Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-02-17 11:55:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Левушкин С.И. Животный тип организации и типы организации животных. 1994
По случаю в одной дискуссии вспомнил впечатление от этой работы.

Несколько лет назад вышла совершенно удивительная книга - учебник общей биологии С. Левушкина. (В кн.: Общая зоология. 1994. С. 5-241). Книга потрясающая - не думаю, что ее может понять первокурсник, для которого она написана, и от нее - вроде бы - плевались остепененные читатели. Автор - один из многих - решил создать "строгую биологию" - но не путем математизации, а путем схематизации. Вопросы общего плана строения, происхождения жизни, основные вопросы физиологии и т.п. он смог изобразить в простых схемах - и подобрать достаточно приятную базу примеров, на которых эти схемы выполняются. Мне лично работу эту было читать тяжело; очень интересно - я, пожалуй, противник взглядов автора, но критиковали его больше за "заумность", а мне-то не понравилась мысль... Да, это я к чему. Там был характернейший ход, который всегда настигает схематиков. Представьте, автор достаточно ясно и логично показывает, как можно идти путем его схем, иллюстрируя и объясняя (ну, например, развитие и усложнение живого - от прокариот к эукариотам и далее по лестнице). Итак, схема послужила как иллюстративный материал. Потом он ее усложняет и говорит - пот я с помощью той же схематики могу показать и очень сложные, нетривиальные моменты. Показывает. И поскольку он ведет изложение на языке этой схематики - явно ему родном, он же сам все это придумал - но звучит это так: вот у нас кружочек, и вот стрелочка, поэтому... у таких-то тварей вот такое-то строение. Наконец, он замечается в самих схемах некую закономерность и симметрию. Они выкладываются в макрофигуры, там есть что-то, чего не было в его изначальном представлении материала. И он начинает выстраивать огромное рассуждение, где вопрос такой: вот была симметрия схем 1 и 2, 3 и 4, и схемы 5 и 6 похожи - но там вот этой деталькой отличается - что же это значит? почему у меня там стрелка не того цвета или кружок не так зачернен? чему соответствует в природе эта графическая закономерность? Находит. И дальше изложение все в большей мере строится по законам схематики - теперь уже схема не иллюстраиция, волей автора приписанная неким фактам и мыслям, а ведущая нить - кружочки и стрелочки расписываются автором в целые картины, он их трактует - буквально как священый текст, всячески интерпретирует... У него появляются и загадочные картинки - мол, вот можно нарисовать моими фигурками вот такую схему. Просто из соображений сочетаемости элементов и симметрии. а что это значит? Это чему-нибудь соответствует? И уже идут предсказания - схемы предсказывают будущие открытия, факты, идеи. Разбирая, по сути. комбинаторику своих исходных элементов, автор наталкивается на не выдвинутые в "содержательной" биологии законы и явления, которые могли бы быть так изображены - и раз есть в рамках его схематики такое изображение, то должно быть и само явление - ну если его нет, всегда можно сказать. что это неосуществленное в эволюции. что жизнь туда еще придет. Я хочу подчеркнуть. что мысль начинает двигаться схемой...


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-02-18 14:09 (ссылка)
В случае жизни - именно так. Определяют предки, и смысл тем самым теряется. Как только мы переходим к генеалогическому рассмотрению жизни, для совершенно теряется возможность понимания смысла осуществляемых преобразований. И с познанием то же самое.

Насчет любой точки траектории - до какой-то степени верно. Но точка "обезьяны" имеет преимущества. Пока познание само для себя непрозрачно. мы ничего не можем сказать о любой последующей точке траектории. А эволюцию человека - полагая ее естественным процессом - мы можем изучать как внешний объект и иметь по установленным в науке правилам некое объективное представление об этом процессе. Тем самым точка А, происхождения человека, будет особой точкой. До нее мы можем отслеживать причинность и говорить "потому что". после нее мы лишаемся этой возможности.

Один пример. Предположим, созданы гены, улучшающие умтственные способности. Люди с ними конкурентнее в социуме, мода на таких детей. генная инженерия - быстро меняется состав человечества. в большинстве оказываются люди с этими генами. Они умнее по разным параметрам. Через какое-то время меняется наука (я не говорю - вслествие - не известно. но - после), и наука продвигается еще дальше - чего-то там новое и новые методы. Так вот, использованное средство - эти гены - изменили (наверное) науку и сущность человека. от сути голой обезьяны - предположим. мы как-то это узнали - осталось мало. Но само средство не прозрачно - мы не знаем, и более умные люди не знают. как именно протекает причинность между прежним и новым состоянием. Известно только, что раньше такие-то методы не придумывались. а теперь придумываются. Если мы посмотрим на эту траекторию познания, то опять сможем сказать только одно6 мы не знаем. что изменилось и как на участке траектории меж старым и новым умом. все. что мы можем сказать - что там есть некая преемственность. проводя рассуждение дальше, мы найдем преемственность между точкой а и познанием в этой точке и нынешним состоянием - при этом масса включенных в развитие новых факторов сделает эту линию не слишком значимой, это всего 1% от того. что дают новые средства познания - гены. или химия. или еще что-то - но говорить мы сможем только об этой 1%-ной преемтсвенности. остальное вполне непрозрачно.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -