Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2004-10-20 14:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Кто кормит экономику?
В 1970-80-х гг. в мире неолиберализм начал вытеснять кейнсианство, преобразуя при этом обе противостоящие политические системы, обоих лидеров – СССР и США. СССР проиграл в новых условиях, США сильно изменились. Вместо государства – лидера полумира возникли две системы на одной территории (США как государство и глобАмерика). Их сосуществование не безоблачно, м США приходится платить по счетам победительной глобАмерики.

Вместо политики важней мировой темой стала экономика. И тут очень важно понять отношения экономики и культуры в современном мире. Неолиберализм по этому поводу уже высказался. Его точка зрения такова: культура долгое время паразитировала на экономике, больше этому не быть. Все в мире должно иметь экономическую стоимость, мир в одном из аспектов экономичен. Если людям нужна культура, пусть они свободно покупают ее в нужных количествах и ассортименте. Есть спрос – есть университеты и науки, нет спроса – нет университетов. И винить некого: в новом мире человек сам себе хозяин, никто ни за кого не отвечает. Если культура вымрет – значит, эволюция человечества пошла этим путем.


Как недавно кто-то заметил: неолиберализм как идеология фаталистичен. Как будет, так и будет, так люди захотели, так эволюция пошла. Это удивительное скрещение упора на индивидуальные свободы, внимания к частной инициативе и крайнего фатализма – не столь уж удивительно; сколько помню, у многих циников и стоиков Древнего мира были такие сочетания.

Противостоять этому мнению можно романтически, взывая к ценностям, вере, достоинству и славе предков. Романтики горюют: эти доводы не действуют. Романтики говорят: в СССР была поговорка: ум. Честность и партийность никогда не сочетаются в одном лице. Для современности есть три других несоединимых в одном человеке качества: ум, высокая культура и либеральные убеждения не совмещаются в одном человеке, хотя любая пара из них вполне может быть обладаема свободной личностью новой эпохи.

Мне кажется, следует решать вопрос экономически, и экономисты должны помочь разобраться в этом. Сначала, чтобы не удивлять, тезис: я думаю, что в современном мире экономика паразитирует на культуре. Чтобы экономистам было ясно: экономика присваивает то, что делает культура, и не платит за взятый товар.

Пример: возьмем нефть. Ее добывают, транспортируют, продают – это все экономические действия. Но нефть не производят. Это невозможно; это нерентабельно; экономика этого делать не умеет; если б и умела, не стала бы – очень дорого. Нефть, как и все ресурсы для современной экономики – штука даровая. Это азбука, это все знают. Та плата, которая экономикой «платится» за нефтеносную землю, за оборудование для выкачивание нефти, за ее доставку – это все сущие копейки, о которых и говорить-то стоит только потому, что сама – нефть дается всем даром.

Другой пример: чтобы вся эта экономика работала, ей нужны разные специалисты. От пресловутых менеджеров до инженеров. От программистов до ученых, а может, и еще кто – учителя, чтобы их всех лечить, врачи, чтобы всех учить, и прочий какой-то люд. Экономика за их появление на «экономической доске» платит? Нет. Только за доставку, выкачивание из того места, где они растут, и перевозку на те места, где они нужны и проч. Экономика не умеет вырастить инженера (математика, например, это наука, а науку делают не так, как экономику). Так во всех случаях – как нефть и прочие ресурсы, человеческие ресурсы достаются экономике даром, она их лишь слегка переставляет – и называет это оплатой.

От кого идут эти ресурсы? Может быть, правильно сказать, что математиков, менеджеров, программистов и всех остальных просто мамы родят, так что не о том речь? Однако нет6 всех этих людей, чтобы они могли выполнять свои профессиональные функции, делает культура. Стоимость такого человека – это как стоимость нефти: не важно, сколько это, все равно столько не заплатить. Экономика всегда будет в долгу у культуры – потому что расплатиться не в силах.

Однако не стоит из этого делать вывод, что раз долг неоплатен, то и вообще ничего делать не надо. Скорее, экономисты должны сообразить: каким образом должна быть перестроена современная экономическая система (а это требуемое изменение может оказаться очень кардинальным), чтобы экономика способствовала воспроизводству культуры. Как возвращать средства из экономики? Экономика берет даром капитал (потому что человеческие идет в области хозяйственной жизни – это капитал), оплачивает она лишь грошики непосредственно тому, кто идею придумал (ну, пусть так – пусть оплачивает), а той системе, которая его появление смогла совершить, которая умеет производить людей с таким капиталом – это не оплачивается.

Как же это делать? Раньше – налогами. Неудобно, через государство, а теперь и вовсе устаревает. Когда-то – прямыми дарами, меценатством. Еще больше устарело, не выход для общества, хотя выход для отдельного человека. Это надо сделать не личным решением, не государственным манипулированием, а естественным экономическим актом, встроенным во всю экономическую систему. Как?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-21 04:33 (ссылка)
Отлично. Я помню, что это относится к дарениям - другое дело, лучшая ли это форма дарения, это отдельный вопрос. Отсюда: если вэлфер не устраивает - напр., я думаю, что через государство культуру кормить плохо, не усаивается. Мне важнее зафиксировать: экономике знакома проблема дарения; однако до сих пор это обычно было выброшено из экономики, это то. что некто (государство) отбирает и сам решает, как тратить. А может ли сама экономика этим заниматься? В каких формах это было бы для нее естественно?

Жертвование - для особых деятелей культуры от каких-то личностей бизнеса - дело знакомое. Понятны и его недостатки. Нет ли идей о том, как это может быть сделано более упорядоченным образом? не в смысле приказов к экономике сверху, а в смысле организации самой экономической деятельности в этом направлении? Скажем, какие-то ассоциации. которые осознают свои культурные потребности? Тоже ведь есть такое, только развито не очень. Помню, есть банки, которые дают сниженный процент ссуды, если дело доброе, - например, так.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Чудо
[info]brem@lj
2004-10-22 00:07 (ссылка)
В Вашем ответе скользит всё-таки объективизация экономики - я не представляю, как
она могла бы сама чем-либо заниматься. Но это в сторону.

Однако вопрос Ваш понятен: как организовать снабжение культуры. Беглый взгляд показывает, что культура, как экономическое благо (звучит странновато, но, кажется, Вы хотите именно как фактор производства её рассматривать) обладает следующими особенностями

1) Она неисключительна (non-excludable): нельзя некоторых граждан исключить из пользования её достижениями, если они отказываются платить.
2) Она - эээ, как это по-русски? Non-rival: от того, что кто-то ей уже пользуется, её меньше не становится, и издержки общества на то, что ей будет пользоваться кто-то ещё, если она уже есть - равны нулю.
3) На неё нельзя определить права собственности: она никому не принадлежит.
4) Не существует объективных критериев ценности для общества отдельных её элементов.

Блага, обладающие особенностями (1) и (2), называются на экономическом жаргоне "общественные блага". О них много писали, в том числе классики XIX века -
они (будучи преимущественно англичанами) как-то фиксировались на примере маяков. И они уже тогда сделали вывод, что частное финансирование маяков - неэффективно (забавно, кстати, что маяки-то как раз отлично финансировались частным образом). Есть и другие примеры - например, национальная оборона.

Либеральная традиция видит в финансировании общественных благ роль государства в экономике. Их рецепт - государственные (или централизованные) субсидии. Экономика сама, как Вы выразились (а точнее - рынок, населённый агентами, максимизирующими прибыль, или полезность) - не справится. Если отдать всё частным жертвователям, то они, скорее всего, недофинансируют. Даже если считать, что они не максимизируют прибыль

Дальше, Вы говорите, что государственное финансирование - не подходит. Действительно, в силу особенностей 3) и 4) при финансировании из единого центра возникает вопрос: кто будет определять, кому в точности достанутся деньги? Больше всего шансов получить их у Церетели. Мы сталкиваемся с противоречием: ни частные (децентрализованные), ни государственные (централизованные) пути финансирования культурной деятельности не подходят.

Тем не менее, ситуация менее отчаянная, чем может показаться. На самом деле произошло почти чудо - в культуре волшебным образом отсутствие возможности обеспечить эффективное финансирование совпало со сравнительно небольшой потребностью в нем. Деятелям именно культуры, как никому другому, не свойственно реагировать на материальное вознаграждение, как на стимул к росту выпуска или его качества. Если бы Николай I платил Пушкину за каждую строчку - неужели бы он написал лучше или больше? В этом замечательном совпадении невозможности приемлемой организации финансирования культуры и её наименее острой (среди всех сфер производства факторов производства) потребности в нём - наше спасение. Сразу признаюсь, что этот результат - не достижение экономистов. Нам пришли на помощь именно там, где мы сами не справились бы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Чудо
[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-22 02:03 (ссылка)
>В Вашем ответе скользит всё-таки объективизация экономики - я не представляю, как
она могла бы сама чем-либо заниматься. Но это в сторону.

Не понял. Вы не считаете, что экономика может чем-то заниматься? Тогда какие у Вас варианты? Ею командуют государственные структуры? Или как?

>культура, как экономическое благо (звучит странновато, но, кажется, Вы хотите именно как фактор производства её рассматривать) обладает следующими особенностями

1) Она неисключительна (non-excludable): нельзя некоторых граждан исключить из пользования её достижениями, если они отказываются платить.
2) Она - эээ, как это по-русски? Non-rival: от того, что кто-то ей уже пользуется, её меньше не становится, и издержки общества на то, что ей будет пользоваться кто-то ещё, если она уже есть - равны нулю.
3) На неё нельзя определить права собственности: она никому не принадлежит.
4) Не существует объективных критериев ценности для общества отдельных её элементов.

Блага, обладающие особенностями (1) и (2), называются на экономическом жаргоне "общественные блага".

Именно так это и должно звучать для современного экономиста. Мне думается, тут много чего можно возразить – и я бы с удовольствием. Если б не понял, что для этих возражений приходится переопределить теор. структуру экономики. Отсюда мои жалкие попытки найти общий язык с более грамотными людьми. Как частную проблему из области общественных благ проблему культуры не решить.

>О них много писали, в том числе классики XIX века -
они (будучи преимущественно англичанами) как-то фиксировались на примере маяков. И они уже тогда сделали вывод, что частное финансирование маяков - неэффективно (забавно, кстати, что маяки-то как раз отлично финансировались частным образом).

Читал, и про маяки, и тот обзор институционалиста, где показано, что – частное финансирование.

>Есть и другие примеры - например, национальная оборона.

Да. Полиция, пожарники – их очень много, этих примеров.

>Либеральная традиция видит в финансировании общественных благ роль государства в экономике. Их рецепт - государственные (или централизованные) субсидии. Экономика сама, как Вы выразились (а точнее - рынок, населённый агентами, максимизирующими прибыль, или полезность) - не справится. Если отдать всё частным жертвователям, то они, скорее всего, недофинансируют. Даже если считать, что они не максимизируют прибыль

Боюсь, это не выход. Либеральная экономику берет ту часть, с которой умеет работать, а ту часть экономики. С которой не умеет, отдает кому ни попадя. Это нечестная позиция.

> Тем не менее, ситуация менее отчаянная, чем может показаться. На самом деле произошло почти чудо - в культуре волшебным образом отсутствие возможности обеспечить эффективное финансирование совпало со сравнительно небольшой потребностью в нем. Деятелям именно культуры, как никому другому, не свойственно реагировать на материальное вознаграждение, как на стимул к росту выпуска или его качества. Если бы Николай I платил Пушкину за каждую строчку - неужели бы он написал лучше или больше? В этом замечательном совпадении невозможности приемлемой организации финансирования культуры и её наименее острой (среди всех сфер производства факторов производства) потребности в нём - наше спасение. Сразу признаюсь, что этот результат - не достижение экономистов. Нам пришли на помощь именно там, где мы сами не справились бы.

Увы. Если б речь была о снабжении Церетели. Я бы не стал поднимать эту дискуссию. Боюсь, вопрос много глубже. Может быть, Вы согласитесь с такой постановкой вопроса: никто пока понятия не имеет, сколько «финансирования» надо культуре, не знает, как это оценить, и не знает, должно ли это быть связано с финансами – или как-то еще? Экономика ведь не только из оных состоит.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Чудо
[info]brem@lj
2004-10-25 06:07 (ссылка)
Только что оставил новый комментарий, но не вижу его что-то. Надо переписать заново?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Чудо
[info]brem@lj
2004-10-25 06:09 (ссылка)
А, нашёл - я по ошибке записал его в корень, а не в ветвь. Прошу прощения.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -