Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2004-10-20 14:50:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Кто кормит экономику?
В 1970-80-х гг. в мире неолиберализм начал вытеснять кейнсианство, преобразуя при этом обе противостоящие политические системы, обоих лидеров – СССР и США. СССР проиграл в новых условиях, США сильно изменились. Вместо государства – лидера полумира возникли две системы на одной территории (США как государство и глобАмерика). Их сосуществование не безоблачно, м США приходится платить по счетам победительной глобАмерики.

Вместо политики важней мировой темой стала экономика. И тут очень важно понять отношения экономики и культуры в современном мире. Неолиберализм по этому поводу уже высказался. Его точка зрения такова: культура долгое время паразитировала на экономике, больше этому не быть. Все в мире должно иметь экономическую стоимость, мир в одном из аспектов экономичен. Если людям нужна культура, пусть они свободно покупают ее в нужных количествах и ассортименте. Есть спрос – есть университеты и науки, нет спроса – нет университетов. И винить некого: в новом мире человек сам себе хозяин, никто ни за кого не отвечает. Если культура вымрет – значит, эволюция человечества пошла этим путем.


Как недавно кто-то заметил: неолиберализм как идеология фаталистичен. Как будет, так и будет, так люди захотели, так эволюция пошла. Это удивительное скрещение упора на индивидуальные свободы, внимания к частной инициативе и крайнего фатализма – не столь уж удивительно; сколько помню, у многих циников и стоиков Древнего мира были такие сочетания.

Противостоять этому мнению можно романтически, взывая к ценностям, вере, достоинству и славе предков. Романтики горюют: эти доводы не действуют. Романтики говорят: в СССР была поговорка: ум. Честность и партийность никогда не сочетаются в одном лице. Для современности есть три других несоединимых в одном человеке качества: ум, высокая культура и либеральные убеждения не совмещаются в одном человеке, хотя любая пара из них вполне может быть обладаема свободной личностью новой эпохи.

Мне кажется, следует решать вопрос экономически, и экономисты должны помочь разобраться в этом. Сначала, чтобы не удивлять, тезис: я думаю, что в современном мире экономика паразитирует на культуре. Чтобы экономистам было ясно: экономика присваивает то, что делает культура, и не платит за взятый товар.

Пример: возьмем нефть. Ее добывают, транспортируют, продают – это все экономические действия. Но нефть не производят. Это невозможно; это нерентабельно; экономика этого делать не умеет; если б и умела, не стала бы – очень дорого. Нефть, как и все ресурсы для современной экономики – штука даровая. Это азбука, это все знают. Та плата, которая экономикой «платится» за нефтеносную землю, за оборудование для выкачивание нефти, за ее доставку – это все сущие копейки, о которых и говорить-то стоит только потому, что сама – нефть дается всем даром.

Другой пример: чтобы вся эта экономика работала, ей нужны разные специалисты. От пресловутых менеджеров до инженеров. От программистов до ученых, а может, и еще кто – учителя, чтобы их всех лечить, врачи, чтобы всех учить, и прочий какой-то люд. Экономика за их появление на «экономической доске» платит? Нет. Только за доставку, выкачивание из того места, где они растут, и перевозку на те места, где они нужны и проч. Экономика не умеет вырастить инженера (математика, например, это наука, а науку делают не так, как экономику). Так во всех случаях – как нефть и прочие ресурсы, человеческие ресурсы достаются экономике даром, она их лишь слегка переставляет – и называет это оплатой.

От кого идут эти ресурсы? Может быть, правильно сказать, что математиков, менеджеров, программистов и всех остальных просто мамы родят, так что не о том речь? Однако нет6 всех этих людей, чтобы они могли выполнять свои профессиональные функции, делает культура. Стоимость такого человека – это как стоимость нефти: не важно, сколько это, все равно столько не заплатить. Экономика всегда будет в долгу у культуры – потому что расплатиться не в силах.

Однако не стоит из этого делать вывод, что раз долг неоплатен, то и вообще ничего делать не надо. Скорее, экономисты должны сообразить: каким образом должна быть перестроена современная экономическая система (а это требуемое изменение может оказаться очень кардинальным), чтобы экономика способствовала воспроизводству культуры. Как возвращать средства из экономики? Экономика берет даром капитал (потому что человеческие идет в области хозяйственной жизни – это капитал), оплачивает она лишь грошики непосредственно тому, кто идею придумал (ну, пусть так – пусть оплачивает), а той системе, которая его появление смогла совершить, которая умеет производить людей с таким капиталом – это не оплачивается.

Как же это делать? Раньше – налогами. Неудобно, через государство, а теперь и вовсе устаревает. Когда-то – прямыми дарами, меценатством. Еще больше устарело, не выход для общества, хотя выход для отдельного человека. Это надо сделать не личным решением, не государственным манипулированием, а естественным экономическим актом, встроенным во всю экономическую систему. Как?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-27 00:36 (ссылка)
>Если мы остаёмся в рамках рыночной модели

Я – нет. Для меня это не единственная модель, вне которой я не согласен разговаривать. Это – техническое средство, на сегодня лучшее из известных. Если мне укажут лучшее, я тут же откажусь от рынка.

Ш > Весь ключ к успешной работе современного механизма экономики - в его децентрализованности. Так же, как и ключ к успешной работе интернета.

Согласен. Видите ли, рынок – организован. То, что форма этой (довольно высокой) организации неиерархична и отличается от государственной, это совсем другой вопрос. Рынок есть институт – как же он может быть не-организован? Я думаю, Вы отступаете от слова «организация» в применении к рынку под влиянием жарких дискуссий с государственниками. А я принимаю этот термин как антоним неупорядоченности.

>Или по-другому Вы хотите: как направить самостоятельных агентов с помощью рыночных стимулов на то, чтобы они оптимально финансировали культуру? Это содержательный вопрос, вполне в рамках классической либеральной традиции. Ответа я не знаю. Заметим, впрочем, что действовать, т.е., финансировать, будут всё-таки агенты, а не экономика (или это сленг?).

Да, и это тоже. Жаль, что нет ответа. Он, мягко говоря, важен. Я бы сказал, что за перевод экономики на какую-либо модель нельзя браться, пока не решен этот вопрос.

> Сразу укажу на потенциальный источник проблем: как грамотно определить стоимость? Ведь можно же прикладывать усилия, и капитал, и всё впустую. Нужен механизм, который даст сигнал о стоимости (чтобы не растратить ценные ресурсы на производство ненужного). Пока самый удачный - рынок, где стоимость, по определению - продукт статистического учёта цен. Но цена - штука слепая, она не делает разницу между продуктом труда и просто слепой продажи дармовой нефти или картошки. Или от рынка отказаться из-за этого, но тогда - новый госплан и чудовищнно неэффективное хозяйствование.

Да, может быть, здесь будут проблемы. Правда, для меня кроме ужасов нового госплана существуют не меньшие ужасы рынка. Они друг друга стоят.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]brem@lj
2004-10-30 22:51 (ссылка)
Я – нет. Для меня это не единственная модель, вне которой я не согласен разговаривать. Это – техническое средство, на сегодня лучшее из известных. Если мне укажут лучшее, я тут же откажусь от рынка.

Конечно. Для меня тоже рынок не является религиозной максимой. Позвольте однако сформулировать, какие задачи непременно должен решать любой альтернатичный механизм:

1) информационную: нужно, чтобы "производители" знали, в чём есть потребность у "потребителей". Причём знание должно быть достаточно тонким, не просто в смысле "хорошо бы, что бы было" а в слысле "нужен ли этот продукт больше, чем идущие на его производство ресурсы, и если да, то нужен ли он больше, чем другие продукты, которые можно с помощью этих ресурсов произвести". С учётом немыслимого многообразия продуктов, ресурсов и потребностей, это очень сложная задача.

2) стимуляционную: каждый должен быть готов расстаться с ресурсом, который у него есть, если этого требует общее дело. По-видимому, это означает, что ему нужно ресурсы как-то компенсировать. Также, имея ввиду, что у разных людей - разные ресурсы, надо быть готовым к тому, что и компенсация (а значит - благосотояние) у всех будет разная.

Пока ничего кроме презренного металла не придумано для решения этих двух задач. Не замедлили и связанные с рынком проблемы - кто спорит, их немало (и не только в области финансирования культуры). Однако я не готов отказаться от рынка в пользу никакого механизма, который не обеспечивает решение этих двух задач. Опыт плановой экономики подсказывает, что это серьёзные проблемы.

Согласен. Видите ли, рынок – организован. То, что форма этой (довольно высокой) организации неиерархична и отличается от государственной, это совсем другой вопрос. Рынок есть институт – как же он может быть не-организован? Я думаю, Вы отступаете от слова «организация» в применении к рынку под влиянием жарких дискуссий с государственниками. А я принимаю этот термин как антоним неупорядоченности.

Да, рынок организован. Но ведь и культурная деятельность организована, нет? И государство.
Речь идёт не об организованности а о централизованности.

Интересно следующее: интернет в России (как и везде) развился в девяностые - годы, когда дозволялась децентрализация. Соответственно, он развивался децентрализованно (как и везде). Интересно, смог ли бы он развиться, придись его развитие на теперешние годы (или на советские). Порой мне кажется, что начальствао с рабостью бы поставило его под свой контроль (с единственным мегасервером на Старой площади), и только технические ограничения его останавливают.

Да, и это тоже. Жаль, что нет ответа. Он, мягко говоря, важен. Я бы сказал, что за перевод экономики на какую-либо модель нельзя браться, пока не решен этот вопрос.

А разве стоит вопрос о переводе? На какую тогда модель?

Правда, для меня кроме ужасов нового госплана существуют не меньшие ужасы рынка. Они друг друга стоят.

Не согласен, госплан - хуже. Но и рынок, конечно, не без порока.

Если противопоставить экономику культуре с изъятием ресурсов у первой в пользу второй, то кому будет интересно заниматься первой?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-10-31 21:10 (ссылка)
>Однако я не готов отказаться от рынка в пользу никакого механизма, который не обеспечивает решение этих двух задач.

Конечно. Спасибо за четкое изложение функций рынка, я совершенно с вами согласен – пока не придумано ничего лучше рынка для решения этих проблем. Мне представляется, что замену рынку в этом плане и искать не стоит – очень хороший механизм. Мысль иная: экономика состоит из много чего (ну, как мне кажется, должна состоять…), а она пока «рынкоцентрична». Позвольте аналогию: демократия должна состоять много из чего, не только из выборов, однако бывает. Что она почти целиком сводится к выборам – и тогда это еще не совсем нормально работающая демократия.

>Речь идёт не об организованности а о централизованности.

Раз так, согласен. Мне казалось, Вы раньше писали об организованность, вот я и… То, что рынок не централизован – конечно.

>Порой мне кажется, что начальствао с радостью бы поставило Интернет под свой контроль (с единственным мегасервером на Старой площади), и только технические ограничения его останавливают.

В ЖЖ Хакамады написано. Что до недавнего времени на Старой площади не было доступа в сеть – для безопасности. Вот недавно только осмелились. А контроль – уже много попыток, Вы, наверное, знаете. У нас – у провайдеров берут списки абонентов, в Америке мониторят, в Индонезии (если не вру) проект «чистой сети» (от порно) – и работает. Централизованный контроль за сетью растет – с трудностями, пока результат не предрешен, но работа ведется…

> А разве стоит вопрос о переводе? На какую тогда модель?

Если бы она была у экономистов, я бы так и сказал – вот теория такого-то, мне она нравится, что у Вас против нее. А вопрос стоит – поскольку мне кажется, что действующая – не в том дело, что не работает. Но приводит к заболеваниям общества. Представьте, что во времена рабовладения кто-то стал бы говорить, что рабство – это не здорово. У него даже слова «крепостное право» не было бы, он об арендаторстве (предположим) не знал бы -, а рабство прекрасно функционирует, приносит доход, устраивает в той или иной степени обе стороны, прогрессивно поскольку разделяет труд… Что, нельзя говорить, что нечто не здорово, пока не укажешь адресно, что хорошо? Я бы призвал подумать…

>Если противопоставить экономику культуре с изъятием ресурсов у первой в пользу второй, то кому будет интересно заниматься первой?

Скажите, как обеспечивают инвалидов? Беспризорников? Через налоги, не правда ли? Отбирают у экономики. Что, ей перестали заниматься? – Это не более чем ответ. Я вовсе не хочу сказать, что культуру следует финансировать через налоги, как инвалидов.

Осмелюсь обратить Ваше внимание, что я на своей странице пытаюсь продолжать этот разговор. Может быть, в новых постах будет что-то, что поможет нам договориться.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -