Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2010-11-03 07:55:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Написана ли история антирационализма?
Я знаю многих очень умных людей, основной настрой которых - антирациональный.

Самый простой пример - из умных и очень рационально мыслящих людей - экономисты. Они уверены, что ничего напрочь не понять и дело решает большая математика, статистика, модели - а умом тут не пробиться. Тут очень важно понимать, о чем речь. Именно потому, что с рационализмом дело очень напряженное, а умных людей много, сейчас говорят-говорят, не очень понимая сказанное.

Например, есть такое поветрие - считать науку - рациональной. Мол, суеверия и религия - они антирациональны (во многом это верно, хотя чаще они внерациональны, именно поэтому бывают чудеса: верующий занимается наукой и яростно отстаивает рационализм), а наука - рациональна (это во многом неверно). То есть начисто забыты различия эмпиризма и рационализма, все перевороты науки с 19 века из памяти как попка младенца - и только горячий огонь в глазах: мы, современные люди, рациональны. - Нет, конечно. Не просто не рациональны, а антирациональны, поскольку именно рациональность и интеллектуальность вызывают неприязнь.

Другая группа антирационалистов - их таких там много, они там кишат и прыгают - из (бывших) программистов. Там антирационализм в том, что людям становится аж снаружи заметно как неприятно, когда они слышат о больших объемах интеллектуальной работы. Их мечта - сделать программу, которая бы делала примерно то же самое, по крайней мере по результату. И они в своей деятельности стремятся заменить некой программой - мысль. Поскольку всё это проецируется на деятельность, это замены одного человека или целых коллективов - какой-то более машинизированной работой - в целях снижения уровня интеллекта. Повторю - очень умные люди.

Еще группа - это суеверный подход к рационализму. Я наскоро смастерю пример, просто чтобы ясно, о чем речь. Скажем, у человека заболел член семьи. Он направляет его по пути научной медицины, двойного слепого метода, новых лекарств и прочих анализов. Это рациональное решение? А неизвестно. Само по себе - нет. Тут надо смотреть на ту мысль, по которой произведено действие. Изредка - да, это рациональное решение. Но гораздо чаще, как можно наблюдать - нет, это действие обеспечивается у данного человека приязнью к современной математизированной рациональности, а не заботой о здоровье близкого. То есть из симпатии к некоторому модному виду действования и представлений о современном и правильном человек так действует - а это антирациональное действие.

Конечно, есть антирациональность в виде интуитивизма, чаще встречается у математиков, хотя можно застать и у других хороших людей.

Есть антирациональность классическая, когда мысли предпочитаются какие-то видения, суеверия. Антирациональность искусства - когда мышление в образах и оценочные суждения заглушают мышление. Антирациональность политическая и идеологическая.

Всех групп я перечислять не буду, потому что есть такие особые секты и толки антирационалистов среди математиков, социологов и прочего народа. Это совершенно не случайно - я упомяну набор не очень связанных симптомов, чтобы было понятно, насколько это давно, авторитетно, мощно и плодотворно. Из науки удалено понятие "истина", ученые более не занимаются ее поисками. Огромным влиянием обладал фрейдизм, который весь целиком - умная, очень умная антирациональная позиция. В науках о поведении почти весь ХХ век царил бихевиоризм, классически антирациональный. Естественные и гуманитарные науки насквозь проникнуты антирационализмом - возьмите историка, геолога, лингвиста, биолога - каждый будет с огромным воодушевлением говорить о полученных им фактическиx результатах, наблюденных явлениях, а теперь - и о моделях, графиках, таблицах - но скиснет и уйдет в кусты, если его попросить о теориях. А поcмотрите, как развивается менеджмент (в хорошем смысле, а не как Moody Blue), что происходит в науке об управлении. Там изгнаны любые попытки думать. Люди там бывают совершенно блестящие, их презентации - это в самом деле высочайший профессионализм и бездна вкуса, их решения - очень практичны, их чутье на людей и умение вести дела - великолепны. Но они, замечая размышления в других, полагают это, мягко говоря, излишним. Современный антирационализм состоит не в глупости, а в том, что очень умный человек, сам приучившись думать, полагает мышление - в других - вещью сомнительной, чреватой ошибками и хочет заменить его на что-то более машиносообразное.

Так было не всегда. И нужна нормальная, полновесная история. Как это начиналось, кто задавал моды, кто обозначал повороты, какие тезисы были наиболее антирациональными и т.п. Только важно не путать. Антирационализм - это неприязнь к мысли и мышлению; легко сочетается с приязнью к слову "рационализм", с наукой, с пользой, с эффективностью. Очень важно отличать работу машины. На этом, как мне кажется, путаются больше всего. Многим кажется, что нечто есть рациональность - а как иначе? Вон какая сложная и умная штука. Но то, что сейчас делает машина - это не рационально (я не касаюсь вопросов искусственного интеллекта; пока его нет - говорить не о чем: здесь Родос, и здесь то, что делает компьютер - не является рациональным). То, что делает машина - не рационально, а когда человек активно предпочитает машинный результат интеллектуальному - это антирационально.

Какие важные виды антирационализма я пропустил?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]luciferino@lj
2010-11-03 11:50 (ссылка)
По-моему, здесь произошла подмена понятий.
Из этих рассуждений получается, что "рационализм" = "стремление выполнить как можно больший объем мыслительной работы, даже если это не нужно", а так же что рационализм и эмпиризм взаимно противоположны и несовместимы.

Однако это не так и даже прямо наоборот. Рационализм предполагает уверенность, что существует однозначная связь "причина -> следствие". Из этого рационалист и исходит. Из этого он и выбирает образ действий: например, сесть и подумать, и создать теорию. Это если он видит, что у него достаточно исходных данных для получения приемлемого по точности результата.
Или же - произвести эксперимент, собрать материалы наблюдений, документальные свидетельства и т.д. - если он видит, что данных недостаточно. При этом он исходит из того, что мир упорядочен в силу естественных причин, и поэтому корректная постановка эксперимента или репрезентативная выборка при статистических расчетах дадут ему возможность распространить выводы на те случаи, которые его интересуют и которые он непосредственно не может "наблюсти" и "померить".

Ваш пример - "экономисты" - это пример рационального подхода. "Так как мы понимаем, что сложность причинно-следственных связей в объекте изучения пока не дает нам возможности построить адекватную теоретическую модель, а без учета этих причинно-следственных связей мы получим полную ерунду, то мы и не будем строить эту модель, а будем накапливать статданные". Это рационально.
Есть понимание, что наблюдаемые процессы - обязательно следствие ряда причин, и понимание, что совершенно необязательно все эти причины должны быть известны, и что когда часть из них неизвестна - это нормально. Так как мироздание - не учебник, где на последних страничках выписаны ответы на все задачи, для ленивых.

Антирационально было бы: "Мы очень умные - не может быть, чтобы такие умники, как мы, не могли разобраться в чем-нибудь, и вообще, мир познаваем (для нас его таким устроили); значит, нет никаких препятствий, щазз сядем, измыслим теорию - и это будет правильная теория".
Такой подход предполагает просто уйму, колоссальный объем мыслительных нагрузок - неважно, что исходного материала не хватает, кого это вообще чешет! - и исходит из (сознательного или неосознанного) представления об изначальной (следовательно, неизбежно - кем-то задуманной и вложенной упорядоченности. И неизбежно приводит к своей противоположности: тот, кто вложил, в любой момент может и поменять правила. Или сделать из них исключения. Следовательно, эмпиризм бесполезен: кто же знает, в каком месте сделаны эти исключения?

Другой ваш пример, программисты, которые мечтают уменьшить объем интеллектуальных усилий - аналогично. Это люди, которые тоже исходят из того, что мироздание упорядочено по естественным причинам, и поэтому уверены, что типовую задачу всегда можно решить типовым способом (т.е. никто всемогущий и злонамеренный не сидит в кустах и не подкладывает свинью по собственному произволу, чтобы вдруг типовая задача стала нерешаемой обычным образом).

И я еще не очень поняла, почему стремление автоматизировать то, что поддается автоматизации, приравнивается к приверженности умственной лени. Собственно, те усилия, которые можно заменить машинной работой - не такие уж и "интеллектуальные". Скажем, по аналогии: при колке дров и выступлении на балетной сцене человек затрачивает одно и то же количество энергии. Однако призыв сделать колку дров машинной работой не означает борьбы с искусством :)

(Ответить)


(Читать комментарии) -