Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-06-04 14:18:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Малиновский о гуманитарной науке
Мы тут немного поспорили по поводу научности гуманитарии - может ли вообще существовать гуманитарная наука? К моему удивлению, оказалось, что даже в столь сильной постановке вопрос остается спорным - мол, какая там наука… щеки надувают, а по сути там совсем другие дела. Да и не должны история или литературоведение быть науками - зачем? Они решают иные вопросы. И тут попалась мне цитата Бронислава нашего Малиновского (книгу коего "Научная теория культуры" подарил мне a_bugaev, за что ему превеликая благодарность). Образование Малиновский получил физико-математическое, и диссер у него был такой, да и гуманитарная теория у него - этакий рафинированный и практичный функционализм. И вот такой четкий до грубости человек говорит следующим образом:

"Для начала хотелось бы сказать, что научный подход - не единственный, по-видимому, источник вдохновения или интереса в гуманитарной области. Определенная моральная или философская позиция; эстетическое, филологическое или теологическое вдохновение; желание больше узнать о прошлом, потому что прошлое взывает к нашим чувствам… - вот основополагающие мотивы гуманитарных исследований. При этом наука совершенно необходима, по крайней мере в качестве инструмента, как средство достижения цели.

…Подлинно научный метод был всегда в той или иной степени присущ работам по истории, составлению хроник, доказательной части юриспруденции, экономики и лингвистики. Не бывает описания, полностью лишенного теории. … [чем бы гуманитарий ни занимался], в любом случае каждый ваш вывод и каждый аргумент должны быть выражены в словах, а значит, в понятиях. Всякое же понятие, в свою очередь, является результатом некоторой теории, предполагающей, что одни факты бывают значимыми, а другие - случайными… и что некоторые факторы определяют ход событий, а иные - лишь побочные эпизоды… [далее об историческом факте] Трудности возникают здесь только потому, что большая часть принципов, обобщений и теорий в исторической реконструкции не были выражены в явном виде и носили характер интуитивный, а не систематический."


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]yurvor@lj
2006-06-04 21:16 (ссылка)
Если позволите, я немного по-другому переопределю Ваши слова - и для Иванова-Петрова тоже.

Я вполне понимаю, о чём говорит Деннетт - много раз с этим встречался. Посему вот какая моделька при этом возникла. Что думаем мы не вполне мыслями, а когда мысль (== словоформа) возникает в мозгу, это уже некоторая "оцифровка" внутреннего "не-знаю-чего", т.е. бессознательного [не вполне бессознательного - некоторые люди могут мыслить образами, да и я иногда могу; но тем не менее].

Соответственно, при восприятии происходит обратный процесс - восстановление-"аналогизация" (названия условные, конечно). Когда люди не понимают друг друга - значит, восстановление прошло не туда. [и нельзя сказать, кто виноват - "оцифровщик" или "аналогизатор", поскольку процесс неминуемо состоит из двух стадий.]

Судя по опыту, пониманию способствует некое со-состояние, типа, как говорят "на одной волне". Можно настроить домыслов про "синхронность волн" и т.п., но пока можно это опустить :)

Так вот, к чему это всё. К тому, что "оцифровка" и "восстановление" неминуемо происходят с некоторой неабсолютной точностью. И это напрямую касается определения науки. Если сейчас взять, например, формулировки Ломоносова - "Все перемены в Натуре случающиеся такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимется, столько присовокупится к другому" и сравнить с теперешними, получится, что современные намного более точны. Однако я думаю, что всё-таки Ломоносов формулировал это настолько точно, насколько это ему казалось возможным. И если взять определение науки XVIII века, оно будет просто менее точным, чем определение науки XXI века, и в XVIII веке под науку подпадает гораздо больше занятий, которые мы сегодня назовём не-, а то и антинаучными.

Т.е. стремление Иванова-Петрова дать определение так, чтобы оно включало всю науку и только науку в течение последних нескольких столетий малореально - именно потому, что точность определений за последние 200 лет значительно изменилась.

- - - - -
Да и вообще, если философствовать дальше - наука занимается тем, что увеличивает точность измерений и описания измерений. Так что можно считать, что гуманитарные науки - это науки с не слишком точными формулировками. Знаете, когда бывает, что отношение "сигнал/шум" слишком велико. Однако хитрыми методами сигнал всё же можно вычленить. Но этот "вычленитель" - это мозг, а алгоритмы не формализуются "просто так".

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -