Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2004-10-20 14:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Кто кормит экономику?
В 1970-80-х гг. в мире неолиберализм начал вытеснять кейнсианство, преобразуя при этом обе противостоящие политические системы, обоих лидеров – СССР и США. СССР проиграл в новых условиях, США сильно изменились. Вместо государства – лидера полумира возникли две системы на одной территории (США как государство и глобАмерика). Их сосуществование не безоблачно, м США приходится платить по счетам победительной глобАмерики.

Вместо политики важней мировой темой стала экономика. И тут очень важно понять отношения экономики и культуры в современном мире. Неолиберализм по этому поводу уже высказался. Его точка зрения такова: культура долгое время паразитировала на экономике, больше этому не быть. Все в мире должно иметь экономическую стоимость, мир в одном из аспектов экономичен. Если людям нужна культура, пусть они свободно покупают ее в нужных количествах и ассортименте. Есть спрос – есть университеты и науки, нет спроса – нет университетов. И винить некого: в новом мире человек сам себе хозяин, никто ни за кого не отвечает. Если культура вымрет – значит, эволюция человечества пошла этим путем.


Как недавно кто-то заметил: неолиберализм как идеология фаталистичен. Как будет, так и будет, так люди захотели, так эволюция пошла. Это удивительное скрещение упора на индивидуальные свободы, внимания к частной инициативе и крайнего фатализма – не столь уж удивительно; сколько помню, у многих циников и стоиков Древнего мира были такие сочетания.

Противостоять этому мнению можно романтически, взывая к ценностям, вере, достоинству и славе предков. Романтики горюют: эти доводы не действуют. Романтики говорят: в СССР была поговорка: ум. Честность и партийность никогда не сочетаются в одном лице. Для современности есть три других несоединимых в одном человеке качества: ум, высокая культура и либеральные убеждения не совмещаются в одном человеке, хотя любая пара из них вполне может быть обладаема свободной личностью новой эпохи.

Мне кажется, следует решать вопрос экономически, и экономисты должны помочь разобраться в этом. Сначала, чтобы не удивлять, тезис: я думаю, что в современном мире экономика паразитирует на культуре. Чтобы экономистам было ясно: экономика присваивает то, что делает культура, и не платит за взятый товар.

Пример: возьмем нефть. Ее добывают, транспортируют, продают – это все экономические действия. Но нефть не производят. Это невозможно; это нерентабельно; экономика этого делать не умеет; если б и умела, не стала бы – очень дорого. Нефть, как и все ресурсы для современной экономики – штука даровая. Это азбука, это все знают. Та плата, которая экономикой «платится» за нефтеносную землю, за оборудование для выкачивание нефти, за ее доставку – это все сущие копейки, о которых и говорить-то стоит только потому, что сама – нефть дается всем даром.

Другой пример: чтобы вся эта экономика работала, ей нужны разные специалисты. От пресловутых менеджеров до инженеров. От программистов до ученых, а может, и еще кто – учителя, чтобы их всех лечить, врачи, чтобы всех учить, и прочий какой-то люд. Экономика за их появление на «экономической доске» платит? Нет. Только за доставку, выкачивание из того места, где они растут, и перевозку на те места, где они нужны и проч. Экономика не умеет вырастить инженера (математика, например, это наука, а науку делают не так, как экономику). Так во всех случаях – как нефть и прочие ресурсы, человеческие ресурсы достаются экономике даром, она их лишь слегка переставляет – и называет это оплатой.

От кого идут эти ресурсы? Может быть, правильно сказать, что математиков, менеджеров, программистов и всех остальных просто мамы родят, так что не о том речь? Однако нет6 всех этих людей, чтобы они могли выполнять свои профессиональные функции, делает культура. Стоимость такого человека – это как стоимость нефти: не важно, сколько это, все равно столько не заплатить. Экономика всегда будет в долгу у культуры – потому что расплатиться не в силах.

Однако не стоит из этого делать вывод, что раз долг неоплатен, то и вообще ничего делать не надо. Скорее, экономисты должны сообразить: каким образом должна быть перестроена современная экономическая система (а это требуемое изменение может оказаться очень кардинальным), чтобы экономика способствовала воспроизводству культуры. Как возвращать средства из экономики? Экономика берет даром капитал (потому что человеческие идет в области хозяйственной жизни – это капитал), оплачивает она лишь грошики непосредственно тому, кто идею придумал (ну, пусть так – пусть оплачивает), а той системе, которая его появление смогла совершить, которая умеет производить людей с таким капиталом – это не оплачивается.

Как же это делать? Раньше – налогами. Неудобно, через государство, а теперь и вовсе устаревает. Когда-то – прямыми дарами, меценатством. Еще больше устарело, не выход для общества, хотя выход для отдельного человека. Это надо сделать не личным решением, не государственным манипулированием, а естественным экономическим актом, встроенным во всю экономическую систему. Как?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]eugenegp@lj
2004-10-21 07:56 (ссылка)
Без аппеляции к рынку задействовать существующую экономику как дисциплину не получится (так, как я ее понимаю). Экономика там, где есть добровольный обмен, если его нет, то нет и экономики.
Можно, конечно, попытаться построить некую иную целостную систему ценностных координат, но она будет неэкономическая.
Мне не вполне понятно, чем Вас смутила цена - собственно деньги мы еще не ввели в дискуссию, и вполне возможно, что они и не понадобятся.

И я полагаю, всё же, что речь идет именно о марксистских толкованиях - только не собственно Ваших, а, как мне кажется, Вы предполагаете за "экономистами" именно те редуцированные построения, которые были у советских политэкономов. Которые не учитывали массу различных факторов - включая стоимость "культуры". Нормальный же экономический анализ эти факторы включает. Последний абзац, конечно же, чистый домысел, и Вы можете вовсе не это иметь в виду...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-21 22:01 (ссылка)
Я несколько приустал открещиваться от марксистского понимания. Может, я и ошибаюсь - поскольку я не экономист, не мне классифицировать, куда относится то. что я хочу сказать. То, что марксистских экономистов не читал - ничего не доказывает, это я понимаю. Давайте Вы будете классифицировать мои взгляды как хотите, только подождете делать из этой классификации выводы к содержанию.

Цена вот почему не годится: первый этаж экономической теории, как я это себе представляю - (все скромные оговорки, что не профессионал, судю не выше сапога и проч. - прилагаются) - так вот, этот первый этаж понятийного аппарата должен строиться ДО ситуации обмена. Это - производство стоимостей, которые потом пойдут на рынок. Поэтому сложнейшее понятие цены в этом месте мне вводить никак невозможно. То, что делается трудом - извлеченная нефть или выращенная пшеница - уже имеет стоимость, но, не дойдя пока до добровольного обмена, еще не имеет цены (спрос/предложение). Так что это понятие - двумя этажами выше. До него придется дойти, но в построении теор. аппарата путь имеет значение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]eugenegp@lj
2004-10-21 22:18 (ссылка)
До ситуации обмена нет ничего, кроме затрат личного времени и временных предпочтений отдельного индивидуума. Если Вам угодно называть стоимостью затраты времени отдельного индивидуума, давайте.


(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-22 00:26 (ссылка)
Вот только что договорился с 9000, что это очень просто, а тут опять - совсем не просто. Я понимаю, вы друг за друга не в ответе.

Нет, меня это не устроит. До ситуации обмена есть то. что Вы сказали - в старой классике это называли "трудом". Но есть еще и предмет труда, тот ресурс. к которому он приложен. Я о нем. Скажите, почему здесь так трудно? Я могу понять, что в современном понятийном аппарате это отсутствует, признано давно изжитым и неверным. Но о чем речь, вы понимать должны. Отчего не вспомнить это? Если современная теория хорошо знает ошибки, к которым приводит внедрение данного понятия, на это можно указать. Но зачем отрицать существование очевидной реалии? Другой вариант - современная экономика может так очертить свои границы, что уверенно говорит - я начинаюсь вот отсюда, а это все, что раньше считали относящимся к экономике, на самом деле... Не важно чье, я не знаю, но - не мое. Хорошо. Но и в этом случае легко понять, о чем я говорю, и так и сказать - эти понятия есть, они выброшены из экономической теории по такой-то причине. Вы же делаете непонятную мне вещь: Вы как будто действительно не понимаете, что я говорю.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -