Почти сто лет назад я уже говорил - переписка Федина и Соколова - это как внутренний голос современного человека. Наверное, выражено холодно и "философски". Потому прямее: то, что они говорили друг другу в 1925, 1927, 1933 и пр. годах - это сейчас мои "дневниковые" записи. Думаю, и не только мои.
Соколов-Микитов - Федину 1927
...я стал бояться людей, то есть не кисловских и молчановских мужиков..., эти-то мне как раз теперь близки особенно, - страшны мне те, которые нынче живут, торжествуют, которых принято возносить, о которых пишут... пишет Горький, этот "особенно страшный" мне человек; страшна мне, невыносима вся нынешняя бойкая, такая напористая и такая безнадежно-пустынная жизнь. Страшен себе сам: мое "отчаяние", моя "боль", мое "безвыходное одиночество" и постоянное сознание своих падений...
Федин - Соколову, 1928
Нельзя взять в толк: почему не устраняются противоречия, которые так очевидны? Ведь смехотворно: в России есть урожай и нет хлеба! В России есть всё, и нет ничего! Мы самые богатые в мире, и мы нищие, нищие, нищие! Ведь наши города - это не бедность, а ужасающая нищета.
( Read more... )