Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-12-20 11:20:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Социальная сложность
Еще со времен чтения Л.Г. Моргана я запомнил удивительное высказывание – что вся наша технологическая цивилизация (по мнению Моргана) проще, чем социальное устройство австралийских аборигенов. Что «весь мир» пошел путем «неорганических технологий», а австралийцы создали «альтернативную цивилизацию» - где основные усилия потрачены на создание социальных технологий.

С тех пор я иногда пытался понять смысл этой метафоры. Что же там за такая сложность? Что конкретно имел в виду Морган? Но почему-то мне не попадалось обзоров по этой теме. Как-то, совершенно озверев в этих бесплодных поисках, я даже пробовал читать работы Р. и К. Берндтов. И всё же это – по сути – полевые наблюдения, а не обобщающая картина, к тому же эти наблюдения частично подвергнуты сомнению и противоречат иным наблюдениям… В общем, ничего не понятно.

А тут мне в руки попалась статья О.Ю. Артемовой «В очередной раз о теории «родового быта» и об «австралийской контроверзе»» (2000). Как я понял, обзоров действительно нет. Почему – не известно. Краткий обзор состояния проблемы дан у Артемовой, и я хоть до некоторой степени представил ту сложность, о которой говорил Морган в 19 веке – и ту, которую еще дополнительно выявили за весь 20-й.

Описывать социальную структуру австралийцев я здесь не буду – потому что надо было бы просто переписывать страницами разноречивые данные. В конце концов, каждый, кто хочет, сможет найти и прочитать… Интереснее другое.

Как признается специалист, автору не удалось понять социальное устройство австралийцев. То есть – в отличие от многогрешного меня, она – специалист именно по этой теме; она прочла «все» работы; и она понимает – на некотором уровне – самые общие вещи, а многие весьма распространенные явления (полуполовины, патрилинейные непоименованные половины) – не понимает. Имеется сложнейшая сеть явлений языковых (диалекты; раньше считали, что названия диалектов – это «кланы» и «племена»), религиозных (конгрегации, распространенные на огромной площади, объединяющиеся для совершения некоторых обрядов), генеалогических (счет и матрилинейный, и патрилинейный одновременно, с дополнительными прибамбасами – ну хотя бы особые группы «через поколение»), и вдобавок, конечно – тотемы и проч.

Меня заинтересовал именно факт – «никто не понимает». В нашей технологической цивилизации есть многие вещи, которых никто не понимает. Это объемные технологические процессы, знание о которых – в полной развертке и во всех деталях – не хранится ни в одной голове, это совокупность дифференцированных знаний разных людей (профессий), которые только вместе обладают необходимым инструментальным знанием о технологическом процессе. И это – сложные технологии, и при том – всё же есть совокупность голов, которая способна обладать о них знанием.

А вот социальную организацию австралийцев не понимают (повторю – как я заключил при некотором достаточно поверхностном чтении литературы; можно не верить) – никто. Ни один исследователь, ни одна совокупность исследователей.

У меня сложилось впечатление, что её не понимают и австралийцы. То есть – в точной аналогии с нашими технологиями – нет ни одного «информанта», которого можно было бы расспросить и вытянуть из него это знание. Система в целом функционирует, то есть нечто устойчивое в ней есть – но, судя по всему, нет способа отделить знание о системе от неё самой. При этом исследователи уже наблюдали распространение явлений на новые группы людей – системы каких-то там восьмиричных секций, наложенных на систему родов (линиджей), распространялись, завоевывая новые области, сочетались с уже принятыми делениями, взаимодействовали с другими системами счета родства… Штука эта способна не только «передаваться по традиции», но и применяться к новым обстоятельствам.

Как мне кажется. самым важным является не факт сложности какой-то социальной системы, а вот этой ее необъективируемости и в этом смысле – нерациональности. При этом система в очень малой мере стохастична, там функционирует множество правил, на разных уровнях – то есть это законоподобная система, и тем не менее – ни один член общества её не знает; нет выделенной социальной структуры, которая её знает (то есть нельзя собрать каких-то там старейшин или шаманов, которые все вместе знают) – и тем не менее она функционирует и поддерживает сложность, несмотря на кардинальные перемены внешнего мира – которые она учитывает (в счет родства включаются и европейцы).

Красивый пример сложности, которая: (квази) рациональна; создается людьми; не является знанием людей (отторжимым от функционирования).


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]gekkkon@lj
2005-12-20 13:02 (ссылка)
Интересно.
Значит, в головах не-австралийцев не встречаются, условно сказать, "структуры", позволяющие обрабатывать такие массивы таких связей?
"Не-австралийские" цивилизации, должно быть, страдают, на взгляд австралийца, дикой социальной слепотой. Иванушки, родства не помнящие.
Прикольно.
А ловко это вы... То, что не помещается в головы "белого" типа, сразу назвали необъективируемым... А что ни один член общества этой системы "не знает" (точнее, не может описать инокультурцу), так это бабушка надвое, возможная проблема перевода -- для того, чтоб засунуть эту дивную систему в "белую" голову, систему, может, нужно сжать до плотности чёрной дыры. И что потом с системы толку?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-20 13:26 (ссылка)
Ловкость здесь обоюдная. Если Вы взглянете на Ваши рассуждения, они полны теми же не проговариваемыми допусками. Откуда берутся "головы белого типа"? Антропологи разные бывают. Сомнение, что якобы сложность вполне понятная, но просто перевод барахлит - обычная апелляция к незнанию. Отрицается "факт" - это можно сделать всегда, ежели не в компании специалистов, у которых есть договоренность, какие факты отрицать можно. а какие- нельзя. Я совершенно не против - я никакой не антрополог, меня просто нечто удивило и я проговорил вслух то, что мне показалось интересным. Не претендую на то, что как-то обосновал своё удивление... Честно говоря, полагаю, что удивление необосновываемо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]gekkkon@lj
2005-12-20 14:56 (ссылка)
Кто-то ставил чуднОй такой эксперимент, про выращивание щенков в полосатой комнате (деталей не помню). Ну обеднённая среда -- нет, скажем, горизонтальных линий, только вертикальные. Так щенки, говорят, после такого тяжкого детства горизонтальные линии, говорят, не воспринимали -- не было такого либо в их модели мира, либо в их рецепторных полях...
Я исключительно про это, а не про окрасы антропологов. Про это -- но, извините, нечётко.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-20 16:17 (ссылка)
То есть они белые в том смысле, что вся наука - из западной цивилизации? Тогда, конечно, да... Но другой вроде нетути. Я всё-таки думаю, что ларчик проще, чем какая-то специальная неспособность белых мозгов. Наверное, очень сложная сетекая структура с многочисленными упорядочивающими элементами, изменяющаяся к тому же ситуационно. Описать внешним образом очень трудно, но можно вжиться и жить. Да и опишут, наверное... Какую-то модель. конечно. и сейчас можно составить, и есть уже эти модели - только сами антропологи сознают, что - частичные и недостаточно подробные.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -