Заброделевы фантазии
Примерно до XII века Европа представляла собой… ну, назовем это, скажем, владениями. Так вот, это была совокупность владений, граничащих меж собой, взаимодействующих и т.д. К 12-му веку эти владения настолько устоялись, определились, что появились лакуны в пространстве влияния – и там поместились торговые города. Они начали с конфликтов меж собой, паразитировали на крупных владениях, в 14-м веке благодаря малым размерам пережили кризис более успешно, чем крупные владения. Сложилась некая эволюция – переход «главного города» с юга на север. Флоренция-Генуя-Венеция, Антверпен, Амстердам…
Это продолжалось примерно до середины 15 века.
Эти торговые города все в большей степени разрушали структуру прежнего сообщества владений. Старые Византия, Испания, Франция все в большей степени разрушались. В 15-16 веке продолжалась это соперничество городов, и дальнейшее можно было бы описывать по-прежнему, как переход титула «главного города» все к новым центрам. Но на деле примерно с этого времени ситуация стала иной. Сообщество владений оказалось настолько разрушено, а сообщество городов, напротив, настолько дифференцировалось и сомкнулось, что стало возникать новое сообщество. Амстердаму наследовал Лондон, и уже не в качестве города, а в качестве государства. Англия победила Голландию. В дальнейшем история стала сообществом взаимодействующих государств, США оттеснили Англию… В общем, понятно.
Каждый раз в сообществе взаимодействующих «штук» в силу специализации их образуются лакуны – невостребованные или слабо используемые ресурсы. На них садится новая генерация «штук», достаточно миниатюрных, чтобы забраться в эти мелкие дырочки старого сообщества. Потом старое сообщество разрушается (хотя некоторые его члены могут так измениться, что окажутся способны войти в новое) и возникает сеть взаимодействий «штук» нового образца.