Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2006-11-27 14:48:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
А.А. Формозов, Русские археологи в период тоталитаризма, 2006
Хорошая книга по истории науки. Мне кажется, вот из таких книг, по отдельным наукам, которые еще могут быть охвачены одним автором, и должна, как из кирпичиков, строиться общая история науки. Археология началась в России в конце 19 века, так что на дореволюционный этап хватает - в общих чертах - предисловия, советская археология - специальный предмет книги, так что, считай, вся история развития этой науки в России. Автор не боится показывать, чего стоят авторитеты, и в то же время не страдает зудом "разоблачения великих" ради самого процесса разоблачения. Видно, кто расстрелян, кто сел, кто предан и кто предавал. Мне, например, было приятно удостовериться, что общие черты и этапы - те же, что видел на примере истории биологии в России. Если на совсем другой, гуманитарной дисциплине общие закономерности выполняются - это уже интересно... Несколько таких хороших книг, когда без замазывания и ненужных славословий, несколько наук, находящихся в очень разном положении - и даже общие контуры всего процесса начнут проглядывать. А именно - разные периоды науки в зависимости от типов ученых - дворяне, разночинцы, профессионалы. Время, когда сов.власть начала давить всерьез - конец 20-х-30-е. Результат - как сообщество специалистов реагирует на внешнее давление, как меняются темы и типы людей. Принятые формы взаимоотношений - в тех и иных условиях. Изменения типов оформления материала. Влияние на смену кадров, обучение следующих поколений.

Предварительные ответы: сообщество профессионалов на идеологическое насилие отвечает (разумеется) приспособлением, несогласные выбывают. Следует унификация работы, сильно падает разнообразие исследований, а также их качество. Падает научный уровень, профессионализм - закрепляется небольшое число ремесленных приемов. На базе унификации возникают планы издания многотомных публикаций - "охват всего". Долгострой, рассчитанный на многие десятилетия. Обычно до конца не доходят, даже единая редактура не спасает от явно слабых материалов, в целом для создания таких многотомий жертвуется разнообразием еще раз, работы становятся всё уже и специализированнее, осмысленность их быстро падает. Содержательное ученичество разрушается, возникают клики - кто чей человек, научные школы остаются в основном по названию, это больше научно-"политические" группы для борьбы кланов. Одиночки, пытающиеся работать и отстранившиеся от этих игр, маргинализуются.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Оценка А.А.Формозовым личности В.С. Горбунова.
(Анонимно)
2010-07-04 10:40 (ссылка)
На критическую оценку А.А. формозовым одного скороспелого профессора-археолога из Уфы (В.С.Горбунова) приведённую на сайте студентов и преподавателей Башкирского госпедуниверситета http://ufa.prepod.org/db/1946/1/ последовал краткий отклик, где А.А. формозов ПРЕДСТАВЛЕН КАК необъективный пасквилист, мнения и сведения которого не следует принимать во внимание. Однако близко знавшие профессора- невежду (Горбунова) могут не только согласиться с суждениями о нём А.А. формозова,но и существенно их дополнить.А именно:

- 25.05.2010 - 05:31:28
У Формозова было много оппонентов, он не истина последней инстанции. Исследования Формозова находятся вне фундаментальной науки, поскольку представляют собой не столько исследования, сколько публицистические и, отчасти, мемуарные очерки, составленные с субъективных позиций. Вы как историк должны знать степень объективности данных источников.
http://qwercus.narod.ru/zz/kritika_formozova.htm советую всем ознакомится!
На что было сказано в ответ:
Ответ анонимному адвокату Горбунова В.С., который даже псевдонимом не решился подписаться. А кто говорил что у Формозова нет оппонентов? Его личные качества могли повлиять на оценки и суждения, но не в состоянии создать заново или изменить приводимые им факты. А вот конкретно по приводимым фактам у адвоката нет никаких возражений. Собрать компромат на автора критики, или сослаться на уже кем-то собранный, совершенно недостаточно чтобы отмахнуться от содержания этой критики. Так что менторские поучения о необходимости знания степени объективности источников ни о чем не говорит, кроме попыток адвокатов надувать щеки для пущей важности. Ссылка на ресурс http://qwercus.narod.ru/zz/kritika_formozova так же мало разъясняет ситуацию с Горбуновым,
поскольку там о нём не упоминается. Сам ли Горбунов В.С. выступил в свою защиту (можно это предположить по неуклюжести попыток защиты) или ему оказал услугу другой «учёный друг» но очевидно , что аргументы этой защиты беспомощны и наивны. Надо думать, такое же убожество царит на страницах их диссертаций и вешается на уши студентам на лекциях .
Следует учесть, что Формозов будучи в далёкой Москве не мог знать многого из того, чем действительно запятнал себя этот профессор. Например, в 80-е годы в период подготовки докторской, Горбунов В.С. получив в своё распоряжение лабораторию
археологических исследований, вольно манипулировал расходованием средств, выделяемых на охранные раскопки в своих целях. А именно , на эти средства выплачивал зарплаты сотрудникам, угодным руководству кафедры, но ни к археологии, ни к раскопкам, отношения не имевшим. Взамен получал от того же руководства тепличные условия для ляпанья псевдодиссертации ( по словам того же Формозова " чистой фикции") это были условия в виде освобождения от привлечения к сельхозработам, от работ на овощебазах от проведения праздничных демонстраций и других повинностей обязательных в то время для всех преподавателей. Эти факты оспорить невозможно, так как ведомости получения зарплаты в том числе и "мёртвыми для археологии душами" будут храниться в архивах 75 лет. Это к вопросу о ценности источников, причём не только для историков , но и для следователей. Другой порок Горбунова, недопустимый для носителя профессорского звания - вопиющая безграмотность. При знакомстве с его публикациями становится ясно, что сей "учёный муж" не видит разницы между бумагой лакмусовой и туалетной, называет гужевой транспорт - видом хозяйственной деятельности (именно транспорт, а не его использование) говорит о "деяниях народов", что абсурдно в отношении дописьменного периода истории. Столь же неуместно он употребляет , например, понятие "симптоматично".(И ВСЁ ЭТО "творчество уместилось на 3-х страницах введения к сборнику который профессор редактировал. Или он глубокомысленно намекает на некие « духовные ценности» изучаемого народа, нигде эти цености не называя, так и ограничиваясь «подпущенным туманом». Очевидно, что при таком уровне грамотности этот "профессор" не смог бы сдать вступительные экзамены по русскому языку в вуз.
Ранее приводились примеры других "заслуг" Горбунова, например, (приписывание себе чужих ценных находок (С.М. Васюткина (Уфа) , получение за руководство научной работой студентов позорных оценок профессора А.Х.Халикова. (Казань)


(Ответить)


(Читать комментарии) -