Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-12-27 10:29:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
«Новая наука о жизни» Р. Шелдрейка
Мне рекомендовали почитать. Зря потратил время – совсем пустая книга. Автор пытается справиться с механицизмом, редукционизмом и прочими бяками современной науки. Но делает это столь неумело, что лучше уж не брался бы.

Посылка хорошая: сейчас мы знаем, что мир не прост, а сложен. Простые модели более не вызывают доверия. Объяснять сложные явления мы пока не умеем. Как возникают новые живые формы? Каким образом из эмбриона развивается котёнок? Это очень трудные вопросы, настоящих ответов на них нет.

После этой фиксации – наука бессильна, ага! – Шелдрейк предлагает свой ответ. Существуют неведомые никому и непонятно как обнаружимые морфогенетические поля, которые строят все формы в мире. И кристаллы, и атомы, и молекулы – и котят с носорожками. Они же строят сознание, мысли, «я». Так что шелдрейковские морфогенетические поля – наследник энтелехии Дриша, эфирного и астрального тела – в общем, всего самого лучшего. Опять же, если речь идёт о допущении – ну, ладно, хотя выглядит как-то неуклюже.

Шелдрейк делает эти поля научной концепцией, и при этом производит подмену вопроса: эти поля объясняют лишь повторение форм, а не их возникновение. То есть раз возникший кристалл, родившийся котенок или научившаяся чему-то крыса создают (как – неизвестно, да и ладно) особое новое формополе, из-за которого новые кристаллы, котята образуются легче, и новые крысы научаются быстрее. Буквально – если одну крысу научить в Лондоне, то – независимо от нее – следующая крыса в Нью-Йорке будет учиться быстрее. Так, мол, это можно проверить.

Дальше идёт дискуссия – о свободе науки и высказывании неожиданных взглядов; о подтверждениях гипотезы Шелдрейка (крыс таки учили. Они таки учились быстрее), о недостоверности этих результатов (положа руку на сердце, я примерно представляю, в чем там дело, хотя в двух словах это не объяснишь). В целом у концепции непрерывно заплетаются ноги – отчего я не говорю по-китайски, коли миллионы китайцев породили дикой силы морфогенетическое поле… Ну и подобные каверзы.

Главная же беда – полная ненужность этой всей «концепции». Потому что таких концепций у нас уже есть. Вот хоть генетика. Значительно лучше обоснованная штука, зачем ее менять на какие-то такие поля? Пока непонятно, как именно от информации в зародыше перебраться к взрослой окончательной форме. Вопрос – как? А идея Шелдрейка вводит массу новых сущностей, но не отвечает даже на самое маленькое «как». То есть он начал с того, что наука не умеет объяснять происхождение сложного. И сам ничего о происхождении не сказал – отвечая на иной вопрос: как уже возникшее новое становится устойчивым. Об это есть кому сказать получше Шелдрейка.

Лучше бы он ответил на вопрос, который сам же поставил, чем в середине книги прятать часть карт в рукав и доставать оттуда своих королей – морфогенетические поля и формативную причинность. Эти короли и без него имеются – о финальной причине Аристотель сказал лучше, да и морфогенетических полях многое хорошо сказано. Так что – лучше бы помолчал…


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]lee_bey@lj
2005-12-27 14:30 (ссылка)
Про "морфогенетические поля" --- хорошая идея, в этом виде раньше не встречал. Огромное спасибо за информацию.

Мне вот всегда казалось, что можно идти от обратного --- предположить, что дело здесь не в природе, а в человеке, который эту природу изучает. Человек же склонен при построении любой теории пользоваться определенным набором мысленных образов, и этот набор, ИМХО, хоть и различается от человека к человеку, но не значительно (поэтому-то люди и способны понимать чужие теории).
И вроде бы этот набор образов можно свести к Юнгианским архетипам.

Самый известный пример --- закон сохранения энергии. В сущности, -- если присмотреться --- это всего лишь абстракция, которую человечество старательно поддерживает уже не одну сотню лет (если считать от Ломоносовского "закона сохранения материи"). И поддерживает только потому, что людям так проще думать.
Насколько я помню, Юнг сам анализировал закон сохранения энергии, и высказывал предположение, что связанный с ним архетип восходит еще к архетипу о переселении душ -- количество душ ведь остается неизменным. :-)

В общем, ИМХО, ограничение может даваться не на природу (через морфогенетические поля), а на мозги человека, которые способны манипулировать (пусть даже и очень изощренно) только с определенным (пусть даже и большим) набором мысленных картинок.
Как следствие --- "ничто не ново под луной".
Вот, Фритьоф Капра нашел сходство между мировоззрением квантовых физиков и мировоззрением древней Индии...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-12-27 16:48 (ссылка)
Мне кажется. набор образов, о котором Вы говорите, изменяется от эпохи к эпохе. Не буду спорить про юнговские архетипы - но набор штампов значительно шире архетипического и изменчив.

Кроме того, встречаются люди, мыслящие оригинально. Это тоже не очень ценно, но еще реже, чем оригинальные мыслители. встречаются те, кто способен мыслить верно. Другое дело. что редко кто может отличить эти типы мыслителей.

Про сохранение энергии... Я думаю, это не абстракция. Это условие познания. Вместе с принципом актуализма в геологии и принципом конкурентного вытеснения в биологии.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -