Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2004-12-28 14:34:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Новая (не)рациональность
Человечество изменяется; и сейчас оно тоже потихоньку меняется. Другое дело, что осознаются эти изменения сейчас очень плохо. Обычно думают, что люди всегда были такие, как сегодня. Иронично относятся к средневековым хронистам, представлявшим себе апостолов в средневековых доспехах, но сами принимают, что люди изменились только по одежде – переодень любого из штанов в простыню, вот тебе и древний грек.

Медицинская статистика – наука молодая, необстрелянная. Нервная, да и робкая изрядно – то что-то секретят, то о чем-то не узнаешь. И все ж: гепатиты распространились в последние десятилетия, раньше были очень редки. Гипертония, сколько можно понять, тоже сравнительно недавнее дело – тем более столь массовая. Трудно уловить, но заболевания сердца стали повальными где-то в течение ХХ века. Несколько раньше возник букет легочных болезней. Печень, почки, сердце, легкие – меняются они, что ли…

Организм переделывается – сознанию не быть прежним. Меняются привычки мышления; а ведь сколько изрядных людей полагает, что самая прочная вещь на свете – логика. Между тем переделывается способ образования понятий. Только заметить это трудно. Речь об общих понятиях; стол по-прежнему называется столом. Ухватить переделку понятий трудно: старые сходят со сцены, возникает впечатление – устарели, реалии изменились, вокруг другая политика, экономика, природа – вот и ушли какие-то слова, вместо них новые, всё в порядке.

Ухватить за ухо изменение понятий всё же можно. Надо взять область, где понятия кодифицированы, четко определены, точно соотнесены с реалиями, и с другой стороны – где есть (или были когда-то) понятия старые, образованные языком на протяжении долгих веков, так сказать, еще старыми привычками мышления. Взять вот такую область и посмотреть, что со старыми понятиями происходит.

Были такие старые понятия – растения и животные… и многие подобные общие понятия, обозначающие большие группы живых организмов. Что с ними сейчас? Растений, почитай, нету. Целая группа царств, параллельно произошедших – ничто теперь не отвечает этому названию, оно теперь – слово обыденной речи, не имеющее реального соответствия, так сказать, обман языка. Нет животных – та же история. Нет рыб – разные группы животных, независимо осваивая водную среду… Нет пресмыкающихся, даже гадов нет. Черепахи – параллельная линия, да и внутри прочих рептилий, судя по всему, несколько независимых стволов. Они, очень может статься, от рыб разных независимо произошли, эти стволы, то есть и амфибий тоже нет… Млекопитающие – те происходили независимо семь раз, шесть раз сгинули, так что те, что есть – вроде бы есть. Но приматов нету. Птицы, кажется, тоже под угрозой. Членистоногие – сборная группа, и что в них напихано, непонятно. Нет плеченогих, кишечнополостных. О червях всяких лучше и не вспоминать. Водорослей нет. С папоротниками беда…

Так можно долго продолжать, только слова будут все более незнакомыми. Что объединяет эти случаи? Каков закон переделки понятий? Если поверхностно – это просто замена устаревших терминов на новые, точные, отражающие происхождение групп. А если глубже? Прежние общие понятия объединяли нечто сходное, сходно устроенное и сходно выглядящее, под одним общим понятием. В этом смысле старые понятия были познавательно прозрачными: встречая рыбу, говоришь: вот рыба; встречая гада: это гад. То, что ты встречаешь, имеет видимые признаки, открывающие тебе, что оно такое.

Новые понятия устроены иначе. Встречая нечто, невозможно сказать, что оно такое. Надо провести очень специальные исследования с помощью весьма рационально непрозрачных процедур, чтобы получить ответ, который относится к нечту как бирка: это – «вот такое слово». Почему? Наука приказала так считать. Так следует думать. Начиналось это движение во имя рациональности, однако по пути смысл рациональности все время переопределялся, и в результате возникла вот такая ситуация. Углубляясь туда, где предполагалось найти рацио, понятия становятся все более познавательно непрозрачными.

Дело далеко не только в зоологии; на этом примере такой процесс хорошо можно отловить; история понятий в этом месте фиксируется по годам, четко сформулированы причины замены. В других областях, вполне жизненно важных, происходит ведь то же самое.

Вместо риторики – пиар; вместо управления – менеджмент; вместо хозяйственной жизни – экономика; вместо врачебного искусства – аллопатия; и скоро – вместо развития человека (от эмбриологии до педагогики) будет генетика. Я не говорю, что замены неэффективны. Мне только хотелось подчеркнуть, что они познавательно непрозрачны – и в этом смысле не-рациональны. И еще – что это не замена слов, не синонимия. Это замена реалий. Новое мышление создает – вполне практически, а вовсе не идеально – новые реалии; люди окружаются ими и все настойчивее принуждены думать по-новому. Современно.

Происходит порча понятий… Значит, нужны новые понятия, ясные, точные, рациональные и прозрачные.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-28 14:27 (ссылка)
Выяснить... Я могу только высказать свое мнение, а уж насколько оно что кому проясняет - это дело совсем другое и неясное.

Это не проблема теоретической или прикладной науки. Это - совсем не проблема языка для неспециалистов.

Это - проблема современной рациональности. Это проблема того, что сейчас называется "разумом". Можно расписывать это долго. Можно так: точность > формализм > неясность. Можно иначе: рационализм, когда он создавался и формулировался (а было это очень недавно, и передлки все еще вносятся) полагал, что ясность. точность, строгость, формализуемость, объективность и проч. - это все "одно и то же", или по крайней мере разные стороны одного и того же. А оказалось, что эти критерии ведут к совсем разным "сущностям". Так что дело вовсе не в обыденом языке и не в прикладной науке - это такие пустяки, о которых и заговаривать не стоит. Дело в том, как сами профессиональные физики понимают то, что они произносят. Или, поскольку мне ближе не физика, а биология, насколько биологи себя понимают. Вы восприняли текст только так - что вот, думали "гад", а надо "рептилия", а теперь и вовсе лучше по-латыни. Нет, дело не в этом. Дело в том, что "растения" по-прежнему весьма осмысленное слово, это есть в природе - только этот смысл точным термином не уловить. Продуценты - это не совсем то. Вместо слова - пусть точного, пусть заимствованного, пусть научного - остается просто дырка. Дырка на том месте, где раньше было "растение". В физике таких дырок много - только я, как не физик, Вам их указывать не берусь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimir_r@lj
2004-12-29 04:33 (ссылка)
Не могли бы Вы пояснить, что имелось в виду здесь: "Дело в том, что "растения" по-прежнему весьма осмысленное слово, это есть в природе - только этот смысл точным термином не уловить."?

Я понял Ваш текст так, что есть проблема, связанная с потерей смысла при замене термина "растение" на формулировку: "нечто, дающее результат А при исследовании методом Б на приборе В" возможно, с добавлением "в рамках теории Г". После чего у меня возник вопрос: является ли неясность этой формулировки критической для развития науки, т.е. действительно ли исчез смысл? И тут мне кажется, что это - проблема терминологии, а значит - языка. При этом ничто не мешает ей быть и проблемой "современной рациональности".

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-29 11:14 (ссылка)
Формулировку... Такую формулировку (операциональную - тот пример, что Вы привели) еще сделать надо. И даже не в громоздкости дело - вполне может оказаться. что многие кски смысла из нее выпадут. Точность даром не дается - и дело не в усилиях по ее приобретению, а в потерях, которые она с собой несет. Растения - компонент биоценоза, и, мягко говоря, важный. Если быть честным, это слово употреблять в точных, научных текстах нельзя - раз решено, что "растений" нет, и обойтись без него в столь же точных текстах по иным областям знания, нетаксономическим, не удается.

Насчет критичности для развития науки... Ну да, разве что мое мнение сказать. Оно у меня примерно такое. Да, это весьма критично - Нет, уже не важно, науке уже все можно. Между этими оптимистическими градациями и размещается мое мнение.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimir_r@lj
2004-12-29 11:48 (ссылка)
Большое спасибо.
Ваши тексты считаю очень полезными для себя.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2004-12-30 08:34 (ссылка)
Благодарю.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -