Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-06-06 09:30:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Опыт самоубийства
Почитал я dennett и решил поделиться опытом самоубийства. Не то что бы я считал, что это опыт уникальный – у некоторых, наверное, двойной и тройной имеется, но все же – некоторый предельный опыт. А вот в каком смысле он предельный, каждый сам решает.

Итак, жил я тогда в одноэтажном бараке, населенном многими семьями. Возраст мой был уже вполне солидный – почти 5 лет. Мама с бабушкой находились в комнате, а я играл в саду, на участке, около замечательного покосившегося сарая, из черных полусгнивших досок. Сарай был старый, протекал – и это имеет решающее значение для всей дальнейшей истории. Можно даже сказать, что если бы он не протекал, истории бы не было – куда там Фукуяме.

Так вот, играючись, я задумался о том, что испытывает человек, когда умирает, или когда его казнят. Исключительный какой-то опыт. В те зрелые годы я был сторонником того мнения, что жизнь дана, чтобы испытать самый разнообразный опыт (велико было моё удивление, когда я потом встречал людей двадцати, тридцати и более лет, придерживающихся всё ещё этого воззрения).

Подумано – сделано. В сарае на ржавом гвозде висела отличная веревка. Толщиной около сантиметра, настоящий канат. Веревку я взял и пошел искать, где можно повеситься. Двор могли видеть с веранды, с улицы, и я справедливо решил провести свой опыт вдали от досужих взглядов. Для этого идеально подходило место за сараем, около забора – место глухое, скрытое высоченной крапивой и кустами. Там как раз росла здоровенная береза, нижняя ветка которой была толстой и горизонтальной.

Отыскав подходящий сук, я направился искать табурет, который ставят под ноги. Табурета во дворе не было, но я нашел большую колоду для рубки дров, чрезвычайно подходящую для задуманного мною опыта. Пыхтя, я дотащил колоду до березы. Теперь надо было привязать веревку. Лестницы подходящего размера я не нашел – одна была коротка, а другая так тяжела, что перетащить её к березе нечего было и мечтать.

С тяжелым вздохом я повесил моток веревки на плечо и полез на березу. Это было очень тяжело, и я подумал, что тем, кого казнят через повешение, много легче, нежели тем, кто вешается сам. В конце концов я добрался до нужного сука и крепко привязал к нему веревку. Слезть с березы оказалось еще труднее – высоко, и можно упасть. С пристанываниями я вцепился в неохватный ствол и сполз полпути, далее пришлось прыгать – высоко, отшиб ноги.

Я подкатил чурбак под березу, завязал на веревке шикарную, вполне художественную петлю. Впрочем, петлю пришлось несколько раз перевязывать – я закрепил веревку на ветке наглухо, так что подгонять нужную длину веревки пришлось вывязыванием петли. Наконец тяжкие приготовления были закончены. Всё было готово, я залез на чурбак, вдел голову в петлю, затянул её и принялся раскачиваться, чтобы чурбак упал. Он стоял крепко, и пришлось очень сильно толкнуть его. Чурбак вывернулся из-под ног, и я получил опыт, которого добивался.

Очень болело горло, и почему-то спина, а вверху полоскались листья березы. Среди мирной зелени ветерок играл свисающим обрывком веревки. В старом сарае текла крыша, и давно висевшая там веревка, несмотря на немалую толщину, сгнила и оборвалась у меня на шее. Развязать ее было трудно – страшно саднило, но я сообразил, даже пребывая в расстроенных чувствах, что идти к маме с обрывком веревки на шее будет неправильно.

Отдышавшись, пошел в комнату. Мама вскоре заметила, что у меня шея красная. Осмотрела, увидела ссадины и кровоподтеки. Я соврал, что где-то упал, покатился… В общем, шею замазали йодом. Могу поделиться опытом: йод страшно щиплется, особенно на шее.

А обрывок веревки висел на том березовом суку еще много лет – кто ж его снимет? Я потом жил в других местах, но если попадал в тот дом, иногда заходил за совсем развалившийся сарай и посматривал на серый разлохмаченный канат. А потом сарай снесли, березу срубили, а ещё потом весь барак сровняли с землей. Несколько лет назад заезжал туда, смотрел с улицы – на этом месте возвышается особняк в известном стиле, нечто кирпичное двухэтажное и с башенкой.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]dennett@lj
2005-06-06 19:11 (ссылка)
Спасибо.
Какой любопытный - и однообразные набор реакций. Странно думать, что наше отношение к самоубийству сформировано Августином, а до него ранние христиане рассматривали его как вполне законный и крайне привлекательный ход.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-07 03:40 (ссылка)
Вас не затруднит кратко сформулировать правило этого однообразного набора реакций? Или Вы просто имеете в виду, что высказывающиеся полагают самоубийство глупостью, неправильным поступком и т.д.? И еще: к стыду, я не знал, что ранние христиане одобряли самоубийство. Не могли бы Вы напомнить, из чего это следует?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-06-07 18:19 (ссылка)
Да, именно это я и имел в виду, говоря об однообразии реакций - причем не в уничижительном значении. Все относятся к самоубийству как к трагедии - тяжелому, темному, отчаянному действию человека, загнанного в угол.

Тертуллиан и Ориген одобряли самоубийство; приводили в пример Христа, историю которого видели как самоубийство, как способ освобождения от «призрачного» - с их точки зрения бог не мог зависеть от плоти - и человек вслед за ним. Многие секты ранних христиан, в частности Donatists и Circumcellions, совершали массовые самоубийства, а также намеренно провоцировали власти, пытаясь спровоцировать их на избиения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-08 03:42 (ссылка)
Донатисты и циркумцеллионы... Да, слишком смутно это помню, ничего возразить не могу. Может быть, и так. Однако этот пример показывает, что без метафизики здесь не прорваться. Если стоять только на физике, имеется не так много вариантов, и все они - на мой взгляд - сомнительные.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-06-08 12:09 (ссылка)
В литературе по вопросу - по крайней мере западной, с которой я знаком - общее мнение такое - ранние христиане относились к самоубийству благосклонно или нейтрально - и решительно осудил его впервые Августин в De Civitate Dei. Вся традиция христианского осуждения самоубийц, включая эпизоды у Данте, ведет свое начало от Августина.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-08 12:41 (ссылка)
Мне не верится. Противопоставить нечео - я не владею литературой, и не могу указать на источники или значимые обзоры. Но мне кажется, что это ошибка. В параллель - не как особую тему для разговора, а чтобы дать понять глубину неверия: сколько знаю, сейчас уже устаканилось и принято мнение, что Библия составлена минимум двумя авторами - или из двух традиций (Яхвист и Иеговист). Сколько знаю, за этим мнением стоят большие авторитеты. Полагаю, эта мысль не стоит бумаги. на которой высказана. не говоря уж о человеко-часах. Увы, нет у меня доверия к людям, которые изучают эти проблемы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brno@lj
2005-06-09 03:25 (ссылка)
Ветхий Завет - есть такая гипотеза, да. Основываясь на том, что они употребляют два разных имени для обозначения Бога - Яхве и Элохим (не Иеговист, Элогист, кажется, так). Новый Завет - тут про авторов спорить нет нужды, все четверо записаны: Марк, Матфей, Лука, Иоанн. Устаканившееся мнение - не думаю, что это так. Скорее, напротив.

Кстати, почему бы не поискать зерно разума и здравого смысла в такого рода трактатах, раз уж вы не считаете тратой человеко-часов изучение (сорри за мнение) лабуды, вроде описанной вами выше (перечисление семи не связанных между собой пунктов под соусом синтеза), ради поиска обронённой (зарытой, случайно соткавшейся из воздуха) истины.

Насчёт доверия к этим людям - многие (если не большинство) из них вовсе не являются верующими людьми. Они могут быть скорее филологами. Это учёные, они университеты кончали. А Книга - полноценное в том числе и художественное произведение. Что ж вы прямо так людей в шарлатаны записываете?

Насчёт самоубийства - конечно, пример самоубийства Иуды. Он предал - и не раскаялся, сравните с Петром. Тоже предательство, трижды, при свидетелях, пока не пропел петух - и впоследствии Первоначальник Церкви.

Не случайно упомянутые примеры христианских общин так и остались сектами или ересями (не знаком, впрочем, с источниками, сужу по наличию у этих групп собственных имён).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-06-09 05:15 (ссылка)
Спасибо. Я, конечно, ошибся - Яхвист и Элогист. Что это сделала филологическая критика Библии, я знаю.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -