Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-08-03 09:05:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Линнеевское о литературоведении: типология жанров
Почему-то всегда было интересно. Как они возникают, как друг от друга отпочковываются… Как вкусно поговорить, скажем, с любителем фантастики о жанрах, перечислять образчики, спорить о границах, солидно соглашаться или неторопливо опровергать…

Но вот чего нет – так это их списка. Что-то услышишь, что-то вспомнишь – но все время не хватает: какие же вообще жанры насчитываются? Ведь вроде бы вкусная работа, и вполне выполнимая, раз уж есть такие профессиональные читатели, как литературоведы – что ж не сделать? Однако не находил.

Случайно в статье Н.С. Бабенко (1999, Жанровая типологизация текстов как лингвистическая проблема // Филология и культура, Тамбов, ч. 3) упоминание: немцы (!) таки добрались до этой темы и единственные в мире сделали это. Опубликован немецкими лингвистами список жанров, и насчитывает он (неполный, разумеется, как говорится – предисловие к введению, затравка для настоящей работы и т.д.) 5000 наименований.

Всё. Понял, что их слишком много. Правда, судя по примерам, они туда всунули многое нехудожественное – тут тебе и интервью, и биографии, и вроде бы даже прогнозы погоды.

Классификаций текстов, оказывается, предложено великое множество. Мне понравилась классификация по «эмоционально-смысловой доминанте» (Белянин, 2000): - это отрасль «психиатрического литературоведения». Уже интересно. Тексты выделяются: светлые/темные, активные, веселые/ печальные, красивые, сложные.

В типологии Галеевой (1999) разделяются тексты художенственные и литературные. Критерий – необходимость рефлексии для понимания. Коли надо рефлектировать, то текст художественный, коли не надо – литературный. Литературные тексты – это как раз массовая литература, то самое «чтиво» и «дерьмо», которое везде лежит и которое все поневоле читают.

По мне, так типология этого дерьма и есть самая необходимая и востребованная – видел в ЖЖ несколько человек, регулярно сообщающих о книжных новинках и пекущих на колене все более разветвленную классификацию, потому что никак… Книга есть, а слова нет, - это разве дело?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]dennett@lj
2005-08-05 11:27 (ссылка)
Но очень часто смысл без контекста не понять. В одном контексте герой - настоящий герой-надежа. В другом - карикатурный персонаж. Трактор Кировец рядом с блохой - гигант; рядом с горой - карлик. Фон - это я подумал размышляя над вашим вопросом - кодирует. Мне это показалось интересным. Мне понятие кода тоже не нравится - мне кажется у него узкая облась применения, а его тычут куда ни попадя. Но вот здесь, интересно показалось подумать.

--Возражение на кошку напрашивается - она живая и самостоятельная, а сонет - наше произведение, его-то можно воспринять как код и он есть текст. Но Вы такого возражения не выдвинули - потом что там дальше можно говорить, что сонет - не такой обычный текст, как "приеду в пятницу, встречайте". Есть в нем что-то от кошки, которая сама по себе - и без кода.
-- Да, именно это я и подумал. Но вообще - сопоставление понятий кода и формы - крайне любопытная задача для философа. Я над после вашего коментария все время думаю.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-05 11:55 (ссылка)
Сопоставление кода и формы - да, это интересно. Я бы попытался так охарактеризовать этот интерес. Что такое форма, мы понимаем очень плохо. Это и движение, и совокупность фигур, и правило-закон, и еще много чего. Ее ловят в фундаментальных оппозициях - вроде материи и формы, формы и содержания. Определяют от противного - вроде бы (что, конечно. чушь) мы знаем, что такое материя, так вот - она оформляется формой. Или - мы чувствует содержание, ну а форма подачи - это... А код - свосем другое дело. Это искусственое понятие, сделанное от начала до конца. Мы можем точно сказать, что такое код, этой мыслью мы владеем в полной мере - она нами сделана, до донышка. Шенноновская информация и т.д. И вот этим искусственным инструментом можно попытаться понять "форму". Ни в коем случае не приравнивать их, это бессмысленно - но именно измерить. Чем форма больше кода? Почему вот в этих контекстах "код" сказать нельзя? Что кроме кода есть в форме? Такие вопросы можно задавать.

И отсюда как раз - фон. Нет, я не думаю, что его стоит понимать из "кода". Скорее, соотношение фигуры и фона будет оппозицией. Фигура - аспект формы, фон - вроде бы, вне ее. Может быть, форму, измеренную недостаточным кодом, удастся соотнести с фоном более операционально, чем "просто так". Фон, известное дело, выделяет/скрывает (это одно и то же) фигуру. А форма? Требует ли она выделения из чего-то? Сама по себе - вроде бы, нет. Форма не нуждается в фоне, он не существует в соотнесении с этим понятием. Но вот форма "воплощается", становится в ряд других форм - взаимодействует с ними, возникает та самая грань система/среда. И фон, контекст, среда - начинают играть, форма играет с ними, они - с ней. Возникает код - представление формой среды/фона. Производство формой - кода перед воспринимающим сознанием. (возникает проблема наблюдателя). Через код делается попытка узнать форму; через код наблюдатель может выделять ее из среды. Но это же не значит. что код и есть форма - это только удочка.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -