Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2009-10-21 08:09:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Я. Хакинг, Представление и вмешательство
"Для контраста обратимся к множеству томов Парацельса, который умер в 1541 году. Он являет собой пример традиции североевропейского Возрождения, включающую в себя целый букет интересов, свойственных герметизму: медицину, физиологию, алхимию, собирание травников, предсказание будущего. Так же как и множество других "докторов" того времени, он занимался всем этим как частью одного искусства. Историк может обнаружить в работах Парацельса предвосхищение более поздней химии и медицины. Знаток трав может отыскать у него какое-нибудь забытое традиционное средство. Но если вы начнете читать его труды, вы обнаружите нечто совершенно чуждое нам.

Не то что бы мы не могли понять сто слов, читая их одно за другим. Он писал на кухонной латыни и старонемецком языке, но это не создает серьезных трудностей. Труды Парацельса переведены на современный немецкий, и некоторые его работы доступны на английском. Представление о его манере письма можно получить по фрагментам вроде следующего: "Природа действует через другие вещи, такие, как картины, камни, травы, слова, или когда она создает кометы, подобия', кольца вокруг планет и другие неестественные небесные образования". Здесь мы не можем понять сам порядок мысли, поскольку он основан на целой системе категорий, которая нам едва ли понятна.

Даже когда нам кажется, что можно хорошо понимать слова, мы находимся как в тумане. Многие серьезные и умные авторы эпохи Возрождения делают необычайные утверждения о происхождении уток, гусей или лебедей. Гниющие бревна, плавающие в неаполитанском заливе, порождают гусей. Утки рождаются от казарок. В те времена люди знали все об утках и гусях: они имели их на своих скотных дворах. Лебедей разводили для представителей правящих классов. Каков смысл этих абсурдных предложений о казарках и бревнах? Дело не в недостатке средств для понимания этих мыслей. У нас есть слова, такие как, например, содержащееся в "Словаре" Джонсона (1755), а также в Английском Оксфордском Словаре: "Анатиферус - производящий уток или гусей, то есть производящий казарок. Ранее предполагалось, что он растет на деревьях и, падая в воду, превращается в гусевое дерево". Определение достаточно простое, но в чем суть этой мысли? Парацельс - это не книга за семью печатями. Можно научиться читать его и даже имитировать. В его времена существовала масса подражателей, которых мы теперь называем псевдо-Парацельсами. Вы можете понять ход его мысли настолько, чтобы написать еще один том псевдо-Парацельса. Но для этого вы должны воспроизвести чуждый нам образ мысли, слабое подобие которого существует ныне в гомеопатической медицине. Беда заключается не в том, что мы считаем, что Парацельс ошибался, она в том, что мы не можем приписать истинность или ложность множеству его предложений. Стиль его рассуждений нам чужд. Сифилис, писал Парацельс, нужно лечить мазью из ртути, а также употреблением внутрь этого металла, поскольку ртуть есть знак планеты Меркурий, который в свою очередь служит знаком рынка, а сифилис подхватывают на рынке. Понимание этого - упражнение, совершенно отличное от того, которое предоставляет нам лапласовская теория теплорода.
Дискурс Парацельса несоизмерим с нашим, поскольку нет способа, которым мы могли бы сопоставить все то, что он хотел сказать, с тем, что хотим сказать мы Мы можем выразить его мысли по-английски, но не можем утверждать или отрицать то, что говорится. Для того, чтобы научиться говорить подобно ему, нужно отказаться от образа мысли нашего времени, разобщиться с ним. Вот почему я говорю, что различие между нами и Парацельсом заключается в разобщении.

Мы не переусердствуем, если скажем, что Парацельс жил в мире, отличном от нашего. Существует два сильных лингвистических коррелята для понятия разобщение. Один из них заключается в том, что многочисленные утверждения Парацельса не могут быть оценены как истинные или ложные. Другой - в том, что центральными для его мысли являются забытые способы рассуждения. В одной работе я показал, что эти аспекты тесно связаны. Интересующее нас предложение истинно или ложно вообще, только если существует способ рассуждения, который поможет установить истинностное значение. Куайн и другие пишут о концептуальных схемах, под которыми они имеют в виду множество предложений, которые считаются истинными. Я думаю, что это ошибочная характеризация. Концептуальная схема - это сеть возможностей, чья языковая формулировка есть класс предложений, которые претендуют на то, чтобы быть ложными или истинными. Парацельс видел мир как иную сеть возможностей, воплощенных в методы рассуждения, отличные от наших. Поэтому мы и разобщены с ним."
--------------------------
Это означает, собственно, что огромный круг наук не может ничего говорить о своей истории до 17 века. Слово "несоизмеримость" означает простo "не понимаем нифига". Про другие науки - у меня есть подозрение, что там примерно та же история, но я - конечно - не хотел бы это подозрение обосновывать. Так что почти любая история науки до 17 века является халтурой - автор обманывает: он берет значение слова из 20 века и вырезает из прошлого фрагменты, которые можно пришпандорить к этому значению. Это не история. А чтобы сделать историю науки (меж тем, она есть лишь аспект общей истории - и я умолчу о своих подозрениях относительно историков), надо справиться с этой несоизмеримостью


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]seminarist@lj
2009-10-21 01:47 (ссылка)
С брёвнами - может быть, в данном случае Парацельс не имел в виду ничего плохого? М.б. он имел в виду "способствуют рождению"? Т.е. они, конечно, не способствуют, но это по крайней мере не выходит за пределы доступного нам мышления.

Про ртуть - у меня сильное подозрение, что это объяснение пост фактум, когда эффект ртути (вообще популярного средства) был уже виден эмпирически, и надо было как-то его объяснить. Не знаю, я дилетант в философии, но в этом объяснении мне не видится ничего принципиально недоступного разуму, оно укладывается в голове без особого труда.

Вообще напоминает "партиципацию" Леви-Брюля. Хотя ее много что напоминает, как только уходят в область "мистики" и т.д.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-21 02:11 (ссылка)
Парацельс ничего не говорил о бревнах, если не ошибаюсь. Это автор отрывка пишет примерно в таком смысле: вот некие люди говорили полную чушь, и Парацельс говорил вроде бы похожую чушь, я не умею отличать виды этой чуши.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]seminarist@lj
2009-10-21 03:05 (ссылка)
Виноват, не так понял.

Так вот, о сифилисе. Тут м.б., например, такие возможности:
- слишком грубое (для нас) объяснение. Т.е. вот есть проблема, мы издалека на нее смотрим, и видим, что вроде бы А как-то близко от Б находится большую часть времени. Мы делаем вывод "А как-то связано с Б", не попробовать ли А, чтобы воздействовать на Б. Потом мы подходим ближе, и видим, как именно связано. Ну так вот мы, в 21 веке, избалованы: мы привыкли, что у нас слишком многое объяснено с точностью до молекулы, и нам не придет в голову лечить сифилис чем-то, что вроде бы как-то связано через двоюродный плетень нашему забору. А тогда знали так мало, были так близоруки, что лишь так и видели связи: вроде бы какое-то отношение друг к другу имеют - встречаются вместе, называются похоже - уже достаточно, давай попробуем лечить. Промежуточный пример: Вересаев, если помните, жаловался, что не знает, почему анемию лечат железом. А рассуждение было такое: в крови много железа - значит, чтобы стало больше крови - нужно больше железа. Для нашего времени жутко примитивное (но еще понятное) рассуждение.

Потом, если я правильно понимаю, в то время вообще сильна была идея о том, что в мире вещества, предметы, живые существа и т.д. не дискретно болтаются, как Броуновские шарики, а связаны между собой множеством невидимых связей, оказывают друг на друга влияние и т.д. - причем, они как бы живые, не то, что называют "мертвой материей". Так вот, с этой точки зрения м.б. еще так: сифилис получают на рынках, рынки ведомство Меркурия, а какой алхимический элемент относится к этому же ведомству - ртуть, разумеется. Примерно, как мы поссорились с восточным человеком НН, и я пытаюсь с ним помириться через родственников из одного с ним клана.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2009-10-21 06:25 (ссылка)
Да, я понимаю. что Вы говорите. У меня совершенно иные представления о теории Парацельса - тут уж что делать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]seminarist@lj
2009-10-21 10:47 (ссылка)
Я не пытаюсь навязать Вам свои представления - это было бы глупо, учитывая, что о теориях Парацельса я узнал вот только что от Вас. Я пытаюсь придумать объяснение, т.к. в посте сказано, что объяснения нет и понять это вообще с нашей точки зрения невозможно (если я в свою очередь Вас правильно понял). Но это и правда лежит далеко за пределами моей компетенции.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]balalajkin@lj
2009-10-21 21:38 (ссылка)
Во всяком случае не постфактум. У Парацельса вся его аптечная деятельность опирается на алхимические символы элементов - золото, серебро, свинец, ртуть, сера и.т.д. Аналогично и траволечение у Парацельса привязывалось к символике растений. Парацельс тут не один; был ещё один знаменитый лекарь Кульпепер, который оставил после себя весьма обширный травник и труды по астрологии параллельно.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -