Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-04-02 15:54:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мы были в том завтра
Режет правду Ольга Седакова http://www.polit.ru/lectures/2004/12/20/sedakova.html via iten http://iten.livejournal.com/78749.html

«мы в каком-то смысле уже были в будущем этого либерального общества, хотя, естественно, ничто точно не повторяется, и “их” будущее может принять какие-то другие оттенки. Но я отчетливо видела, что в чем-то мы действительно были, как тогда пели, “впереди планеты всей”.»

«Я встречала европейских редакторов, издателей, которые говорили то, что мы в прежние времена слышали постоянно и надеялись, что это навсегда исчезнет вместе с нашим специфическим режимом: “Наш читатель этого не поймет”. “Мы не должны угнетать читателя завышенной эрудицией, сложностью и т.п.”»

«Проекты - а культурная и научная жизнь в свободном мире теперь практически переведена на проекты и гранты - пишутся совершенно конформистским способом. Если в проекте не будут указаны темы, которые считаются актуальными - гендерные, в первую очередь; про тело; что-то еще в этом роде - то человек просто не получит гранта или стипендии.»

«Как раз глядя на такие актуальные декоративные работы, Сергей Сергеевич Аверинцев и вспомнил песню, которую я уже цитировала, и сказал: “А вот скажите мне, ведь когда нам говорили: „Мы впереди планеты всей“, — мы не верили. И пожалуйста: они приходят к чему-то похожему”. К чему похожему — понятно: к обществу контролируемому, к обществу установочно популистскому, которое ориентируется на чрезвычайно сниженный умственный и культурный уровень, на этого самого “простого человека”, для которого работает могучая индустрия развлечений и которого надо защищать от “непростых”.»

«Поэтому я и назвала ту опасность и ту тираническую силу, которая, по-моему, угрожает современности, посредственностью.»

«Новый человек, успешный человек, - это спокойный циник и агностик, находящий комфорт в том, что ничего нельзя узнать, что “все сложно”. Следует быть обывателем, в котором не осталось никакой пассионарности, и все, что ему нужно, — это гарантии, это отсутствие риска, комфорт и безопасность. Если такой тип наконец восторжествует, мы будем жить в цивилизованном обществе.»

«Вся эта Библия либерализма принимается без малейшего сопротивления. Интересно, что эта сверхкритическая идеология антиидеологизма не дает критиковать себя.»

«Русское слово “посредственный” по своей морфологии позволяет» понять его по-разному: посредственный как нечто посредине, ни то ни се – или иначе: как человека, которому необходима опосредованность, который воспринимает все только через готовые, опосредованные формы: он не может перенести прямого неопосредованного, непосредственного отношения с миром. Вот такого человека и стали прославлять, называя его золотой серединой, которая спасет нас от опасных крайностей.»

Сдается мне, что почти весь мотив – про торжествующую посредственность и прочие неприятности – уже хорошо знаком. Это, кстати, не значит, что – неверен. А самый зачин – мы были в том завтра, куда ведет наша теперешняя дорога – его я тоже слышал несколько раз, но каждый раз он как-то обрывался, уходя в перечисление знакомых черточек. Да, это завтра – наше вчера, и я помню. И другие могут вспомнить – вот то и эту, и вот тот мерзкий шматок грязи тоже будет завтра снова в том же месте, я помню его и он не забудет проявиться, вот уже и тень его прорисовалась, обгоняя предмет.

Но это именно вспоминание завтра, это не дает нового. А кажется мне, что есть в этой мысли и новое: завтра «по определению» не известно, и если как-то оказывается, что оно – бывшее, то это позволяет узнать и понять что-то новое, а не просто пересказывать бывшее завтра. Мы идем в своё вчера – с иными оттенками и прочими необходимыми оговорками, это всё понятно. Что же новое мы узнаем, понимая, что знаем завтра?


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]turbik@lj
2006-04-02 18:16 (ссылка)
Вот этот момент показался характерным. Интересный вопрос, показательный ответ.

Вопрос: Мы говорим о современном обществе, не важно, российском или западном, о рациональном обществе и о посредственности в нем. Но до этого в течение тысячелетий человечество жило в условиях общества, которое условно можно назвать мифологическим. Оно жило в мифах. И частично мы сейчас, как вы сами заметили, пытаемся это преодолеть. Сложность в том, что в том, старом обществе посредственность тоже была. И она была в некотором смысле гораздо более жесткая: знай свое место, место, которое тебе определено богом. Рожденный шутом никогда не станет кшатрием. Рожденный кшатрием никогда не станет брахманом. Но в результате это порождало странный парадокс: человек, недовольный тем местом, которое ему определил бог, восставал и в некотором смысле восставал против бога, и приближался к нему. И, может быть, именно с этим связаны все эти великие имена: философия, литература, в том числе русская. То есть люди в некотором смысле соревновались с великими героями, великими богам.
Сейчас рационалинализация, полная и тотальная. Пример с левыми и правыми: на самом деле их позиции абсолютно последовательны и абсолютно рациональны. Они доведены до крайности. И в результате отрицание культуры в одном случае и расизм в другом. Есть ли выход?
Мир мифа целостен и полон. И, как ни странно, он давал возможность культурно развиваться. Есть ли выход здесь, когда наша ситуация порождает посредственность и только посредственность? Когда человек перестал соревноваться с богами и великими героями прошлого? Он соревнуется сам с собой, и мы с вами видим результат, не важно российская это культура или западная. Философия, литература... Есть ли имена, которые могут сравниться с теми, что были еще сто лет назад? Их все меньше и меньше. Есть ли выход из этого? Найдет ли современное рациональное общество какой-то выход?
СЕДАКОВА: Мне кажется, что чему нас научил XX век, так это тому, что всеобщих проектов предлагать больше нельзя. В этом я согласна со всеми скептиками. Никакого общеулучшающего, никакого общего выхода предложить нельзя. Только вот этот самый выход: личное обращение каждого к самому себе, к внутреннему человеку. Я понимаю, что это не социальное решение, но, как мне кажется, никаких социальных решений опыт XX века нам принимать не позволяет.


Посредственность не (с)делает БМВ, американскую армию, немецкую систему здравоохранения и Голливуд. И новая неßпосредственность сделала все это не соревнуясь с богами. Те "имена", которых так не хватает в литературе и философии, просто нашли себе другое применение.
Последовательные и вменяемые правые - не расисты. Они отстаивают право нации на существование и самоопределение. Без кавычек, иронии и холокоста. То же самое отстаивают вменямые(!) левые. Ведь это просто два конца одной палки, на которой вертится колесо политической жизни, которое, в общем, никуда и не едет. (И эта жизнь, по-моему, постепенно в Европе нормализутся.)
И главное: опыт 20-ого века вопиет о необходимости "социальных решений". И честный их поиск - путь не-посредственности, о чем сама С. и говорит в начале лекции.

Возможно, Вы имеету в виду, что "зная завтра", не дурно было бы поискать в другом месте, поиграть в другую игру... Да, можно слегка изменить правила и расписание матчей. Но придумать что-либо интереснее футбола вряд ли удастся.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-04-03 02:39 (ссылка)
Мне трудно ответить. Вопрос, который Вы процитировали - с моей точки зрения, не существует. Это просто путаница в голове вопрошающего, не на что отвечать. Вы, видимо, видите в вопросе смысл - и пытаетесь ответить. Я жу, увы, не понимаю и ответа... Частично не знаю реалий, частично не способен оценить, чем пример Голливуда опровергает неспособность посредственностей. Кажется, правильнее всего признать. что я не в теме.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -