Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-06-20 09:38:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Мифы индейцев
Синяя борода

У каждого вида животного есть свой хозяин, и муравьеды не исключение. Хозяин муравьедов когда-то ходил среди нас и звали его Гуарайо. Неподалеку от его дома жил охотник с женой. Их шестеро дочерей подросли и готовились выйти замуж. Поэтому когда Гуарайо женился на старшей, это расценивали как должное. Молодая не могла нахвалиться своим мужем. Ежедневно Гуарайо приносил с охоты столько мяса, сколько другой не добудет и за неделю. Он любил толстых женщин и поэтому старался кормить жену до отвала.
Однажды утром, взглянув на нее, он решил, что та достаточно располнела.

К моему возвращению приготовь побольше кукурузной муки, да причешись как следует! велел Гуарайо, отправляясь в лес. Я вернусь ближе к вечеру! обернулся он у поворота тропы. Слышала не забудь причесаться и жди меня прямо домой!

Женщина все исполнила. Сходила в кукурузный амбар, принесла вылущенного зерна; приготовила сосуд для муки я стала молоть кукурузу на большой каменной зернотерке. Стоя на коленях, она держала в руках камень поменьше и водила им взад и вперед до самого вечера. Тут жена вспомнила о прическе. Она отыскала гребень и вышла во двор. Ее густые черные волосы ниспадали на грудь, закрывая лицо. Волосы мешали смотреть вперед, поэтому женщина не заметила, как Гуарайо появился на тропе. Тихо крадучись, он обошел жену сзади, поднял дубину и опустил ей на голову. Гуарайо мог быть доволен ведь жена растолстела так, что уже еле двигалась. Он затащил тело в дом и принялся пожирать сырым, заедая мукой. Обглодав кости, Гуарайо сложил их в мешок, отнес в лес и спрятал там под корнями дерева мапайо. А череп подвесил на ветку. Потом он подошел к соседям и, проливая слезу, сообщил:
Несчастье случилось, моя жена заблудилась в лесу и пропала, наверное ее разорвал ягуар. Не откажите дать мне вашу вторую дочь!

Со второй, третьей, четвертой и пятой женами случилось тоже самое, что и с первой. Приводя молодую домой, Гуарайо каждую поучал:
Если соберетесь в лес за хворостом, говорил он, собирайте его где угодно, но только не под деревом мапайо: страшное это место и гибель ждет всякого, кто туда попадет!

Женщины слушались и быстро толстели под присмотром щедрого мужа. А потом он подкрадывался к очередной жене в тот момент, когда она занималась прической и волосы ниспадали ей на глаза. Гуарайо по-прежнему съедал свою жертву сырой, жадно запихивая в рот куски мяса и пригоршни кукурузной муки.

Пришел срок и замуж пошла шестая, самая младшая из сестер. Любопытство одолевало ее, мысли днем и ночью возвращались к дереву мапайо. Наконец, она не выдержала. Как только муж скрылся в лесу, жена побежала искать страшное дерево. И вот она стоит перед грудой костей, а пять черепов уставились на нее пустыми глазницами.
"Бежать! Но куда? Муж найдет меня по следам и догонит!" думала женщина. Все же оставалась надежда обмануть людоеда. Весь день женщина то уходила в лес, то возвращалась в жилище, так что ее следы образовали в окрестностях дома рисунок в виде звезды, а когда до возвращения мужа оставалось уже немного, жена залезла на дерево во дворе и стала смотреть, что же будет.

Семь раз прошел по следам Гуарайо, повторив все круги и зигзаги. Потом остановился перед входом в свой дом и медленно произнес:
Пожалуй, пришла мне пора стать муравьедом! Но как бы лучше придумать, чтобы получились длинные морда и хвост?
Он стал сворачивать трубочкой лист то одной пальмы, то другой, приставлял их то сзади, то спереди, примеривался, а потом начал свой танец. Приплясывая, он кланялся на четыре стороны света и повторял:
Дух Гуарайо!
После четвертого повторения он стал-таки муравьедом. Душа его улетела в тот мир, где живут все духи животных, а телом остался он здесь, сделавшись родоначальником муравьедов.
Один раз, прервав на минуту танец, Гуарайо задрал голову и, всматриваясь в листву, произнес:
Знаю, знаю, жена, где ты прячешься! Тебя ничто не спасет. Не надейся на чудесное превращение, которое ожидает меня сейчас. Ты перенесешься не только душой, но и телом в мир духов и останешься вечно там в моей власти!

Большой муравьед заковылял в лес, а женщина слезла с дерева и вернулась к своим родителям. На восьмой день она умерла.

15 тыс. лет разделения - однако в послесловии Берёзкин говорит, что этот сюжет у них собственный, не недавнее заимствование...


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]bdag_med@lj
2006-10-02 08:25 (ссылка)
Циклов скорее нету. Иногда говорят о "цикле Ворона" и т.п., но это исследовательская условность. На самом деле это ситуация обычная. Объяснения требует скорее не отсутствие циклов, а их наличие. Кельты (и Европа вообще) не показатель, это вторичные источники не очень ясного происхождения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-10-02 08:33 (ссылка)
А почему наличие циклов требует особого объяснения? Что в этом такого странного? Почему циклы - как я Вас понял, скорее - артефакты?..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bdag_med@lj
2006-10-02 08:49 (ссылка)
Трудно в двух словах...
Особое объяснение требуется потому, что настоящие циклы встречаются редко, а их отсутствие - часто.
Грубо говоря, в устной культуре рассказы обычно недлинные, просто по времени. Раз недлинные, то сюжет тоже не будет длинным. Бывают эпосы, конечно, которые по 20 дней поют, но это скорее исключение. Как бы могла осуществляться циклизация? Есть тривиальный случай - персонажи. Вот цикл Ворона - это рассказы про Ворона, как он мир делал. Это цикл, потому что персонаж один, да и носители могут их сериями выдавать, именно потому, что осознают, что персонаж один. Простая аналогия - анекдоты, про Штирлица или еще кого-то. Но случай тривиальный потому, что эти истории трудно выстроить в хронологической или логической последовательности. Она тоже может быть, но очень нежесткая. Например, рассказы про детство героя или про миротворение - вроде солнце сначала делают, а потом людей. Но все равно нет идеи, что ОБЯЗАТЕЛЬНО надо после сюжета А рассказать сюжет Б.
А настоящие циклы выстраиваются в случае длинных эпосов, когда нужно много дней петь (кстати, русские былины или карельские руны до этого скорее не доходят, требуется Леннрот для создания Калевалы). Или когда грамотный маорийский ыождь пишет рукопись с подвигами Мауи.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-10-02 08:51 (ссылка)
Спасибо, понял. Махабхарата существует и неподложна, но очень не все сочиняют махабхараты.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bdag_med@lj
2006-10-02 09:15 (ссылка)
Ага. На самом деле на вот эту удивляющую (="архаическую") мифология стоит смотреть не через европейские сказки, Гомера, Библию и т.п., а, скорее, через анекдоты или рассказы, при помощи которых у нас передается "бытовое" знание. Типа "земля вертится вокруг солнца" или "кто убил Пушкина". Именно такие рассказы - некое знание, которое должен иметь каждый, и которое не является чисто утилитарным. В мифах иногда объясняется, почему у ласточки хвост раздвоенный, но это не главное (да и чем так уж важен хвост именно у ласточки?). Ну вот каждый должен знать, что Пушкина убили на дуэли.
При всем при этом знание это важно, оно конструирует представление о социальном устройстве и тд., но не прямо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2006-10-02 09:33 (ссылка)
но не прямо...

Скрепляющая избыточность? Как у кода? Уж если человек знает, отчего у лас... то есть как убили пушкина - то это наш человек. Детали, которые создают фон для утилитарно-необходимых знаний. Нет7

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bdag_med@lj
2006-10-02 09:51 (ссылка)
Я не знаю, зачем существует мифология :) Есть много точек зрения, но на все есть контрпримеры. Ну вот Малиновский и иже с ними обращал внимание на то, что всякие упоминания мест санкционируют владение территорией и т.п. Вождеские мифы, действиетльно, утверждают сакральный статус. Но это не всегда так.
Мой тезис не совсем про то. Речь о том, что мифологические рассказы эээ... более случайны, что ли, как повествования. Да, в них могут верить (но часто не верят), на их рассказывания могут быть запреты (нельзя рассказывать в лесу, а то звери уйдут), но это не тексты, выученные наизусть.
Ну вот бывают плохие лекторы, они могут излагать теории очень плохо, заикаться и опускать логические звенья, но теории хуже от этого не становятся. А уж какие конспекты бывают :)

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -