Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2004-10-04 15:18:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Скучная фантастика
Случается, что одновременным чтением перекрещиваются совершенно разные книги. Так и встретились… Теодор Шанин, известный социолог и историк крестьянства, написал книгу «Революция 1905 года: момент истины». Это обзор предреволюционной истории России, с интересными очерками о Ленине, Троцком, Столыпине – и менее известном грузинском меньшевике Жордании. В книге имеется замечательное послесловие, в котором Шанин говорит о наиболее общих установках общественных наук: «Часто получалась модель человеческой истории как театра кукол, которыми управляют всецело внесубъектные «руки», и это узаконивалось как «научность». Также использовались числовые методы, статистические средние величины и компьютерные подсчеты, которые не учитывают качественное разнообразие. Что касается альтернативных объяснений социальной истории, самым широко распространенным… было представление ее решающих моментов как взрывов человеческой патологии, «психологии толпы» или подсознания…(пока все не успокоится опять до того состояния, которое подвластно «науке», т.е. поведения, которое является не более чем вектором «объективных сил», механически повторяющихся, полностью предсказуемых и скучных в самом глубоком смысле этого слова)».

То, что сейчас считается наиболее прогрессивным и научным – статистическое, формализованное исследование – это: скучная наука.

Не только скучная, но и неправдивая: «Мы живем в период огромной самоуверенности науки и – одновременно – невероятных фиаско предсказаний обществоведов. Мы видим катастрофические результаты неосуществившихся прогнозов и планов, которые дали обратный результат, - фанатическую приверженность «модернизации», которая обернулась массовым голодом, либеральные мечты, которые привели к фашистским режимам» (Шанин).

А другая книга, с которой пересекся Шанин – знаменитый цикл Азимова «Академия» («Основатели и Империя»). Гениальный ученый изобретает «психоисторию» - точную, статистическую, объективную науку, которая способна предсказать историческое развитие. Весь огромный цикл Азимова – панегирик «мертвой руке» математика, тому, как невидимые законы поверх людских желаний и замыслов управляют миром. Персонажи по-азимовски бледны и схематичны. Течение истории нарушается появлением гениального урода, но он смертен, и после всплеска-отклонения мир постепенно входит в берега статистических ожиданий. Сама азимовская история, кстати – бесконечное топтание на месте, между первой галактической империй темные века, а за ними новая галактическая империя; от атомной технологии к паровому двигателю и вновь к изобретению атомной технологии.

Почему невозможно такое предсказание, о котором написал Азимов? Почему на самом деле статистическими прогнозами и невидимой рукой не достигается ничего интересного в познании и жизни? Почему получается только «скучная история»?

Основной пафос этих безличных законов в том, что они описывают то, что происходит само собой, игнорируя индивидуальные попытки помочь или помешать ходу истории. Миллиарды человеческих воль суммируются, поглощая любые индивидуальные вариации. Это – рок любого парламентаризма. Яркое интеллектуальное решение, если оно появится по поводу какого-либо политического вопроса, самой процедурой подсчета голосов и утрясания разногласий приводится к серой бессмысленности. Это еще не решенный вопрос: как сделать демократию интеллектуальной? Как согласовать множество мнений, не приводя их к «среднему»? Ведь мысли не складываются…

Между прочим, следующий логический шаг для сторонников «статистических законов развития общества» - признание надмирной силы, которая не дает человечеству пропасть. «Редукционизм подрывает наше понимание этих противоречивых процессов тем, что оставляет вне поля своего зрения некоторые из его звеньев. Это также приводит к тому, что мы довольствуемся лишь схемами, теряем вкус к изучению богатства человеческих реалий, которые замещаются застывшим образом кукольного театра, где роль кукольника играют боги или фатализм входных сигналов и обстоятельств» (Шанин).

Самое известное проявление такого мышления – антропный принцип. Но и у историков с обществоведами мне приходилось встречать подобное. Логика такая: миллион лет человечество существует, умело уворачиваясь от тупиков и превозмогая кризисы. Такая длительность успешной эволюции заставляет предположить, что и нынешние кризисы как-то разрешатся. Значит, мы идем правильно.

Эта забавная логика ждет в конце пути любого сторонника того мышления, которое основывается на представлении об обществе как собрании атомов-индивидов, подчиняющихся статистическим законам. Даже такой умный человек, как Хайек, не избежал. Призывая не вмешиваться в статистическую игру индивидов на рынке, он аргументирует: это подобно эволюции живого, живое живет, вот и аргумент; значит, неуправляемая система хозяйства будет эволюционировать правильно и не приведет к краху.

Сторонники «невидимой руки», управляющей историей, переходят на стратегию повышения численности вместо стратегии интеллекта (r-стратегия вместо К-стратегии): нас много, говорят они, нас миллиарды, и в конце концов в экономической борьбе за существование кто-то выплывет. Лучший и победительный.
Скучная наука и скучная фантастика.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Страты и эпистемология
[info]pargentum@lj
2004-10-08 06:23 (ссылка)
>сначала должно быть исследование страт, если угодно - качественное, а вот когда ввыяснится. какие признаки хорошо характеризуют данную страту, вот тогда дело за параметрами.

Помнится, наша дискуссия именно с этого и началась - я спросил вас, откуда берутся страты или, точнее, представления о них - в вашей же собственной статье вы их описывали только и исключительно как группировки статистических данных, а потом вдруг переходили к "фундаментальным стратам", которые, с одной стороны, производны от страт реальных и описываются в тех же терминах статистических данных, как области в пространстве параметров, но в то же время из эмпирических данных выведены быть не могут. Вы мне, помнится, тогда ответили, что-то вроде того, что несоциологу этого никогда не понять.

Сейчас вы рассказываете что-то совсем другое. Или мне так кажется. Поэтому, если можно, с этого места гораздо подробнее, и, пожалуйста, с насколько возможно более чистого листа. Откуда берется исходное, "качественное" представление о страте, что и как вы исследуете на этом этапе?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Страты и эпистемология
[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-11 00:30 (ссылка)
Цель: изучить строение общества. Средство: рассматривается функциональное строение частей общества. Возникают первые гипотезы о стратах – о тех блоках, которые выполняют эти цели.

Эти гипотезы надо проверять, они могут быть абсолютно ошибочными. Собираются сведения о людях, причем те, что интересуют в соответствующем аспекте исследования (напр., о работе и богатстве, или о религии и семье, или о месте в госаппарате и приверженности к партии и проч.). Сходные объединяются в страты. Это – первая конкретная гипотеза о составе страт.

На основе этой гипотезы делаются предсказания о том, кто еще будет принадлежать к данной старте, как страта будет функционировать. Набирается новый материал, проверяется гипотеза, оказывается ошибочной. Вносятся уточнения в представление о строении общества, в то, из каких страт состоят его функциональные блоки, о признаках блоков (страт) и далее. Процедура итеративна.

Если удалось составить хорошую гипотезу о делении на страты, начинают вылавливаться не заложенные в модель корреляции, выявляются новые субфункции, проявляется система взаимозависимости страт, очевиднее становятся признаки, которые хорошо диагнотируют страту. Дальше отыскиваются признаки, коррелятивно связанные с главными – они боле легки для наблюдения, измерения, хоть и побочны с точки зрения устройства страты. Опять набирается новый материал, на нем прогоняются эти новые гипотезы…

Насчет фундаментальных и реальных Вас не понял. Попросту из эмпирических данных не вывести никакие страты – ни фундаментальные, ни реальные. И те, и другие выводятся из эмпирических данных – но не просто.

Насчет с чистого листа и подряд... Как-то я попытался для специалистов из иной области знаний написать средне-популярный текст об этом. Он получился. с их точки зрения, дико специальным, и занимал 5 п.л. Я думал, что писал тезисно. Так что - поскольку пять листов я писать не буду, я очень надеюсь, что Вы поймете.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Страты и эпистемология
[info]pargentum@lj
2004-10-11 00:48 (ссылка)
>Цель: изучить строение общества. Средство: рассматривается функциональное строение частей общества.

Как рассматривается? Эмпирически? Сами же говорите - нет. А как???

>Попросту из эмпирических данных не вывести никакие страты – ни фундаментальные, ни реальные. И те, и другие выводятся из эмпирических данных – но не просто.

Что значит "не просто" в данном случае? Только из эмпирических данных, но непостижимым способом? Или (скорее всего) из эмпирических данных и чего-то еще? Из чего???

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Страты и эпистемология
[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-11 01:57 (ссылка)
Вай, не могу больше... Вы правильно спрашиваете, но ответы по объему - большие. Знаете что? Я в каком-то более раннем посте указал ссылку на свою книгу "Архетип, стиль и ранг". Она висит в сети. Там в одной из последних глав... в 6-й, речь об этом. Я старался там прописать, что - из опыта, что просто, что нет. Не уверен, что Вас удовлетворит - но там уже написано...

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -