Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2011-01-13 16:46:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Сомнения в теории коммуникации
http://dreamer-m.livejournal.com/185291.html?thread=997067#t997067
[info]dreamer_m@lj
1.Говорящий сам знает свои коммуникативные цели. То есть если я говорю - я представляю, зачем. Человек, разумеется, может говорить гораздо быстрее, чем осознавать, что говорит - но хотя бы постфактум он всегда технически способен оглянуться и вспомнить, что ж ему надо-то было. Так, фразу «Магазин открыт?» говорящий легко интерпретирует как «запрос на получение информации».
2.Следствие пункта 1 - мы можем спросить у говорящего, какие у него были коммуникативные цели в той или иной реплике. И услышать, что это был, например, «вопрос».
3.Любой слушающий всегда, после каждой услышанной реплики, делает предположение о целях говорящего. Это предположение ему необходимо, чтобы планировать своё собственное дальнейшее поведение, речевое или не очень. В общем случае, поведение-ответ на приказ/просьбу/совет будет выполнение указанного действия или отказ выполнять; реакцией на вопрос будет ответ или отказ отвечать; сообщение само по себе не предполагает стандартной реакции и обычно означает самостоятельное развитие темы разговора либо отказ её развивать.
...

[info]ivanov_petrov@lj
вопрос к п.1 - а если говорящий не знает своих целей? Очень частая ситуация. Или подразумевается, что это ложное незнание, что знает, собака, но от себя скрывает, прикрывая, как бумажкой, свои цели - ложными мотивами и комплексами. а вдруг все же на самом деле не знает?

[info]dreamer_m@lj
Ложное незнание, как правило. Или ложное усложнение вопроса: говорящий может предположить, что его спрашивают о каких-то "очень сложных тайных целях". Но (это было в посте по ссылке) базовая коммуникативная цель - это очень простое деление: приказ/просьба, сообщение или вопрос. На ЭТОМ уровне путаться ещё почти негде, хотя таланты, разумеется, встречаются.

[info]ivanov_petrov@lj
Я несколько опасаюсь надоедать. Если кажется, что вопросы лишние, Вы не отвечайте.
Сомнение мое вот в чем. Простое деление (приказ/просьба, сообщение или вопрос) просто потому, что предполагается, что "все" так делят высказывания и сразу могут сказать, кто из четырех. Но ведь некто может даже не догадываться, что есть такое деление высказываний, и для него это будет вовсе не простой вопрос. Например, спрашивают человека: кот - он кто? Зоолог уверен, что вопрос очень простой, кот - млекопитающее. А иная дама может сказать: хороший. Или: он у меня фиолетовый. Или: не знаю, просто люблю. Или вообще не знать, что ответить.

[info]dreamer_m@lj
Вопросы пока по теме, все в порядке.

Чтобы человек мог ответить на вопрос о целях, ему можно и нужно объяснить, о чём речь - поставить вопрос понятным для него образом. Это нормально. В конце концов, "скрытые знания" собеседника о том, что такое цель, могут отличаться от "скрытых знаний лингвиста", пользующегося термином "цель коммуникативного акта".

То есть лучше задавать не вопрос "А в чём цель этого вашего высказывания?" - тут есть риск, что человек впадёт в долгое изумление или утопит тему в иррелевантных деталях ("Я предполагал, что... ну и может быть, ты сделаешь... а если ты сделаешь, то тогда... а если ты не сделаешь это, то вот он может..." - и всё это нам на данном этапе не будет нужно). Имеет смысл спрашивать: "Это был вопрос, сообщение или рекомендация?".

[info]ivanov_petrov@lj
Может быть, Вы знакомы с огромным количеством социологических публикаций по методологии опросов общественного мнения. Там содержится некое сомнение - если мы предъявляем собеседнику закрытый список возможных ответов, не предрешаем ли мы ответ? И тогда становится бессмысленным утверждение, что вопрос был простой и что каждый знает цель. по сути утверждается иное - человек определенной культуры способен выбрать небессмысленным образом из этих трех. Человек иной культуры - просто не поймет, о чем речь. Например, у него в культуре сообщения и рекомендации не различены. А приказов не бывает, у него в культуре означены настойчивые просьы малого ребенка и распоряжения старшего по возрасту. И тогда у него будет иная структура целей.

[info]dreamer_m@lj
Это - разница между термином "цель коммуникации" и бытовым пониманием слова "цель". Последнее разумеется будет у всех разным: нам не понадобится для этого бегать в другую культуру, люди из разных семей будут по разному классифицировать "цели как они бывают". И пока нам надо получить информацию, связанную с содержанием термина, мы вынуждены разворачивать его содержания - ДАЖЕ если это меняет задачу на "сделать небессмысленный выбор".

Термин же был введен потому, что в языках есть формальные средства (это важно) различения этих трёх видов коммуникативных действий. Во всех. Выявлено это эмпирически, за схемой не стоит концепции, которая и объясняла бы причины, и при этом была бы научно доказуема (обычная проблема лингвистических универсалий - нечто везде есть, но никто не может внятно доказать, что это действительно может быть только и именно так). Каждый из этих трёх видов коммуникативных актов - уже внутри культуры, субкультуры или даже ячейки общества - может по-разному дробиться на подвиды (связанные с тем, какие бывают отношения между людьми), но пока базовое различение выглядит универсальным:

"У меня есть информация, я её сообщаю"
"Я запрашиваю информацию вот такого типа" (все виды вопросов)
"Я влияю на тебя, базовый Х - всегда собеседник, остальное вторично)

То есть на деле не найдено культур, которые не различали бы эти три базовых типа - на уровне лексики, грамматики, интонации. Но не обязательно различие будет на уровне сознания или явных "знаний"! Это более глубокая прошивка, она в языковой системе. Вот всё остальное, скрывающееся под этими типами действительно очень сильно варьируется.

[info]ivanov_petrov@lj
Если я не ошибаюсь, Вы говорите о теории модальностей. Нет? Если я вру, скажите, пожалуйста, о чем речь, что за формальные средства во всех языках.
Если о ней, родимой, то у меня дальнейшие сомнения (вспоминая работы по нечеткой логике модальностей, по многоальтернативной логике модальностей и пр.), но я уже опасаюсь приставать с расспросами.

[info]dreamer_m@lj
Общее для всех языков - наличие способов выражения для основных модальных значений (хорошо/плохо; можно, нужно; степень вероятности и т.д.). Универсально наличие способа выразить определенную семантику.

Группирование этих значений по конкретным средствам выражения (грамматическим формам и лексике) у всех языков разное, причём со временем оно ещё и меняется.

Единственное, что: теория модальностей - это, часом, термин не из области логики?
И термин "модальность" (модальный и т.д.) там вообще как коррелирует с термином "модальность" в семантике?

Потому что в логике и лингвистике есть много "общих" терминов с совершенно разным наполнением.

[info]ivanov_petrov@lj
Коррелирует. Конечно, не прямо. Игра там будет на том, что лингвисты описывают то, что видят, с несказанною простотой потому, что думают, будто аристотелева логика единственна. А если аппарат логики иной - кто его знает, как они опишут реальность. Это возвращение тезиса о закрытых вопросах - когда заранее готов многовариантный ответ, так что и спрашивать не надо. Если у лингвиста в голове будет некая теория модальностей, он ее отыщет как наличествующую в опытных данных.

[info]dreamer_m@lj
Описание реальности будет действительно разным при разных аппаратах. Я бы не сказала, что то, чем пользуются лингвисты, есть в чистом виде аристотелева логика - эти науки века примерно с XIX серьёзно разошлись. Хотя часть терминологии осталась.

Но тут вот в чём дело. Человеческое речевое поведение существует в действительности, оно обнаружимо в виде фактов. И функциональность лингвистической модели (построенной на аристотелевой логике или любой иной системе) проверяется по предсказательной точности этой модели в отношении новых фактов (ну, и по компактности модели и баз данных для неё). То есть модель будет работающей, если на её основании, получив необходимые для модели входные данные, верно будут предсказываться дальнейшие события в коммуникацию.

А вы хотели предложить какую-то другую логическую систему для построения такой модели?

[info]ivanov_petrov@lj
Нет, я не собирался предлагать иную систему. Мне хотелось посмотреть, как решаются знакомые мне проблемы в иной области. Спасибо, я увидел. Ответ про предсказательную силу - никуда не годится. При закрытом словаре для описания опытов любая система будет иметь предсказательную силу - попробовала бы она ее не иметь. Но это уже "методология" и тут можно говорить очень долго и, главное, бесплодно. Если честно, я бы если б сам думал, конечно, предложил бы иную схему, - разумеется, не стал бы действовать такими методами, но тут уж смешно - я там не работаю, а советы постороннего без надобности.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Может быть не по теме
[info]oleg_devyatkin@lj
2011-01-13 15:16 (ссылка)
Герцен А.И. «Былое и думы» СС т.8 стр.296



Корнилов был назначен за несколько лет перед приездом в Вятку, прямо из семеновских или измайловских полковников, куда-то гражданским губернатором. Он приехал на воеводство, вовсе не зная дел. Сначала, как все новички, он принялся все читать, вдруг ему попалась бумага из другой губернии, которую он, прочитавши два раза, три раза,— не понял. Он позвал секретаря и дал ему прочесть. Секретарь тоже не мог ясно изложить дела.

— Что же вы сделаете с этой бумагой,— спросил его Корнилов, — если я ее передам в канцелярию?

— Отправлю в третий стол, это по третьему столу.

— Стало быть, столоначальник третьего стола знает, что делать?

— Как же, в. п., ему не знать? Он седьмой год правит столом.

— Позовите его ко мне.

Пришел столоначальник. Корнилов, отдавая ему бумагу, спросил, что надобно сделать. Столоначальник пробежал наскоро дело и доложил, что-де в казенную палату следует сделать запрос и исправнику предписать.

— Да что предписать?

Столоначальник затруднился и, наконец, признался, что это трудно так рассказать, а что написать легко.

— Вот стул, прошу вас написать ответ.

Столоначальник принялся за перо и, не останавливаясь, бойко настрочил две бумаги.

Губернатор взял их, прочел, прочел раз и два,— ничего понять нельзя.

— Я увидел,— рассказывал он, улыбаясь,— что это действительно был ответ на ту бумагу,— и, благословясь, подписал. Никогда более не было помину об этом деле — бумага была вполне удовлетворительна.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Может быть не по теме
[info]ivanov_petrov@lj
2011-01-13 15:39 (ссылка)
Конечно. Это же обычное дело - и не только в бюрократии, а где угодно, хоть и в семье. - на всякий случай улыбнулся. хоть и не уверен. надо ли было. Попросил прощения, хотя знал. что не за что. Поздравил, потому что думал. что это принято, потом извинился за неуместное поздравление и сконфузился, сам не зная почему. был рад неизвестной причине, потом отчего-то взгрустнулось. а потом забыл. что грустен. и оттого перестал грустить.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -