Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2011-06-16 14:48:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Неопровержимость как необязательность
Есть несколько банальных соображений, которые не кажутся обязательными, могут быть изменены - но не очень ясно, что для этого требуется.

Скажем. вот описание реальности. Когда говорят о современном знании, о судьбе философии или там гуманитарных наук, о проектах и ценностях, часто задевают такую мысль. - Есть подобие закона о порче монеты. Если в какой-то сфере трудно или невозможно отличить серьезные соображения от болтовни, вся сфера девальвируется. Всё, что может быть подделано, будет подделано.

Если мы не можем некий философский нарратив отличить от надувательства - то есть основания думать. что это и есть надувательство. и не стоит на это выделять ресурсы. Любые - деньги, учебные курсы, свое время. Если можно подделать эмоции и пафос - значит, эмоции и пафос падают в цене, потому что с их помощью можно манипулировать теми, кто поверил. Можно подделать серьезность - значит, серьезное девальвируется. Некоторые не отличают лекции по философии от пустой болтовни или бреда - раз не отличают, значит. философия девальвируется. Примеров не счесть - это в самом деле общая закономерность, а не частный случай в какой-то области. В самом деле, множество самых разных вещей может быть подделано - скорее, надо считать по пальцам. что нельзя подделать. А прочее можно - и найдутся те, кто сможет и попробует - и вся сфера, в которой возможны поддельные вещи (высказывания, мысли, чувства) падает в цене.

Это кажется логичным. Остается неподдельное - то, что можно пощупать, подсчитать и измерить. Это здраво и разумно.

Вопросы к здравой разумной позиции идут с многих сторон. Одна - сейчас отодвинем это - что нельзя считать, не зная. что - для того, чтобы считать. следует произвести некоторое количество операций, которые могут быть подделаны. В мире не существует способа такого бездумия, чтобы взять и считать, а если надо думать - так это можно подделать. Там дальше разговоры о проверке практикой, которые пустые внутри, так что можно и не начинать. - А другая штука звучит примерно так. Можно усомниться, что эта закономерность действовала всегда. во все эпохи истории. Вроде бы это - именно черта современности, это сравнительно недавно возникло. Раньше подход был иной: да, нечто может быть подделано, и отсюда вывод - следует бороться с подделками. надо проверять, надо выбрасывать поддельное, надо ценить людей и способы, которые могут отличить подделку от настоящего. То есть здравый современный взгляд - пораженчество и игра на понижение: всё, где может завестись подделка, заранее сдается - если где-то возможна борьба, следует отступить. Потому что всё равно же проиграем - подделают, не отличим, обманут. - Там заградотрядом стоит мнение: есть вещи, которые вообще нельзя проверить. Подсчет проверить можно, измерение перемерить, а вот все эти гуманитарные вещи или там ценности - они в принципе непроверяемы. Эта загородка выкашивает тех, кто прорвался через предшествующие линии обороны игры на понижение.

Конечно, есть удивительные люди, которые искренне считают, что они - венец развития и все раньше их были дураки, так что такая позиция в отношении подделок - свидетельство умудренности разума. Сто тыщ лет люди учились на своих ошибках, никак не выучивались, и вот сейчас переколпаковались. С этой позицией спорить, наверное, неудобно. А интересно иное. Какие механизмы работали раньше, почему сейчас считается. что они не способны работать - механизмы, препятствующие такому капитулированию перед подделкой? Что может стоять на этом месте - если прежние способы разбиты, что может работать и в современных условиях?


Я приведу еще образ. Например, мы знаем, что любую вещь (поведение) можно продать за деньги. И мы хотим какому-то человеку сделать подарок. Мы чувствуем: было бы подделкой подарить ему... ну, дорогие часы или сервиз. Это все равно, что дать деньги - а у нас иная цель: выразить отношение, сделать подарок. Но любая вещь будет деньгами. Даже если мы закажем песню модной артистки, чтобы вот тут вот вышла и спела, или станцевала - это тоже деньги. Что же делать? Есть такой выход: подарить ничего. Сделать шкатулку. в ней шкатулку. в ней шкатулку, все пустые. Красивые обертки скрывают ничего. Это сам подарок, без начинки в виде денег.

Я бы сказал, что это - ничто. Просто ничто, а не сам подарок. Тут следует пропуск, и вопрос: речь не о подарках. Речь о том, как следует поступать с девальвируемым содержанием.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]fregimus@lj
2011-06-22 21:15 (ссылка)
Нет никакого падения уровня образованности — есть подъем, дотоле невиданный. В этом-то и парадокс. Сначала обыватель не умел читать. Никто не мешал обывателю лечить зубную боль и выпадение прямой кишки заговором, молитвой и пареным корнем хрена. Не пересекались миры, если хотите. А вот потом, когда обыватель научился читать, получил интернет, даже начал в него в меру способностей пописывать — тут все и завертелось. Сделалось немного непонятно, где кто — буквы-то одинаковые.

Мне только кажется, что ИП говорит о другой проблеме — речь-то не идет о срезе всего общества. Или я не понял — падение уровня образования среди, скажем условно, академиков? Но причем тогда СМИ?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ushastyi@lj
2011-06-23 12:10 (ссылка)
Вы правы, я неточно выразился. Образованность сейчас не такая, как в средние века. В массе обыватель, конечно, более образован, он умеет читать, пользоваться интернетом и т.п. Но эта образованность однобокая. Например, люди часто не умеют критически мыслить. Во многих областях, зная верха или кусочек, считают себя экспертами. То есть я хочу сказать, что образованность и знания девальвировались. Информация, которая раньше была знанием, стала средством развлечения, зрелищем. А раз так, то на первый план выходит не достоверность знания, а его "интересность". Поэтому всякие "открытия" с удовольствием проглатываются, даже если экспертное сообщество заявляет, что это фальсификация. Но кто их слушает.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]fregimus@lj
2011-06-25 09:29 (ссылка)
Нет, дело не в этом. «Открытия» всегда проглатывались обывателем некритически. И с этим стало лучше: доля способных некритически поверить, к примеру, в остановку Солнца Исусом Навином, снизилась с условных 99,9% до, скажем, 70%. Это очень хорошо. Если принять эти цифры — в 300 ведь раз. Нет, с тем, что обыватель сделался хуже, чем был, я согласиться никак не могу. Обыватель-то как раз поумнел несравнимо. Дело не в обывателе.

Речь же здесь, как я понимаю, идет о другом совсем явлении. Прочитайте, если еще не, вот эту ветвь: http://ivanov-petrov.livejournal.com/1704304.html?thread=85412720#t85412720, и, если будет дальше интересно, можно продолжить от нее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ushastyi@lj
2011-06-26 16:13 (ссылка)
Да, спасибо за ветку. Я вполне соглашусь с изложенными там выводами. Но все же попытаюсь "добить" свою мысль. Вернее, мысли. Возможно, они сырые или неверные, но поразмышляю.

То что обыватель "поумнел" просто изменило уровень или предмет подделок. Если раньше рассказывали о драконах, то теперь об НЛО. Как я уже говорил, фальсификатор должен быть умнее фальсифицируемого. Фальсификаторы тоже поумнели. Наверное, следует говорить об отношении количества легко доступной информации к возможности ее критичной обработки. Мне кажется, что раньше это отношение было существенно меньше. То есть необразованный крестьянин, и узнать-то ничего не мог, кроме как всякие сказки от соседей да попа. Грамотный человек, или, тем более, дружный с интернетом может легко получить гораздо больше информации, которую он не в состоянии оценить. Тем самым, становясь потенциальной жертвой фальсификации. Отсюда, несмотря на рост образованности -- раньше фальсифицировать можно было меньше/сложнее, чем сейчас.

Другая мысль. В Средние века скорость распространения информации была невысокой: либо изустно, либо через книги, но книги издавались медленно. Поэтому подделка довольно небыстро распространялась. Если на ее пути встречался кто-то, кто подделку разоблачал, то во-первых, на нем распространение обрывалась, во всяком случае по "его" ветке, в во-вторых, шла обратная волна примерно через тех же людей.
В наше время подделка может очень быстро охватить огромную аудиторию. Если это искусная подделка, то разоблачение может занять какое-то время, за которое она уже "осядет" в головах. А то, к чему человек привык, изменить уже сложнее.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -