Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-04-04 13:34:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
То, что было лекарством, стало пищей
Говорят, что чуть не что угодно может быть в зависимости от дозы - ядом или лекарством. Интересно, а что было лекарством, а стало обыденной пищей, поглощаемой в недозируемых количествах? Я вспомнил о чае и сахаре. Сахар был лекарством чуть не до Х в., в пищу пошел века с 8-го... Пожалуй, сюда же можно отнести кофе. Родом из Эфиопии, кофе почти незаметен до 15 века, и тут... Как раз когда был открыт Новый свет, из Африки в мусульманский мир пришло кофе. Его запрещали и разрешали, пока к 17-му веку кофе не стал известен по всей Европе. Как лекарство его использовали от простуды, зловредных ветров, против водянки и болезней печени, сердца, желудка. Водка и спирт, продукты перегонки вина, были лекарственными средствами в Европе где-то до 11-го века. Водкой лечили от чумы, подагры и потери голоса. Переход занял лет 400 - к 16-му веку водка прочно стала массовым ходовым товаром, а до того - этаким "распространенным вообще-то-лекарством". Табак в самом начале был лекарством в 16-м веке его использовали как средство от мигрени.


(Добавить комментарий)


[info]artiom_zheltov@lj
2007-04-04 06:40 (ссылка)
полынная настойка
опиум и конопля, наверное, тоже

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]philippos@lj
2007-04-04 07:10 (ссылка)
+1 Линкольн лечил зубную боль марихуаной. Про опиаты всё понятно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 08:43 (ссылка)
не без того

(Ответить) (Уровень выше)


[info]akteon@lj
2007-04-04 06:41 (ссылка)
Лосьон "Огуречный", настойка бояршыника - самые что ни на есть лекарственные препараты, ага. ;-)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 08:43 (ссылка)
А то!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]termometr@lj
2007-04-04 18:27 (ссылка)
))))))))))))))))))))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lvalien@lj
2007-04-04 06:44 (ссылка)
рабарбар (ревень) очень вкусен как в сыром виде, так и в виде варенья, компота, начинки для пирогов и т.п. Тем не менее, в художественной литературе встречаются упоминания об использовании его в 19 веке и ранее в качестве лекарства.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]irina_pti@lj
2007-04-04 07:09 (ссылка)
и сейчас используют - таблетки ревеня (слабительное, кажется). Если я правильно понимаю, пищевые свойства он приобретает при нагревании (кулинарной обработке).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]artiom_zheltov@lj
2007-04-04 07:14 (ссылка)
не, в сыром виде тоже ничего, кисленький

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]irina_pti@lj
2007-04-04 07:31 (ссылка)
Я тоже люблю с сахаром, и вроде все нормально ;). Его наверное для аптеки высушивать надо, или как-то приготавливать.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lvalien@lj
2007-04-04 09:34 (ссылка)
Вообще-то сырым его наворачивать - самое вкусное.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]0lenka@lj
2007-04-04 07:10 (ссылка)
Ага, тоже хотела про ревень :)
Лакрица еще, но ее едят преимущественно скандинавы, а у нас так и продается в аптеках.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lvalien@lj
2007-04-04 09:33 (ссылка)
Ну почему же только скандинавы? Я обожаю чай и конфеты с лакрицей.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]0lenka@lj
2007-04-04 13:42 (ссылка)
Потому что только там я видела лакричные пастилки в таком количестве и сортовом разнообразии :) даже haribo продает своих соленых лакричных мишек только там, больше нигде не видела - видимо, в других странах нас слишком мало, чтобы везти столь экзотический продукт.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 08:44 (ссылка)
а, да. ревень... Ну, травок, наверное, много

(Ответить) (Уровень выше)


[info]irina_pti@lj
2007-04-04 07:29 (ссылка)
Если немного переформулировать - "что одним лекарство, то другим - еда", то ягель. Он же исландский мох, продается в аптеке и очень хорошее средство против простуды, особенно для детей. А северные народы едят (ели) и как основную еду в голодные годы, и как добавку. Может, поэтому не простужаются?
когда читаешь о каком-либо голодном времени, то видишь, что ели лебеду, одуванчики, сныть, крапиву и пр. А сейчас все это, как выясняется, полезно есть с медицинской точки зрения.
Аналогично: часто требуху (вообще субпродукты) считают (если не взгляд гурмана) мясными продуктами второго сорта - и возни много, и вкус "неправильный", не бифштексный... Конечно, готовить долго. Но вот холодец и подобные блюда (хаш), где развариваются шкуры, жилы - для тех, кто залечивает переломанные кости незаменимое лекарство. Рубец, вымя и др. имеет свой набор аминокислот и вообще всякой биохимии, которая труднодоступна в иных источниках. Жаль только, что качество потрохов часто ужасное - если корорву кормят без выпаса, всякой синтетической дрянью, то лучше ее печень не покупать - там вся эта дрянь и оседает. Я уж не говорю о печенке бройлерных кур... С почками тоже не очень понятно. А вот сердце, считается, в любом случае нельзя есть тем, у кого подагра. Свиное сало полезно есть тем, у кого легкие ослаблены простудами (но опять же, не надо переусердствовать - для собственной печенки это может быть тяжело, если в большом количестве, но если закусывать желчегонными пряностями, чесноком, то иногда может быть полезно как стимулирующее деятельность печени и желчного пузыря; помните, что все хорошо в меру!).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 10:21 (ссылка)
про натуральные продукты б.м. понятно - я не думаю, что холодец когда-то был лекарством, и не был пищей. Что разные виды пищи являются целебными при каких-то определенных заболеваниях - это да.

(Ответить) (Уровень выше)

Мой годовалый племянник
[info]sgustchalost@lj
2007-04-04 07:48 (ссылка)
ушибы печеньем лечил.

Прикладывал к больному месту и держал.
Вещь хорошая - не подведёт!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2007-04-04 08:12 (ссылка)
Ещё пятак к ушибу. Их тоже раньше как лекарство использовали, а начиная с 13 века как деньги.

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Мой годовалый племянник
[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 08:31 (ссылка)
Со временем боль проходит... А печенье можно съесть как утешительный приз

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Мой годовалый племянник
[info]svetsto@lj
2007-04-04 09:07 (ссылка)
:)) я в детстве синяки вареньем мазала

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mike67@lj
2007-04-04 07:59 (ссылка)
Меню XXII века: Салат из анальгетиков, суп гороховый с корвалолом, но-шпа Буша.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 10:21 (ссылка)
Добавить водку по вкусу и закурить

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ony10@lj
2007-04-04 08:31 (ссылка)
Героин в девичестве использовался как средство от кашля.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 10:22 (ссылка)
Вот! Здорово. Это каким образом? Его разрабатывали под это?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ony10@lj
2007-04-04 10:42 (ссылка)
Да.
http://uhrn.civicua.org/library/drugs/asopium.htm

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 10:53 (ссылка)
"В 1899 году врач предприятия Теобальд Флорет просвещал своих коллег в "Терапевтическом еженедельнике": "Медикамент делает работу заболевших органов дыхания более экономичной, смягчает кашель, утоляет боль. Привыкание к препарату, по всем признакам, не наступает"."

Вот это очень занятно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vinsenty@lj
2007-04-04 08:42 (ссылка)
По легенде, кока-колу изобрели как лекарство, и она продавалась в аптеке как сироп. Но невкусная была, потом стали добавлять тоник и сахар, получился напиток.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 10:23 (ссылка)
Спасибо. Смутно помню. Да, лекарственная кока...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]deadkittten@lj
2007-04-04 09:09 (ссылка)
"Кока-кола" -- изначально лекарство от поноса.
Одеколон -- изначально тоже лекарство, причём для внутреннего употребления.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 10:24 (ссылка)
Одеколон? Это когда его внутрь предписывали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]deadkittten@lj
2007-04-04 10:34 (ссылка)
Примерно когда создали -- в конце 17 века. Вот, скажем, ссылка:
"Из любопытных фактов можно упомянуть то, что ароматические спиртовые настои не только наносили на тело, но и… пили! Да, как в древнеримскую эпоху. И даже пуще того – в чистом, а не разбавленном виде. Известно, например, что одеколоном лакомился Виктор Гюго…"
(http://www.emansi.ru/interesting/cosmetic_history/)
Или здесь -- http://www.referats.net/pages/referats/rkr/page.php?id=15114

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 10:51 (ссылка)
"Многие средства были скорее лекарствами, чем косметическими мазями или жидкостями. Косметика использовалась для лечения суставов и трахомы. Именно от трахомы защищались египтянки, пользуясь молотым малахитом. А краска для век служила для защиты от кровососущих насекомых."

Спасибо, весьма занятно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albiel@lj
2007-04-04 12:38 (ссылка)
Вот не знал. Круто.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leonid_smetanin@lj
2007-04-04 09:56 (ссылка)
джин-тоник. Точнее тоник, который суть раствор хинина в воде с сахаром, применялся как лекарство от цинги, а потом кто-то умный догадался добавить туда джина, для аппетиту, так сказать.
Кока-кола, которая изначально сироп от кашля, типа нынешнего пертуссина.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 10:24 (ссылка)
Спасибо. Джин-тоник, значит...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ecovis@lj
2007-04-04 10:44 (ссылка)
хинин - от цинги?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]deadkittten@lj
2007-04-04 11:07 (ссылка)
Хинин -- от малярии.
Мне рассказывали байку, что джин-тоник появился как удачное решение проблеммы "как заставить матросов в экваториальных водах пить хинин".

(Ответить) (Уровень выше)


[info]knigonosha@lj
2007-04-04 14:15 (ссылка)
Так от цинги или от малярии?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]leonid_smetanin@lj
2007-04-05 11:04 (ссылка)
от малярии, конечно.
От цинги применяли отвар махорки.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]vladimirpotapov@lj
2007-04-04 11:14 (ссылка)
1. Все восточные пряности в Европе изначально считались целебными средствами. Гастрономически их стали воспринимать позже. (И обеднили: у многих из них есть медикаментозный эффект).
2. О том, что Фрейд начинал с лечения пациентов кокаином, уже писали? Кажется, этому он научился, стажируясь у Шарко.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]gekkkon@lj
2007-04-04 12:21 (ссылка)
Интересно было бы узнать, а какие пряности лишены этого "медикаментозного эффекта"?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimirpotapov@lj
2007-04-04 12:52 (ссылка)
Это в частности входить, литературу ворошить. Достаточно того, что сейчас их так не воспринимают ни врачи, ни пациенты. За исключением людей, верящих в целебную силу масала-чая и т.п. Вот моя жена верит: вчера выпила перед сном этот самый масала-чай от простуды - и глаз до утра не сомкнула. Это чай - смесь пряностей.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 13:59 (ссылка)
Спасибо. Про пряности помнил смутно. Про кокаин - да, в самом деле.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimirpotapov@lj
2007-04-04 14:47 (ссылка)
Вот еще: моду на кефир в России ввел Мечников, считавший "болгарскую простоквашу" (йогурт) средством, которое спасет человечество от его смертельного врага - кишечной палочки. Илья Ильич сам ел и других призывал этой едой лечиться. А не мамону услаждать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 17:04 (ссылка)
Да, Мечникова я читал. Крайне занятный человек... Однако простоквашу использовали как пищу до того. как М. придумал, что она - лекарство.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimirpotapov@lj
2007-04-05 03:06 (ссылка)
Глубокий невротик был И.И. Живая иллюстрация тогдашнего кризиса позитивизма.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]knigonosha@lj
2007-04-04 14:20 (ссылка)
Фрейд, Шарко и чуть ли не все тогдашние врачи выписывали рецепты на кокаин. Наркотиком он стал уже потом.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]vladimirpotapov@lj
2007-04-04 14:33 (ссылка)
Коли речь зашла - выписывали далеко не все, и Фрейд впоследствии оправдывался. Как и за рьяное лечение разрядами электричества.
Правда в том, что в России до начала 1920-х кокаин в аптеках отпускали по рецепту врача (в том числе как средство от насморка). И в том, что сам Фрейд так и остался тайным кокаинистом, отлично уже понимая суть дела.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]albiel@lj
2007-04-04 12:38 (ссылка)
Секс вначале использовали для зачатия детей.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 13:59 (ссылка)
Да Вы что? В самом деле? И как в голову-то пришло...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2007-04-04 14:23 (ссылка)
Я хотел сказать от бесплодия. Потом пристрастились.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 17:03 (ссылка)
(с пониманием) возникло привыкание?..

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2007-04-04 17:33 (ссылка)
Да, об этом и речь, одна логика. Всё неспроста.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]leonid_b@lj
2007-04-06 04:51 (ссылка)
Вроде бы я где-то слыхал, что исходно это дело не связывалось с зачатием. И только с течением времени пытливые аналитические натуры стали замечать, что вероятность забеременеть увеличивается, ежели и т.д. Согласитесь, что это была просто революция.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]albiel@lj
2007-04-06 08:18 (ссылка)
Вообще, я тоже такое слыхал. Были такие, кто полагал что зачатие от ветра. А были такие, кто полагал, что может быть от растущих из земли камней. Так что, возможно, некоторые из народов жили в неведении. Не думаю, однако, что такое могло быть общим мнением.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sfca415@lj
2007-04-04 17:15 (ссылка)
Ну, немножко наоборот, в смысле "из пищи - в "контролируемые вещества" Кока-кола в первой формуле, содержала небольшой процент кокаина. В двадцатых годах кокаин вывели из состава, но название осталось.
До конца двадцатых в аптеках, в свободной продаже, была масса "патентованных" препаратов с морфием. В том числе "успокаивающие" для грудных младенцев. Как можно догадаться, очень эффективные. Победили эти "препараты" тем, что издали закон, обязывающий производителей писать ингридеиенты на бутылках. Ну, и к тому времени, выяснили что кокаин и морфин вызывают привыкание.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-04 17:18 (ссылка)
Спасибо, интересно. То есть прозрачность состава - осознание последствий - привели к меньшему спросу на такие, вызывающие привыкание... Чистый Сократ. Осознавай, и зло изыдет. Приятно видеть.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]antimantikora@lj
2007-04-06 08:39 (ссылка)
Куриный бульон. В "Повести о настоящем человеке" он выступает как редкое лекарство. Яйцо куриное - тоже, помню, в нашем военном гетто мы читали, что в блокаду оно стало лекарством для какой-то девочки. У нас там масло сливочное было лекарством и лимон, их добывали только больным. В революцию 1992 я добывал помидоры и сыр, и это было лекарство для жены.

А сейчас всё это просто так едим. Так что всё относительно. Что касается перехода от экзотики к традиционной норме, то "полуядовитым" заморским лекарством некогда почитались экзотические картофель и маис. А в наше позднесовецкое время - киви, мюсли, йогурт.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-04-06 09:41 (ссылка)
Да, это понятно ... в том смысле, что нечто, уже бывшее едой, может стать лекарством. Хлеб - запросто. У Дж.Лондона Кусок мяса - рассуждения именно как о лекарстве. С голоду-то... Лекарство от голода.

(Ответить) (Уровень выше)