Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-08-24 14:46:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Во глубине московских руд…
Я думаю, что социум имеет глубину. Обычно эту мысль иллюстрируют какой-нибудь глубокой провинцией, сельцом в Сибири, куда не дошли последние новости. Мне же кажется, что он имеет глубину в любом месте, хоть и в столице. Он верха социальной пирамиды до ее … среднего звена тоже вёрсты долгие. Перемены, происходящие сверху, долгие годы добираются до вполне себе обычного житейского уровня.

И люди, отдельные люди, погружены в социум на разную глубину, в том числе те, кто находится в одном и том же общественном «слое». Рассуждения эти могут показаться пустыми, хотя имеют весьма сильные следствия. Однако говорить о следствиях, пока это кажется пустяком, не стоит. Лучше я расскажу случай.

Московский университет – немаленькая организация. И находится как бы в столице, и работают в ней… Впрочем, обойдусь минимумом вступления. Некий сотрудник МГУ, обладающий ученой степенью и хороший специалист в избранной им науке, не столь давно озаботился подписанием некой бумаги. В процессе ее подписания у должностного лица он подумал, что нехудо, если б ту же бумагу ректор подписал. И попутно поинтересовался – а кто у нас ректор? Петровский Иван Георгиевич, верно?

Дело происходило вот сейчас. Надо сказать, что Петровский Иван Георгиевич был ректором МГУ в 1951-1971 гг. И после него некоторое количество ректоров сменилось на этом высоком посту.

Вот примерно такую штуку я и называю глубиной социума. Одно дело – властные пирамиды, социальные иерархии, пространственные взаиморасположения. А другое – информированность об устройстве социума. В соответствии с этой информированностью люди на очень разной глубине находятся.


(Добавить комментарий)


[info]libellule_fun@lj
2005-08-24 08:03 (ссылка)
А я этому сотруднику МГУ по-хорошему завидую. Какой же замечательной жизнью живет человек, и в какой он хороший коллектив попал. Ведь он и специалист хороший и признанный, и все его возможные проблемы решаются на исходном уровне без бегания по инстанциям...

Впрочем, может, он просто познал дзен и эта мирская суета с беготней за титулами и званиями, льготами и прочая для него где-то далеко :))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 08:08 (ссылка)
Н-да... Дзен... С его образом у меня это несколько не связывается. Но, в конце концов, кто сказал, что познавший дзен должен выглядеть трафаретно? Опять же, этот случай - хороший пример. что мечтать о бегстве в Урюпинск совершенно не нужно. Можно устроить себе Урюпинск прямо на месте, где б ты ни был - хоть в Москве, хоть в Нью-Йорке.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alwdis@lj
2005-08-24 13:33 (ссылка)
Совершенно согласна.
Хотя... у нас в институте я умудрилась полгода не знать о смене ректора. Но не полвека же!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 14:04 (ссылка)
Уже на правильном пути... Еще чуть-чуть сосредоточиться на работе... И всё. ректоры уже не нужны.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]borisson@lj
2005-08-24 08:14 (ссылка)
Этот самый сотрудник с Ленинских гор? Или с Моховой? Это, мне кажется, ньюанс...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 08:24 (ссылка)
Вай, какие Вас интимные детали интересуют... Это, знаете, из самого центра.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]borisson@lj
2005-08-24 08:52 (ссылка)
Так конечно же! Ежели сотрудник с Моховой, он просто может быть не в курсе. Это ж очевидно: где Лен.горы, а где - Моховая. Так просто не доберешься...
Еще могу понять, ежели этот сотрудник из НИИЯФ (который в здании физфака)...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 08:54 (ссылка)
Угу... Типа, с 1971 года не выходил из рабочего кабинета. Зарылся в проблему...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]borisson@lj
2005-08-24 08:56 (ссылка)
И ведь мог! У нас на стационаре попадаются такие редкие экземпляры, которые не в курсе событий вообще. Всё из-за пространственной разобщенности...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anirinka@lj
2005-08-24 09:07 (ссылка)
а может, как шерлок холмс - просто не интересуются, не надо им этого :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]borisson@lj
2005-08-24 09:17 (ссылка)
Не верю я, чтобы вот ни на столечко они не интересовались. А даже, если и нет - на Лен. горах volens nolens будешь знать, кто сейчас ректор/декан твоего факультета и т.д и т.п. Мне кажется, тут не просто полная незаинтересованность в окружающей ненаучной жизни...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 09:42 (ссылка)
Как Вы уверены, что все решает место... На Ленгорах - ну, конечно же, каждый... А там, в глухой провинции, конечно, народ дикий... Эхе-хе..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]borisson@lj
2005-08-24 09:50 (ссылка)
Место не все решает; этот фактор действует вкупе с незаинтересованностью и его не стоит отбрасывать. Я уже писал об этом.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]borisson@lj
2005-08-24 10:00 (ссылка)
в глухой провинции, конечно, народ дикий... - вот уж в чём меня не стоит обвинять, так это в пренебрежительном отношении к какой бы то ни было глухой провинции. Обидно даже как-то.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 10:04 (ссылка)
Не обижайтесь - поскольку Ленгоры дальше от центра, чем "глухая" Моховая. Мне просто кажется, что это вообще не связано с местом. Только с человеком. Поэтому я удивился на важность для вас месторасположения, а не собственно "провинциальности". Если угодно, я бы так же удивился недооценке центра.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]borisson@lj
2005-08-24 10:09 (ссылка)
Уже не обижаюсь :)
И тем не менее остаюсь при своем - месторасположение вполне может играть значительную роль. Я это как раз наблюдал среди тех стационарских работников, которые появляются на факультете (на "Большой земле", если угодно) раз в тыщу лет. На них сваливается такой поток информации (иногда даже не второй свежести), что они обалдевают и быстренько сбегают к себе "на родину"...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 10:18 (ссылка)
Это я понимаю. Прикиньте вот что. Важно не место как таковое и не расстояние - а социальное расстояние. Они могут приходить через 100 метров, из биофаковских теплиц - и быть на отшибе. Далее, Моховая и Ленгоры весьма связаны, друг к другу ездят. а тут - ректор 60-х годов. Это простым "запаздыванием" информации не объяснишь. Тут хитрее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]borisson@lj
2005-08-24 10:43 (ссылка)
Согласен.

(Ответить) (Уровень выше)

хорошо сформулировано
[info]mevuelvoguajiro@lj
2005-08-24 08:18 (ссылка)
вот такие люди и есть корневая система этого социума. а наверху тем временем могут распускаться самые разные цветочки.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: хорошо сформулировано
[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 08:25 (ссылка)
Корни, клубни и луковицы сидят крепко. А ветер уносит лепестки увядших цветов... Далеко, в другие страны, в другие города.

(Ответить) (Уровень выше)

С сильной завистью
[info]leonid_b@lj
2005-08-24 08:55 (ссылка)
Классное понятие, ничего не скажешь. Получше будет "социальной валентности", з-зараза.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: С сильной завистью
[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 09:02 (ссылка)
Можно, видимо, измерять даже через опросы - информированность о...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aletehia@lj
2005-08-24 11:31 (ссылка)
А я описала бы это явление скорее в терминах асинхронности социальных изменений для разных институтов, групп, индивидов... Все как бы едут на разных скоростях и к тому же - не всегда в одном и том же направлении. К примеру, сегодня кто-то живет в постиндустриальную эпоху, а кто-то продолжает воспринимать мир в рамках политэкономии социализма. А кто-то и вовсе пребывает вне всех "банальных" социально-временных координат, и едет в своем особом вагоне.
Но мне нравится ход Вашей мысли ))

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 11:55 (ссылка)
Конечно, относительно информации об уже происшедших событиях можно это описывать как разную скоростьв ремени. я тут как-то уж болтал, что "советская" система высшего образования ощутила революцию 1917 только к 1931 году. Скорость времени другая в университетах... Но и метафору глубины вполне можно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aletehia@lj
2005-08-24 13:18 (ссылка)
Но что есть "глубина" социума, как не время? Пусть (очень грубо говоря) ось X и ось Y будут у нас задавать координаты "социального пространства" (как во всех структуралистских подходах); в таком случае, на оси Z будет "время", динамика, развертывание феномена во времени... Вот нам и удалось изобрести трехмерную социальную теорию )))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 14:02 (ссылка)
Чем-то эта конструкция подозрительно напоминает Ваш юзерпик.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aletehia@lj
2005-08-24 16:24 (ссылка)
Интересно, чем? Правда, расскажите...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-25 02:22 (ссылка)
Ну... Время обычно вводится как четвертое измерение, и в трех его показать нельзя... На Вашем юзерпике в плоскости показан объем. Кроме того, в оговоренном примере по мнениям людей можно пытаться оценить скорость социального времени - в Ваше трактовке. Руки на картинке сами себя рисуют и рисуют ту плоскость, на которой находятся. Соответственно, люди в социуме сами создают то время, в котором живут они лично. Рук две, каждая рисует "весь мир", в том числе и парную руку. И люди, создавая свои индивидуальные времена, невольно учатвуют в становлении общего для всех "интерсубъективного" времени. Вот что-то такое дубовое я и имел в виду.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aletehia@lj
2005-08-25 04:27 (ссылка)
Спасибо, мудренО ;-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]scholar_vit@lj
2005-08-24 12:19 (ссылка)
Есть такая старая мудрость. То ли это Конфуций сказал, то ли это апокриф, но смысл фразы в том, что подданные счастливого государства не знают имени повелителя.

Неужели в МГУ дошли до состояния счастья?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 12:27 (ссылка)
Некоторые уже дошли. А остальные потом дойдут.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lugovskaya@lj
2005-08-24 12:33 (ссылка)
Помнится мне, как я на последнем курсе юрфака писала курсовую. И там за каким-то фигом понадобились инициалы Кучмы. На секундочку - президента моего государства. То, что он Леонид, я помнила, а вот отчество...

Интернета тогда у меня и близко не было. Начала обзванивать сокурсников. Где-то девятый-десятый вспомнил...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-24 13:56 (ссылка)
Вот-вот... Примерно это самое. тут, правда, могут работать и другие вещи - штамп произнесения его имени в телевизоре и т.д. Но примерно отсюда ноги растут

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vasja_iz_aa@lj
2005-08-24 16:15 (ссылка)
Я бы предположил, что ето иллюстрация не глубины социума, а инстинкта самосохранения.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-25 02:18 (ссылка)
М-м.. Человек испугался перемен и навеки остался в 60-х? Может быть, конечно... Что ж его так в 1972 году напугало...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vasja_iz_aa@lj
2005-08-25 19:49 (ссылка)
В 68ом?

На самом деле я не имел ввиду одного напугавшего события. В университете не только ректоры меняются. И если человек старательно жмурится, что бы не видеть этих печальных изменений, то и ректоры заодно из поля зреня выпадают. Побочным эффектом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-08-26 02:28 (ссылка)
Может быть. Похоже. Столь многие зажмурились...

(Ответить) (Уровень выше)