Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-04-02 11:34:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Пространство свободы
Доехав на автобусе до места, где тот сворачивает с широкого проспекта на поперечную улочку, которая ведет к метро и потому всегда запружена до невозможности, я имел возможность задуматься еще раз. Там всегда затор - это, кажется, так и задумано, там и в час ночи машины этак приостанавливаются, как собаки у столба. А уж пока я ехал на работу, автобус влип и продвигался медленно, этот последний километр он будет ехать полчаса, а иногда и час едет. В таких условиях и не захочешь, а подумаешь.

Очень многое говорится по поводу насилия и свободы. Это некоторая заколдованная полярность, внутри которой крутится сознание людей при решении многих вопросов. Большинство уверены, что знают, что такое насилие и свобода, уверены, что решили этот вопрос - и награждают других ответами. Что тут сделать - можно лишь попытаться вскрыть, как же устроена эта оппозиция. Простым повторением какой-то точки зрения ничего не добиться, некоторый шанс есть лишь в том случае, если будет показано - в том мыслительном конструкторе, с помощью которого решают проблему, нет важнейшей детали.

Сейчас очень любят строить диаграммы в крестиках - оси координат, на оси навешаны понятия, и шашечным образом действительность прокрашивается в разные цвета. Плюс-минус, тут это, а здесь то. Так и сделаем. Постараемся нарисовать те шашечки, в которые облечена свобода и одето насилие.

Наша жизнь самым очевидным образом распределена между двумя типами занятий - работой и досугом. Каждый полюс имеет свои оттенки и свое разнообразие - работа, труд, кабала, каторга, и - досуг, развлечение, отдых, отпуск. Различие между ними - в том, кто ставит цели. Когда мы подчиняемся целям других людей, это - работа. Когда преследуем собственные цели - это досуг.

Всё может очень запутываться вторичными соглашениями и словесными обозначениями. Что-то принято называть работой, что-то - досугом. Или: кто-то нашел работу, которая доставляет ему радость, удовольствие, он все свободное время тратит на эту работу. А кто-то не умеет выстроить свой досуг, не умеет отдыхать, мается, и в конечном счете свое свободное от работы время проводит, следуя указаниям каких-то других людей. Может быть - родственников, супруга, знакомых. Это - внешние различия. Различает работу и досуг именно отношение к целям, на работе человек является средством для целей других, на отдыхе, на досуге он может следовать собственным целям. Лишь вторичным образом накладывается неумение: нету своих целей - и вот отдых насмарку. Скучал, маялся, болел, тяготился собой... И опять вышел на работу. Столь же вторичным образом накладывается выбор. Человеку можно предоставить возможность выбора между тем, каким внешним целям он покорится. Он выберет интересную работу вместо кабалы. Предположим. А кто-то выберет кабалу вместо интересной работы. Но это будет его выбор. Важно, что выбор есть всегда - так что само наличие выбора ничуть не определяет саму специфику деления на работу и отдых. Просто работа может быть полегче и посвободнее, более творческая (для данного человека) или менее - это уже вторичные обстоятельства, детализирующие данный вариант. Как отпуск может быть скучным или веселым - это всё равно отпуск, не выкрутиться.

Сейчас эта выстроенная оппозиция напоминает различение свободы и насилия. И почти любое обсуждение в рамках данных понятий обречено - стороны подтянут давно заученные аргументы и начнут пулять, не пытаясь думать. Пусть пока эта оппозиция постоит в таком положении: работа - когда человек может выбирать из более или менее широкого набора не его, чужих, навязанных целей - для какой послужить средством, и может строить своих цели, учитывая свое изменение в процессе бытия средством. Типа накоплю денег - куплю машину, набью мышцы - стану сильным. Наличие таких целей ничего не меняет в простом факте - подчинении внешним целям на работе, и возможности служить собственным целям на досуге.

Вот имеется совсем другое понятие с очень тяжелой судьбой: игра. Хёйзинга написал крайне неудачную книгу, пытаясь понять сущность игры. У него получилось, что почти всё - игра. Любовь, ритуалы ухаживания и секс, военные маневры, турниры и сражения, шашки-шахматы, бильярд, спорт, цирк, кино, вообще искусство, вообще культура... всё это - некоторая игра знаков. Какую этот автор ни рассматривал деятельность, она сразу становилась игрой - потому что он подмечал необходимо вносимый человеком "условный" компонент - отсутствующий в "звериной серьезности", так что под конец человек стал играющим, а игра - пропала. Если всё, что делает человек, игра - это понятие теряет смысл и им больше нечего называть. Игру жалко.

Здесь случилось то же, что с работой, только в ещё большей степени. Забыто исходное различение, и вторичные обстоятельства почти полностью скрыли исходный смысл слова. Чтобы понимать, что же такое игра, обязательно надо найти оппозицию - наименование той обширной области деятельности, которая - не игра. Хёйзинга поверил языку... Это вообще беда. Язык - чудесная и очень мощная штука, перед ним справедливо следует склоняться и благоговеть, но всё же нет на свете вещи, которая заслуживала бы бездумного благоговения. Язык тоже ошибается - потому что люди иногда забывают значения, и язык следует подновлять, помогая ему различать смыслы. Хёйзинга нашел в языке оппозицию "игра-серьёзность" и купился, не обратив внимания на противопоставление, скажем так, существительного и прилагательного, явно вторичное и мучительно-замещающее. Забыт смысл, противоположный игре - и потому люди ломают язык об колено, придумывая, что бы такое можно игре противопоставить. Пробуют серьезность - но не получается. У Хёйзинги обломилось, и у кого хочешь другого обломится - люди могут играть самым серьезным образом, и противоположностью серьезности является веселость, а игры бывают очень невесёлые - в общем, ничего не получается.

Игра - это деятельность, которая самим процессом доставляет непосредственное удовольствие. Некоторые игры нам даны, считай, природой. Другие придуманы людьми. Но игрой является не всё что угодно, игры потому и приходится придумывать, и трудно сделать пригодную игру - потому что она должна доставлять непосредственное удовольствие. Если играть неприятно - это не игра. Только надо учитывать различие личного и общепринятого. Нечто может быть придумано как игра и использоваться многими людьми как игра, а кому-то удовольствия не доставлять. Кто не любит играть в карты - для того карточные игры не являются играми. Но по общественной договоренности он для общепонятности должен их играми называть.

Не имеет смысла говорить, что в играх есть что-то ещё. В них может быть что угодно - но только по совпадению. Скажем, образцом бессмысленного вопроса будет - чему учат компьютерные игры. Сейчас часто так спрашивают и заранее известны ответы - кто-то учится работать в команде, кто-то повышает навыки комбинаторного мышления... Это всё сказывается по ошибке. Любая компьютерная игра является игрой и существует как таковая только потому, что в неё приятно, интересно играть. В процессе игры можно ещё к тому же чему-то учиться, или зарабатывать деньги - это не важно. Точно так же, если целью любовной игры является получение удовольствия - то ребенок, который от того может получиться, будет лишь побочной целью по отношению к игре. Многие огорчаются.

Противоположным к игре понятием является - упражнение, тренировка. Так называется то, что само по себе не приносит удовлетворения, удовольствия - а служит иной цели. Человек желает чего-то достичь и для этого приходится учиться, тренироваться, упражняться - хотя сами упражнения могут доставлять удовольствие лишь по совпадению. Если кто-то испытывает оргазм от зарядки - это его личная особенность, а не цель разработанного комплекса упражнений. Чтобы увидеть упражнение, тренировку в правильном свете, достаточно вспомнить ещё один синоним этого типа деятельности: аскеза.

Аскеза будет противоположностью игре. Это - то, что может доставлять удовольствие, но лишь по совпадению, не в этом цель аскезы. Аскеза - принятие средств для достижения цели. Военные маневры будут аскезой, а не игрой. Обучение в университете может доставлять удовольствие, но это по типу - аскеза, а не игра, как и любое образование. Аскеза совершенно не обязательно должна быть мучительной и неприятной. Её особенность только в том, что аскезе нет дела до удовольствия. Главное - ряд упражнений, выполнение которых способствует раскрытию способностей и приближению к (внутренней) цели, а будет это приятно или нет - не важно. Полная противоположность игре, которой столь же не важен полезный эффект игры. Тренирует ли игра что-либо - безразлично для игры, хотя по совпадению кому-то может быть важно заниматься тренировкой как игрой. Если получается - нет проблем, важно лишь не путать.

Различение этой забытой полярности аскезы, упражнения и игры, развлечения может помочь решению полярности свободы и насилия. Если продумать сначала сопоставление работы и досуга, отдыха, свободного времени, а потом - "такой же" по типу полярности между игрой и аскезой, выбрав те смыслы, которые возникают из напряжения между полярностями - многие вопросы, привычно проговариваемые в рамках свободы-насилия - можно проговорить иначе и получить новые ответы.

В общем, та самая сетка координат, одна ось - работа-досуг, распределение по внешним целям субъекта, другая ось - игра-аскеза, распределение по внутренним целям субъекта. Если представить еще перпендикулярную к этой плоскости ось между приватным полюсом личного своеволия и публичным полюсом закона, - будет образ пространства, где идут процессы свободы и насилия


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]v_catullus@lj
2010-04-04 05:46 (ссылка)
Я и не понял так, что Вы физиологическое удовольствие имели в виду - тогда бы Ваше определение было слишком узкое, оно же, напротив, слишком широкое :))
Мне кажется, в определении игры важен тот аспект, который через понятие условной цели, удачное оно или нет, хорошо формулируется: часто важен не только процесс, но и результат игры! Большее удовольствие человек может получать от финального счета на табло, чем от процесса состязания. Хотя никакого утилитарного значения этот счет может при этом не иметь вовсе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]a_radik@lj
2010-04-04 05:47 (ссылка)
Сорри, это комментарий был мой )))

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -