Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-06-06 09:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Опыт самоубийства
Почитал я dennett и решил поделиться опытом самоубийства. Не то что бы я считал, что это опыт уникальный – у некоторых, наверное, двойной и тройной имеется, но все же – некоторый предельный опыт. А вот в каком смысле он предельный, каждый сам решает.

Итак, жил я тогда в одноэтажном бараке, населенном многими семьями. Возраст мой был уже вполне солидный – почти 5 лет. Мама с бабушкой находились в комнате, а я играл в саду, на участке, около замечательного покосившегося сарая, из черных полусгнивших досок. Сарай был старый, протекал – и это имеет решающее значение для всей дальнейшей истории. Можно даже сказать, что если бы он не протекал, истории бы не было – куда там Фукуяме.

Так вот, играючись, я задумался о том, что испытывает человек, когда умирает, или когда его казнят. Исключительный какой-то опыт. В те зрелые годы я был сторонником того мнения, что жизнь дана, чтобы испытать самый разнообразный опыт (велико было моё удивление, когда я потом встречал людей двадцати, тридцати и более лет, придерживающихся всё ещё этого воззрения).

Подумано – сделано. В сарае на ржавом гвозде висела отличная веревка. Толщиной около сантиметра, настоящий канат. Веревку я взял и пошел искать, где можно повеситься. Двор могли видеть с веранды, с улицы, и я справедливо решил провести свой опыт вдали от досужих взглядов. Для этого идеально подходило место за сараем, около забора – место глухое, скрытое высоченной крапивой и кустами. Там как раз росла здоровенная береза, нижняя ветка которой была толстой и горизонтальной.

Отыскав подходящий сук, я направился искать табурет, который ставят под ноги. Табурета во дворе не было, но я нашел большую колоду для рубки дров, чрезвычайно подходящую для задуманного мною опыта. Пыхтя, я дотащил колоду до березы. Теперь надо было привязать веревку. Лестницы подходящего размера я не нашел – одна была коротка, а другая так тяжела, что перетащить её к березе нечего было и мечтать.

С тяжелым вздохом я повесил моток веревки на плечо и полез на березу. Это было очень тяжело, и я подумал, что тем, кого казнят через повешение, много легче, нежели тем, кто вешается сам. В конце концов я добрался до нужного сука и крепко привязал к нему веревку. Слезть с березы оказалось еще труднее – высоко, и можно упасть. С пристанываниями я вцепился в неохватный ствол и сполз полпути, далее пришлось прыгать – высоко, отшиб ноги.

Я подкатил чурбак под березу, завязал на веревке шикарную, вполне художественную петлю. Впрочем, петлю пришлось несколько раз перевязывать – я закрепил веревку на ветке наглухо, так что подгонять нужную длину веревки пришлось вывязыванием петли. Наконец тяжкие приготовления были закончены. Всё было готово, я залез на чурбак, вдел голову в петлю, затянул её и принялся раскачиваться, чтобы чурбак упал. Он стоял крепко, и пришлось очень сильно толкнуть его. Чурбак вывернулся из-под ног, и я получил опыт, которого добивался.

Очень болело горло, и почему-то спина, а вверху полоскались листья березы. Среди мирной зелени ветерок играл свисающим обрывком веревки. В старом сарае текла крыша, и давно висевшая там веревка, несмотря на немалую толщину, сгнила и оборвалась у меня на шее. Развязать ее было трудно – страшно саднило, но я сообразил, даже пребывая в расстроенных чувствах, что идти к маме с обрывком веревки на шее будет неправильно.

Отдышавшись, пошел в комнату. Мама вскоре заметила, что у меня шея красная. Осмотрела, увидела ссадины и кровоподтеки. Я соврал, что где-то упал, покатился… В общем, шею замазали йодом. Могу поделиться опытом: йод страшно щиплется, особенно на шее.

А обрывок веревки висел на том березовом суку еще много лет – кто ж его снимет? Я потом жил в других местах, но если попадал в тот дом, иногда заходил за совсем развалившийся сарай и посматривал на серый разлохмаченный канат. А потом сарай снесли, березу срубили, а ещё потом весь барак сровняли с землей. Несколько лет назад заезжал туда, смотрел с улицы – на этом месте возвышается особняк в известном стиле, нечто кирпичное двухэтажное и с башенкой.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]hrjushechka@lj
2005-06-06 04:06 (ссылка)
У меня был такой же опыт. В таком же возрасте. Только вот интересно было не мне, а моему старшему брату...
Помню как перехватило горло и темнота... Больно не было.
И сейчас еще хочется ему за это дать по роже.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-06 08:55 (ссылка)
Спасибо. Вы возрождаете во мне надежду - мой идиотизм не предлен, бывают люди и посерьезнее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hrjushechka@lj
2005-06-07 01:52 (ссылка)
Да уж. Такими уж нас природа устроила. Самцов. Разведывать из любопытства. Законы Геодакяна еще никто не отменял.
Я из заявленного возраста могу еще по крайней мере три эпизода такого же типа вспомнить.
1. Прыжки с моста, с четырехметровой высоты на крохотный остров в реке. Настоящие же партизаны так делали! Неужели нам слабо? Правда после прыжка, когда на ноги встать не удалось, "друзья" повели себя совсем не по партизански, поэтому переплывать реку и добираться до обитаемых мест пришлось ползком и в одиночку. Хорошо хоть обошлось только растяжением обоих ног.
2. Родители оставили на одни сутки с ночевкой одного дома. Что хочешь можно делать! В вышине маячит виноград, ползущий по фанерным планочкам. И вот уже и я ползу, туда, в вышину. Облом, падение, дикий плач. К счастью мой плач услышал проходящий мимо сосед - районный хирург.
- Что случилось?
- Нос болит. Ободранный нос смазан зеленкой.
- Что нибудь еще болит?
- Нога... Один взгляд и я схвачен в охапку и уже через десять минут лежу на операционном столе. По его словам, выжил я чудом - заостренный конец заборины прошел в нескольких миллиметрах от артерии.
3. Купание на дамбе. С обратной стороны бурлит вода, вырываясь из под приоткрытого люка.
А как там, с этой стороны, внизу? Очень интересно! И вот я уже на стою на дне . Грубый рывок придонным потоком и мои ноги уже припечатаны к люку. Край бетонного отверстия на уровне груди ( повезло!). Первая попытка отжатся - безуспешна. Ноги прижимает бурлящая вода. Адреналин в крови. Судорожный рывок. Вырвался! И вот я уже сижу на краю дамбы, ноги содраны в кровь об край бетонного отверстия так что кровь капает. И я делюсь с окружающим меня человечеством, в лице двух пацанов, разведаной мною истиной - туда лазить нельзя!

Думаю у всех нас, male, есть такие эпизоды, идиотские, с точки зрения самосохранения, но позволившие нам слезть с деревьев.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-07 03:46 (ссылка)
Большое Вам спасибо, это очень оптимистический взгляд. Я бы назвал его очередной невидимой рукой: рынок, как известно, эгоистическими мотивами ведет нас ко всеобщему благосостоянию, естественный отбор конкуренцией и вымиранием - к совершенству, а наша смелость и глупость позволяют разведывать неведомое.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hrjushechka@lj
2005-06-07 07:59 (ссылка)
Любопытство здесь важнее и смелости и глупости. И как-то глубиннее и глобальнее.
Можно конечно развиваться отыскивая новые пути лишь когда мироздание под зад сапогом двинет, но как-то успешнее выглядят те, кто любопытничает и разведывает новое еще пока травка зеленеет и бананы растут.
Мне кажется, что если бы человечество не обладало любопытством, то до сих пор бы околачивалось бы в Африке и хорошо если не на деревьях.
Хотя может все и не так.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-07 08:15 (ссылка)
Я понимаю. Это очень старая точка зрения, и я долгое время думал именно так. Но с какого-то времени мне стало казаться. что слово "любопытство" в этом контексте неуместно. То есть в этом рассуждении душевной силе "х" отдается очень большое место, и я не думаю, что х=любопытство. Там должны быть слова вроде "мысль, познание" и т.д. Или - свобода.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hrjushechka@lj
2005-06-07 10:10 (ссылка)
Но то, что это именно душевная сила согласны? Нечто присущее внутренне именно этим и именно этим определяющая прогресс? Или, все таки волны в биосфере плящущие по неведомым, в силу сложности, законам и выносящие наверх то человечество то планктон лишь в силу того, что это разные сущности и ситуация благоприятствует именно им?
Если принять, что душевная сила, то согласен, что слово любопытство плохо ее характеризует. Но и приведенные вами не очень... Темный это вопрос. Темный. И как начинаешь на эту тему размышлять возникает гадкое чувство, которое часто возникает когда пробуешь решать принципиально нерешаемую задачу. Почему одни этносы вымирают, а другие развиваются? Фу, даже противно на эту тему думать, так как точно знаешь что ответа не получишь...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-07 12:53 (ссылка)
Да, мне кажется - это душевная сила. Слов нет и трудно подобрать - потому что эти силы нигде не кодифицированы, не описаны, одна метафорика с очень перепутанными значениями. Потому слова, одному кажущиеся точными, для другого - иные ассоциации, не те слова. А этносы... думаю, это совсем другой вопрос. Это ж не люди...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hrjushechka@lj
2005-06-08 02:28 (ссылка)

//Да, мне кажется - это душевная сила. Слов нет и трудно подобрать - потому что эти силы нигде не кодифицированы, не описаны, одна метафорика с очень перепутанными значениями. Потому слова, одному кажущиеся точными, для другого - иные ассоциации, не те слова.//

Вот здесь я с вами полностью согласен. Те же мысли были, просто сформулировать трудно. Есть все же интегративное нечто заставляющее одних щебуршиться, двигаться, стремиться, разведывать, изучать. А отсутствие - тупо лежать пялясь в потолок. А любопытство, стремление к знаниям, к свободе лишь проявления его, разные грани.
И по поводу слов согласен. Нет терминов, теорий объясняющих что это, откуда берется и как изменяется. Нельзя проанализировать - не на что разбивать. Но, при этом, сам термин "душевная сила" , как нечто основополагающее, базисное, принимаемое аксиоматически и не поддащееся анализу вызывает у меня чувство отторжения. Изучаемо это, хотя, наверное не на нашем уровне знаний удастся построить приемлемую модель.
Этносы же... может вопрос и другой, более сложный, но связанный. Этносы же состоят из людей. И ,если есть некая интегративная штука называемая "душевной силой", присущая отдельному человеку и во многом определяющей его судьбу, то почему не может быть похожей интегративной штуки присущей группе людей также во многом определяющей их судьбу? Это вроде как солитоны, коллективные движения частиц. На каждую частицу посмотришь - нет никакой волны, а вместе - есть волна и энергия переносится.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hrjushechka@lj
2005-06-08 02:33 (ссылка)
Слово солитон - убрать - не к месту :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-08 04:23 (ссылка)
Я не утверждал, что не существует национального характера, народной души и проч. Я только хотел сказать, что разговор об этой метафизике стоит отделить от другой метафизике - когда мы говорим про душевные силы отдельного человека. Примерно вот почему: если исследовать эту реальность, этих самых народных характеров, то станет ясно, что они не складываются из свойств отдельных людей. Они в них проявляются. но из них не выводятся. И потому из разговора о бытовании этой еще неведомой морфологии души, ее органов и действий, не так легко перейти к разговору о жизни этносов и проч.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hrjushechka@lj
2005-06-08 08:15 (ссылка)
Да боюсь если нам ограничится лишь вопросом морфологии души тоже далеко не продвинутся :)
Больно уж неподъемной задача представляется.
Я воспитан в традициях естественных наук, и для меня понять что-то - это значит построить модель предсказывающую поведение системы. В обозримом будущем это мне не представляется возможным. Само функционирование мозга, даже на биохимическом уровне, еще бог знает какое время будет загадкой. А уж как там новые сущности типа сознания появляются, а уж тем более "душевной силы"...
Еще палки в колеса вставляет дилемма о принципиальной возможности изучить объект наблюдения при помощи самого объекта наблюдения. И еще тем, что качественно изменяющим структуру этой морфологии является влияние всей окружающей действительности, что еще сложнее.
Поэтому для меня открытым является даже вопрос о принципиальной возможности построения такой теории.
Поэтому,ИМХО, обречены мы на описательские теории и попытки выискать там внутри некие сущности, присваивая им новые слова. достоверность которых будет не менее сомнительна чем старых. Да и не верю я , что наблюдая такой сложный объект можно прийти к объективному однозначному пониманию внутренней структуры. Всегда будут иметь место противоречащие друг друг теории, примерно одинаково достоверно описывающие поведение.
Хотя, может я и черезчур пессимистичен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-08 11:17 (ссылка)
Я вроде бы тоже воспитан в этих традициях... Поэтому надеюсь, что Вас понимаю. По поводу сомнений - полностью разделяю. Но сомневаюсь и в том, что моделирование, предсказывающее поведение системы. является существенным шагом в понимании человека. Я думаю, это тоже - некий тупичок.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]hrjushechka@lj
2005-06-09 01:57 (ссылка)

//Но сомневаюсь и в том, что моделирование, предсказывающее поведение системы. является существенным шагом в понимании человека.//

Может быть. Такое ощущение, что нструментов пока даже нету чтобы изучать такую тонкую и сложную материю.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -