Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-12-27 10:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
«Новая наука о жизни» Р. Шелдрейка
Мне рекомендовали почитать. Зря потратил время – совсем пустая книга. Автор пытается справиться с механицизмом, редукционизмом и прочими бяками современной науки. Но делает это столь неумело, что лучше уж не брался бы.

Посылка хорошая: сейчас мы знаем, что мир не прост, а сложен. Простые модели более не вызывают доверия. Объяснять сложные явления мы пока не умеем. Как возникают новые живые формы? Каким образом из эмбриона развивается котёнок? Это очень трудные вопросы, настоящих ответов на них нет.

После этой фиксации – наука бессильна, ага! – Шелдрейк предлагает свой ответ. Существуют неведомые никому и непонятно как обнаружимые морфогенетические поля, которые строят все формы в мире. И кристаллы, и атомы, и молекулы – и котят с носорожками. Они же строят сознание, мысли, «я». Так что шелдрейковские морфогенетические поля – наследник энтелехии Дриша, эфирного и астрального тела – в общем, всего самого лучшего. Опять же, если речь идёт о допущении – ну, ладно, хотя выглядит как-то неуклюже.

Шелдрейк делает эти поля научной концепцией, и при этом производит подмену вопроса: эти поля объясняют лишь повторение форм, а не их возникновение. То есть раз возникший кристалл, родившийся котенок или научившаяся чему-то крыса создают (как – неизвестно, да и ладно) особое новое формополе, из-за которого новые кристаллы, котята образуются легче, и новые крысы научаются быстрее. Буквально – если одну крысу научить в Лондоне, то – независимо от нее – следующая крыса в Нью-Йорке будет учиться быстрее. Так, мол, это можно проверить.

Дальше идёт дискуссия – о свободе науки и высказывании неожиданных взглядов; о подтверждениях гипотезы Шелдрейка (крыс таки учили. Они таки учились быстрее), о недостоверности этих результатов (положа руку на сердце, я примерно представляю, в чем там дело, хотя в двух словах это не объяснишь). В целом у концепции непрерывно заплетаются ноги – отчего я не говорю по-китайски, коли миллионы китайцев породили дикой силы морфогенетическое поле… Ну и подобные каверзы.

Главная же беда – полная ненужность этой всей «концепции». Потому что таких концепций у нас уже есть. Вот хоть генетика. Значительно лучше обоснованная штука, зачем ее менять на какие-то такие поля? Пока непонятно, как именно от информации в зародыше перебраться к взрослой окончательной форме. Вопрос – как? А идея Шелдрейка вводит массу новых сущностей, но не отвечает даже на самое маленькое «как». То есть он начал с того, что наука не умеет объяснять происхождение сложного. И сам ничего о происхождении не сказал – отвечая на иной вопрос: как уже возникшее новое становится устойчивым. Об это есть кому сказать получше Шелдрейка.

Лучше бы он ответил на вопрос, который сам же поставил, чем в середине книги прятать часть карт в рукав и доставать оттуда своих королей – морфогенетические поля и формативную причинность. Эти короли и без него имеются – о финальной причине Аристотель сказал лучше, да и морфогенетических полях многое хорошо сказано. Так что – лучше бы помолчал…


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]peggy_s@lj
2005-12-27 05:26 (ссылка)
Интересно, а они не проверяли например скорость обучения детей писать? Или говорить?
А то эксперимент получается навроде того деятеля, который мышам хвосты несколько лет резал. Чтобы проверить, наследуются ли приобретенные уродства. Хотя мог бы посмотреть на собак, которым хвосты режут несколько сотен лет. Или на женщин, которые девственности лишаются уже несколько тысяч лет, а все равно не наследуется...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-27 05:32 (ссылка)
Эх, если бы все были дураки, а всё было бы так просто. Читал я как-то статью в журнальчике медицинском. Там была указана статистика. Так вот, снижается частота наличия девственной плевы. За время статистических наблюдений оная плева стала тоньше, эфемернее, разрывы ее менее бьолезненны 9в среднем), чаще случаи врожденного ее отсутствия. Может, это временное колебание такое, может - следствие городской жизни, может - эволюция так пошла... Однако - факт. Что до собак - хвосты им режут, и потому трудно понять, не уменьшились ли хвосты. Тот деятельно вряд ли ожидал за 20 поколений получить бесхвостую мышь. Он тщательно измерял длину хвостов в параллельной линии - хотел посмотреть, в результате регулярной резки не уменьшится ли хвост хоть на малую, но для статистики различимую величину. Проверять - великое дело. Ну, там не уменьшились. Однако есть опыты камшилова - там временно налагаемые условия были унаследованы по крайней мере на 200 поколений, кажется, так. Чудес полна природа, и не просто выявить законы.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]peggy_s@lj
2005-12-27 16:51 (ссылка)
Про собак я слышала, что хвост уменьшается. Потому что у хвостатых собак есть отбор по признакам хвоста, а у бесхвостых - нет. Если его все равно отрезать, то какая разница какой он вырастет.
Может и с девушками так же.
Я не к тому, что он глупый. Но не очень понятно, о чем говорит уменьшение длины хвостов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-27 17:08 (ссылка)
С точки зрения какого-нибудь каммерера, если б удалось доказать, что хвосты при этом уровачиваются. - то прав Ламарк и имеет место наследование приобретенных признаков. Сейчас это немного запоздалый разговор. сейчас сам вопрос уже так не ставится. но когда-то это казалось безумно важным.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -