Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-01-25 12:37:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Демократия в университете
Поначалу, в 18 веке в Московском университете разночинцы поживали весьма отлично от лиц дворянского сословия. Сначала их разделяли, однако очень скоро на первый план вышли успехи в учебе и послушание-прилежание. Экзаменационные списки стали составлять в алфавитном порядке - а до того, конечно, по сословиям и не по алфавиту. Это упорядочивание имен по безличной алфавитной системе само по себе многое говорит... Произошло это примерно в 80-х годах 18 столетия. За проступки стали наказывать, сажая студиозусов за особый стол, "стыдный". От этого произошло настоящее студенческое местничество. М.П. Погодин в 1822 г. жаловался: он хотел пересадить студентов для большего порядка и удобства, но они взбунтовались, каждый орал, что его посадили слишком низко, а кого-то худшего, чем он, посадили выше. (Барсуков Н. Жизнь и труды М.П. Погодина, 1888)

Студенты-дворяне ходили со шпагой, разночинцам же шпага не полагалась. Дворяне были в зеленой форме (похожей на гвардейскую), разночинцы - в малиновой. Это только при Павле (1797) придумали темно-зеленый студенческий мундир и всем поголовно полагалась шпага: образованность приравнена мундиром к родовитости (и уже только в середине 19-го прогрессивные студенты стали обижаться на шпагу - будто в форме... и фрондировать, не надевая полагающуюся обязательной часть мундира)

Спальни (студенты жили при университете) были общие, только кровати дворян стояли перед окнами, а разночинцев - у темной стены. Обедали в общей столовой, только дворянам подавали на фаянсе и с серебряными приборами, разночинцам же подавали приборы оловянные. Разным было меню: в отличие от разночинцев, дворянам кроме прочего подавали жаркое, соус к каше и пироги. Потом на специальный стол для "прилежных учеников" стали подавать "дворянскую еду" без различия состояния. С 1796 г. серебряные ложки и фаянсовая посуда появились и на разночинном столе, а соусы были отменены - теперь их не давали и дворянам (в малой лужице отражается великое стирание социальных различий, как оно происходит в тысячах случаев... сглаживая, кое-что отбирают у всех).

Крестьян тогда в университет не брали (в 19 уже полегче стало...), изредка по личной договоренности с важными лицами (директором пансиона, профессорами) крестьянский сын мог приватно посещать занятия.

Устраивались и регулярные кулачные бои, дворянам в них участвовать было невместно и даже как бы запрещено - а разночинцам можно. Бились университетские против семинаристов (бурсаки Духовной академии), сходясь у Неглинной, на масленицу. Но, конечно, и дворяне тоже... не утерпливали. Как же можно допустить, чтобы семинаристы университетских побили?

(Эти сведения можно почерпнуть в книге И.П. Кулаковой "Университетское пространство и его обитатели", 2006).


(Добавить комментарий)


[info]brother2@lj
2007-01-25 07:23 (ссылка)
"Разным было меню: в отличие от разночинцев, дворянам кроме прочего подавали жаркое, соус к каше и пироги."

что же подавали разночинцам?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 07:39 (ссылка)
суп, кашу... не помню. что еще. Не так чтоб голодно. именно приправами различались в основном дворянский и разночинный столы.

Хотя. конечно. можно было из своих средств... Особенно в одежде сказывалось. Выдавали один мундир и одну рубаху на год. Коли богатый - ну, построил другой мундир... А бедному - и этот не заменить, хоть он в тряпки сношен.

был случАй. Один студент Моск. ун-та пошел на праздник какой-то в слободу - ну, выпить там... На обратном пути - пьяный - заснул в канаве на обочине. проснулся - в исподнем. одёжу украли. а как в университет без мундира? Накажут... Ох, накажут... парень ударился в бега. пойман в Питере через 2 месяца, где и дал объяснения - мол. студент моск. ун-та. утерял мундир. испугался и побёг. ну. вернули... Наказали. но учиться оставили.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pinolla@lj
2007-01-25 07:44 (ссылка)
<<Крестьян тогда в университет не брали (в 19 уже полегче стало...),>>

Особенно нелепо, учитывая тот факт, что сам университет был основан с подачи крестьянина-помора.
Поздравляю с Татьяниным днём !

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 08:17 (ссылка)
ну, крепостное право - не игрушка.

Спасибо! И Вас с праздником

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leonid_b@lj
2007-01-25 11:21 (ссылка)
Вроде поморы крепостными не были.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 14:15 (ссылка)
Да. гос.крестьян было довольно много.

(Ответить) (Уровень выше)


(Анонимно)
2007-01-25 08:50 (ссылка)
Всё-таки забавно и приятно возвращаться к "исходным смыслам" слов:))
- Как поживаешь?
- Весьма отлично
...:)))

Rainaldo

P.S. C праздником!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 10:23 (ссылка)
И Вас с праздником!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]auka@lj
2007-01-25 08:53 (ссылка)
очень Позновательно!
Спасибо!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 10:24 (ссылка)
мне показались забавны студенты в зеленых гвардейских мундирах... и не вышедшие предками - в малиновых. Другой быт...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_to_@lj
2007-01-26 09:35 (ссылка)
малиновый бы больше подошел дворянам, наверное, а зеленый - разночинцам :)) В наши времена, наверное поменяли бьы цвета :))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_to_@lj
2007-01-26 09:36 (ссылка)
у нас даже дизайнеры там какие-то пишут - если клиент хочет солидности - то малиновый цвет на сайте всегда в тему, хехе :))) Да с позолотой!! :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-26 10:07 (ссылка)
малиновый для солидности? да, времена поменялись. чувствую, приближается время солидного сине-зеленого цвета.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_to_@lj
2007-01-26 11:00 (ссылка)
Приятный, кстати, цвет :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]olaff67@lj
2007-01-25 09:12 (ссылка)
и уже только в середине 19-го прогрессивные студенты стали обижаться на шпагу - будто в форме... и фрондировать, не надевая полагающуюся обязательной часть мундира

Символ утратил смысл уже до введения его. Мертворожденный символ, не жилец. Павел I смешон в некоторых изложениях его периода правления, а ведь трагическая фигура, Дон Кихот Царскосельский.
В Геттинберге, кажется, считалось почетным иметь шрамы от поединков в студенчестве вплоть до ХХ века. Какое общество считать в таком разрезе более традиционным?







(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]buddha239@lj
2007-01-25 09:52 (ссылка)
Вы не скрестили случайно Геттинген с Гейдельбергом?:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]olaff67@lj
2007-01-25 10:10 (ссылка)
Скрестил. (
Комок колючей проволоки, а не память.

(Ответить) (Уровень выше)

назову его Гантенбайн
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 10:27 (ссылка)
Смешон, но не понят Павел. Символ не мертворожден - он попал в тень. История свернула... Мы рождаемся как стрелы: каждому уготована цель. к которой он несется. Но со времени, когда лучник нацелился, и до того. как помчалась стрела - туша истории сменила направление, и вместо осмысленного действия: мы же понимаем - вот человек. вот цель. вот достиженье - наличествует невнятица: вот то, что мы теперь называем целями, вон где-то-там бродят лишние люди, смешные и неловкие... Бардак и беспорядок.
- А просто нами не попали.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]flying_bear@lj
2007-01-25 10:35 (ссылка)
> А просто нами не попали.

Отсюда естественная идея: у Стрелка руки растут из задницы, лук отобрать, еще и по шее накостылять, если получится. Была тут недавно дискуссия про "стокгольмский синдром" (http://vsopvs.livejournal.com/195843.html)...

Альтернатива, видимо, в том, чтобы научиться получать удовольствие от самого процесса полета.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 10:39 (ссылка)
(с удовольствием) Взз-зз-зззз....

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]flying_bear@lj
2007-01-25 10:40 (ссылка)
Совершенно с Вами согласен!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]_to_@lj
2007-01-26 11:01 (ссылка)
:)

(Ответить) (Уровень выше)

Re: назову его Гантенбайн
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 10:43 (ссылка)
У Стрелка руки?.. Хорошо, правлю:

туша истории состоит из этих стрел. А каждая стрела составлена из трех, в чем горе-то... Потоки стрел и есть направление движения истории. Мы летим, куда "надо", - но есть и такие из нас, которые летят, куда не надо, и уводят цель. И на том месте, где должен был быть человек, оказывается какой-нибудь иванов-петров...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]flying_bear@lj
2007-01-25 10:55 (ссылка)
Согласно Платону, "иванов-петров" как чистая идея вовсе не какой-то, напротив, он первичен. (Чтоб не переходить на личности, перейду на себя). Можно лишь спорить о точности, с которой идея летающего медведя воплощена в моей офф-лайновой тушке.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: назову его Гантенбайн
[info]olaff67@lj
2007-01-25 12:32 (ссылка)
Есть и другая альтернатива: получать удовольствие от осознания, что ты попал в цель еще до того как снаряд оказался в мишени. Априори тксзть. Мишень могли и убрать во время полета снаряда, но ощущение-то осталось фактом сознания.

Хорошо пулеметчикам - что-то да попадет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь...
[info]aka_b_m@lj
2007-01-25 13:36 (ссылка)
В израильской армии есть штука, название которой можно несколько условно перевести как "щебеняка". Это такой большой вентилятор, над ним - воронка со щебнем, ну и транспортёр для подачи, всё на подвижной платформе. Поприменять её (для разгона толпы) толком не успели - начался век гуманизма и ЕвроСоюза. Интересная современная альтернатива былинному Давиду.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь...
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 14:20 (ссылка)
м-да... экая праща

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Мгновенно в яблочко попасть, почти не целясь...
[info]_to_@lj
2007-01-26 11:06 (ссылка)
вот жуть-то

(Ответить) (Уровень выше)

Re: назову его Гантенбайн
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 14:22 (ссылка)
неприятно увлекаться самообманом

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]olaff67@lj
2007-01-26 04:47 (ссылка)
Обманом он становится апостериори.
Но это непередаваемое ощущение, когда ты знаешь, что попал, еще только нажимая крючок, - единственное, что меня привлекает в стрельбе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-26 04:59 (ссылка)
как же быть тем, кто знает, что не попал, даже когда ему отдают приз и демонстрируют пробитую мишень?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]olaff67@lj
2007-01-26 08:39 (ссылка)
а это уже вопрос этики, универсальной рекомендации тут нет.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-26 08:43 (ссылка)
Ну почему же нет... Можно сесть в самолет (неважно куда), тщательно устроиться, неторопливо, чтобы сосед успел обратить внимание, открыть ноутбук, затем открыть ссылку
http://www.thecleverest.com/countdown.swf

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]olaff67@lj
2007-01-26 08:55 (ссылка)
Попали. Я как раз вспомнил:
"С другой стороны, совместное существование людей в процессе их жизнедеятельности предполагает если не всеобщую абсолютность нравственности, в том смысле, что все должны обладать единым мнением по поводу того, что есть добро и зло, добродетель и порок, то, по крайней мере, некоторую общность нравственных и жизненных практик, представлений о достойной жизни и справедливости. И это действительно есть принципиальный, практический вопрос, а не результат чистого «теоретического мудрствования». Актуальность его в практическом плане показывают события, происходящие в современном мире. Отрицание общности нравственных норм и ценностей может привести к катастрофическим последствиям. Самолетная атака на башни Всемирного Торгового Центра 11 сентября 2001 г. не просто потрясла исторический оптимизм «западной цивилизации» (а плюрализм ценностей есть ее, по крайней мере, на словах провозглашаемый идеал), но заставили по другому взглянуть на проблему нравственного единства человечества."
http://anthropology.ru/ru/texts/perov_v/slinin.html

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-26 08:59 (ссылка)
первая мировая потрясла исторический оптимизм сравнит. давно не воевавшей европы - ну, понятно. ремарк, ах-ах, цивилизации нет, как же мы... вторая мирвая война подорвала... 1 сентября подорвало... Плохо подрывают, я так скажу. Раз эта бесконечная история длится - значит. плохо работают. Видимо, надо открывать охоту на исторических оптимистов - может, если их выбить, дряни будет меньше?..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]olaff67@lj
2007-01-26 09:04 (ссылка)
то есть, не с чем сравнивать будет? Единосущность дряни как гарантия отсутствия оценки ее как таковой. Оценщик виноват, не иначе.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: назову его Гантенбайн
[info]_to_@lj
2007-01-26 11:26 (ссылка)
Кого бы ни выбивали, пока есть процесс выбивания - все одно и то же получается, что ли

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-26 11:29 (ссылка)
тоже верно... ну что делать. придется ждать следующего разочарования сиьторических оптимистов

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]_to_@lj
2007-01-26 12:04 (ссылка)
что-нибудь все-таки придумается, может, потихоньку

(Ответить) (Уровень выше)

Re: назову его Гантенбайн
[info]_to_@lj
2007-01-26 12:02 (ссылка)
Спасибо, любопытно :)

(Ответить) (Уровень выше)

Re: назову его Гантенбайн
[info]leonid_b@lj
2007-01-25 11:15 (ссылка)
Помните знаменитую лекцию Ключевского про историческую традицию "лишних людей" в России?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 14:19 (ссылка)
наверное, нет

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]leonid_b@lj
2007-01-25 15:07 (ссылка)
Найду. Там как раз про то, как в России два века (по крайней мере) постоянно туша поворачивалась быстрее, чем люди жили, т.е., стрелы летели.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]_to_@lj
2007-01-26 12:08 (ссылка)
Можно и мне тоже почитать?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]semen_serpent@lj
2007-01-28 16:50 (ссылка)
В России всё можно -)
http://elibrary.karelia.ru/page.shtml?id=347&num=70&levelID=012002007&cType=1

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_to_@lj
2007-02-03 23:30 (ссылка)
Не открывается ссылка что-то :(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]semen_serpent@lj
2007-02-07 16:12 (ссылка)
У меня открывается. Возможно, дело в том, что там нужна регистрация; она бесплатная.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]semen_serpent@lj
2007-01-28 16:50 (ссылка)
"Евгений Онегин и его предки"
http://elibrary.karelia.ru/page.shtml?id=347&num=70&levelID=012002007&cType=1

(Ответить) (Уровень выше)

Re: назову его Гантенбайн
[info]dakarant@lj
2007-01-25 14:19 (ссылка)
По-моему, главная проблема - с целями. Целей нет, а Стрелку кажется, что они есть. И стрелам кажется: каждой - своя. Стреле даже может казаться, что она и есть цель. Всем что-то кажется, а в результате...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 14:29 (ссылка)
Это верно, что проблема с целями. Когда отпускают тетиву, цель еще видна. А потом, когда стрела в полете - ничего не разберешь. Круговерть, хаос - ну какие цели? И очень многие говорят: глупости, нет никаких целей. Мы просто так летим.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: назову его Гантенбайн
[info]_to_@lj
2007-01-26 12:09 (ссылка)
:)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kutya@lj
2007-01-25 12:37 (ссылка)
разброд и шатание всегда начинается с малого :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 14:20 (ссылка)
что за шатания?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kutya@lj
2007-01-25 23:34 (ссылка)
шайтания :)
смутьяны всякие из наварситетов повыходили!

(Ответить) (Уровень выше)

Цвет мундира
[info]vidjnana@lj
2007-01-25 14:10 (ссылка)
Это только при Павле (1797) придумали темно-зеленый студенческий мундир и всем поголовно полагалась шпага
"А в один из начальных дней сентября, натянув на себя первое своё не партикулярное платье (синее, "форменное сукно", "две вышитые золотом петлицы") - ... Лермонтов отправился на университетскую лекцию" (Алла Марченко, "С подорожной по казённой надобности"). Какая же из исследовательниц ошиблась?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Цвет мундира
[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 14:27 (ссылка)
не знаю, тем более - могло и поменяться, потом

(Ответить) (Уровень выше)


[info]irina_pti@lj
2007-01-25 14:58 (ссылка)
C Татьяниным днем всех нынешних и бывших студентов! И Татьян!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-25 17:36 (ссылка)
Спасибо! С праздником Вас

(Ответить) (Уровень выше)


[info]diana_spb@lj
2007-01-26 03:54 (ссылка)
Павел роздал государственных крестьян в крепостные больше, чем его мамаша. Может, и трагическая фигура, но прежде всего для России.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-26 04:31 (ссылка)
Да, накуролесил.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kutya@lj
2007-01-27 17:05 (ссылка)
приватизация, однако

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]diana_spb@lj
2007-01-27 17:10 (ссылка)
похлеще чубайсовской

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kutya@lj
2007-01-27 17:19 (ссылка)
:)
наверное. меня-то бог миловал не застать ни одной, ни другой.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]semen_serpent@lj
2007-01-28 16:56 (ссылка)
Действительный студент приравнивался к 14 классу табели о рангах, выпускник университета - к 12 (губернский секретарь), кандидат - к 10 (коллежский секретарь), магистр - 9 (Титулярный советник), доктор - к 8 (коллежский ассесор, что давало потомственное дворянство).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-01-29 02:10 (ссылка)
это уже в 18 веке?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]semen_serpent@lj
2007-02-07 16:19 (ссылка)
Так это было при Николае Павловиче. А когда было заведено - увы, не скажу.

(Ответить) (Уровень выше)