принимаем.
Кстати, не факт, что дневник более правдив. Возможно, это всего лишь личная модель для сборки.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: подумавши
[info]ivanov_petrov@lj
2007-05-14 13:56 (ссылка)
Возможно, Вы правы. Юмор - штука тонкая, и коли мы его отличаем от иронии - это уж такая тонкость, когда не худо бы с человеком быть знакомым... Но - увы. так что всяко может быть

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -