Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2007-06-19 07:06:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Небо
В одной книге встретил описание чувств человека перед небом. Неважно, в какой... В научной. Гуманитарной. Вот цитата:

В какой-то момент, когда человек находится в состоянии необычной восприимчивости, небо может проявить себя почти устрашающим образом. Огромный свод, окружающий человека со всех сторон, воспринимается тогда как нечто подавляющее и внушающе трепет, самим фактом своего существования заставляя человека опуститься на колени. Чувство это вполне определенно и может быть названо: оно порождено величием. В нем заключено переживание великого или даже ужасного.

Конец цитаты. Ну, я бы сказал короче - чувство это называется благоговением. Однако...

Тут говорится, что чувство редкое, в особом состоянии... Хочу спросить. Какие чувства вызывает у вас небо? Вот этот самый описанный выше - купол небес? Ужас? Свободу? Восторг? Благоговение? Ничего? Чувство, что оно голубое? Чувство, что это мираж? То есть - не литературный штамп. что "должно" вызывать небо, а - было ли такое переживание - и каким оно было.



1-я страница из 2
<<[1] [2] >>

(Добавить комментарий)


[info]yurvor@lj
2007-06-19 00:13 (ссылка)
Красота. Иногда физически беспредельная.

Небо с самого начала для меня было атмосферой. Но очень красивой, подсвеченной солнцем атмосферой. Ну какие ещё чувства она может вызывать? :)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 00:16 (ссылка)
Красота... Спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yurvor@lj
2007-06-19 01:34 (ссылка)
Однажды днём случилось такое, что всё небо было залито красным. Откуда взялось, с чем связано - до сих пор не знаю. Представляете, всё небо - только не голубое, я сочно-красно-малиновое такое. Где-нибудь что-нибудь преломилось...

Ну конечно, красота! Что ж ещё?! :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:39 (ссылка)
Да вот... смотрю на другие ответы - бывает и еще.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lus_granny@lj
2007-06-19 00:17 (ссылка)
Как, наверное, любая нормальная курица, глядя в небо, я вспоминаю, что когда-то умела летать. Голова кружится, и кажется, что ноги отрываются от земли. Как угораздило автора (эх, не Чернышевского ли с Кастанедой он начитался?) воспринять небо как нечто подавляющее и даже ужасное?!!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 00:27 (ссылка)
Восторг? Я правильно понял?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lus_granny@lj
2007-06-19 01:20 (ссылка)
...и свобода

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lus_granny@lj
2007-06-19 01:22 (ссылка)
и благоговение

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:30 (ссылка)
Спасибо. Интересно, совпадет ли... То же ли испытывают другие. Вроде бы - нет.

(Ответить) (Уровень выше)

Нет, нет, не благоговение
(Анонимно)
2007-06-19 00:36 (ссылка)
В цитате, пожалуй, верно, и это совсем не благоговение.
Я испытал чувство ужаса перед небом раза два. Последний - когда ясной ночью на широте северной африки стал в бинокль разглядывать созвездия. Занятие увлекательное, хотя легко попортить глаза.
И вдруг, сменив один бинокль, дававший широкий обзор, на другой, вырезавший `уже, но крупнее, я как будто при смене взлетел в абсолютно черную, без оттенка синевы пропасть, раза в два дальше от земли. Это не благоговение, а чёрный ужас ничего. Обычно мы называем космос "пространством", что даёт мозгу подпорку в виде трех осей из учебника геометрии, икс, игрек, зет. Мгновенное приближение к звездам никаких земных направляющих для взора не оставило, а то, что раньше полностью видимое созвездие теперь стало обрезано по краям черным кругом отчего-то показалось еще больше выбивающим из наземного ощущения своего тела - у меня не просто сменились глаза, или очки на глазах, так что я стал смотреть через увеличительное стекло - нет, меня вбросило в трубу, и поскольку разум по-прежнему понимал всю даль расстояний, неожиданное видимое приближение раза в два сделало ужас удивительно ощущаемым. Кажется, я рассматривал Кассиопею и в тот момент пытался отложить лучи до туманности Андромеды.

Ужас не покидал меня с неделю, потихоньку ослабляясь. Теперь я снова смотрю на небо спокойно, в бинокль или нет. Однако, может быть, дело в том, что чаще всего воздух сильно непрозрачен, в нем висит водяная пыль, и незаметно это меняет картину. Может быть, другой такой же холодной и кристалльно ясной ночью, когда небо опять станет чёрным, мне снова придется почувствовать как колотится сердце и как физически хочется убежать с балкона, на который вдруг начинает падать чёрная пустота, даже отняв трубки от глаз иллюзии уже не избавиться, в комнату с электрической лампочкой

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: Нет, нет, не благоговение
[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 00:45 (ссылка)
Речь о дневном небе... То же чувство? Ужас? Или ужас - перед ночным, а дневное - иное чувство?

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Нет, нет, не благоговение
[info]kaplly@lj
2007-06-19 04:44 (ссылка)
Потрясающе! Вы так описали, что это просто ощутимо. Здорово!

(Ответить) (Уровень выше)

Re: Нет, нет, не благоговение
[info]marina_fr@lj
2007-06-20 00:51 (ссылка)
У меня тоже в детстве было в моменты особой восприимчивости сходное чувство, когда я глядела на ночное небо. Чужое, ужасно, невообразимо чужое. И жалко было людей перед этим чужим.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yatsutko@lj
2007-06-19 00:51 (ссылка)
Нет такого постоянного чувства. Было несколько случаев. Например - сине-голубое яркое однотонное бескрайнее майское небо. Сложно описать, какое оно вызвало чувство... Ощущение идеального, возможно...

Ещё однажды поднял голову ночью и вдруг понял, что несколько лет не видел звёзд, просто не смотрел вверх. Ну, тут одним словом не описать... Сильно задумался тогда.

В кумских степях лёг летней ночью на спину и офигел: слишком много звёзд, с сотни и сотни раз больше, чем видно в городе. Тоже сложные чувства.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:04 (ссылка)
Именно - разные? То есть нельзя сказать, что дневное небо - чувство "идеального", а ночное - сложные раздумья? Всяко бывает? Или все же ограничено? Скажем, чувство жалости - не возникает? Никак нельзя ограничить разнообразие?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yatsutko@lj
2007-06-19 01:11 (ссылка)
> нельзя сказать, что дневное небо - чувство "идеального"

Нет, нельзя. Такое небо, ярко-голубое, без облачка, без единого дефекта цвета, бывает нечасто. Серое пасмурное производит совсем другое впечатление, с перистыми облаками - третье, с пышными, бросающими заметную тень - четвёртое. И так далее.

> ночное - сложные раздумья

Была важна ситуация. Осознание, что несколько лет не замечал большой части мира, важнее собственно этой части мира: можно же было о ней безболезненно забыть на несколько лет. Ущербность именно городского неба, неба места, где ты находишься постоянно... в общем, тут тоже мысли были не о небе, хотя и вызваны им.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]yatsutko@lj
2007-06-19 01:13 (ссылка)
> Серое пасмурное производит совсем другое

И тоже ведь не всегда одинаковое. Важно, каков я сам, когда смотрю в это небо. Серое небо может давить, а может говорить о свободе, звать к скорости, к свершениям. Может и успокаивать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:15 (ссылка)
Да, это понятно. Вполне. Серое и голубое - разные... Меня интересует "одинаковое" голубое небо. Безоблачное. Оно какие вызывает чувства? Что чувства зависят от внутреннего состояния, ясно. Но можно, наверное, выделить чувство, идущее от восприятия... Будет какое-то определенное? Или совсем разные, нельзя сказать. что вариации одного?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(без темы) - [info]yatsutko@lj, 2007-06-19 01:23:37
(без темы) - [info]ivanov_petrov@lj, 2007-06-19 01:33:03
(без темы) - [info]yatsutko@lj, 2007-06-19 01:46:38
(без темы) - [info]ivanov_petrov@lj, 2007-06-19 01:57:17

[info]solomon2@lj
2007-06-19 00:57 (ссылка)
Голубое небо особых чуйств не вызывает, но вот звездное - это да! Вызывает у меня ощущение величия Космоса и связи всего сущего. Я бы даже сказал, что звездное небо над головой восхищает даже больше, чем нравственный закон внутри меня.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:05 (ссылка)
Понятно. Дневное - никаких особых, ночное - чувство величия.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]aleksei@lj
2007-06-19 01:01 (ссылка)
Бывают вечера, когда все небо кажется мне пустыней, усеянной ледяными, мертвыми звездами, и в этой абсурдной вселенной только мы одни мечемся в страшном своем одиночестве по этой провинциальной планете, словно по захолустному городишке, где вечно нет воды, света, и где не останавливаются скорые поезда... Но бывают вечера, когда небо дышит жизнью... Когда - если хорошенько прислушаться - слышно, как шумят и вздыхают на самой дальней планете океаны и леса - фантастические океаны и фантастические леса - вечера, когда все небо полно знаков и голосов, словно неведомые существа, никогда не видевшие друг друга, предчувствуя, посылают сигналы - с одной планеты на другую, от одной звезды к другой - ищут, зовут...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:07 (ссылка)
Это выражает Ваши чувства? А можно все же своими словами - видимо, Вы хотите сказать о ночном небе... А дневное, голубое?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]aleksei@lj
2007-06-19 02:05 (ссылка)
Да, пожалуй, на то и великие писатели, они выражают наши собственные чувства лучше нас самих (иначе зачем тогда литература). Пример "душевного резонанса". Дневное небо - нет, никогда, слишком тривиальное.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 03:20 (ссылка)
Тривиальное? Вот не ждал. Интересно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(без темы) - [info]aleksei@lj, 2007-06-19 04:39:35
(без темы) - [info]ivanov_petrov@lj, 2007-06-19 05:07:56

[info]yatsutko@lj
2007-06-19 01:16 (ссылка)
Кстати, знаете вот это стихотворение - http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=5564 ?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:23 (ссылка)
Да. Но славно перечитать... И - про черное. Не про голубое.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]naja_naja@lj
2007-06-19 01:17 (ссылка)
Простор, свобода, благоговение - да. Это не штамп.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:24 (ссылка)
Благодарю. Сначала тут выражали недоумение - ну какие чувства может вызывать небо, кроме ... Того или иного. А смотрю - у всех разные.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]shajtanka@lj
2007-06-19 01:21 (ссылка)
зависит какое небо- счастье,грусть,любопытство,уют.иногда страх,но это из-за людей,а не неба.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:29 (ссылка)
Для определенности - голубое, безоблачное. Я понимаю, от состояния наблюдателя зависит... А общего нет?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]shajtanka@lj
2007-06-19 01:49 (ссылка)
солнечным утром,голубое- счастье,пасмурное-грусть или уют-зависит от меня,ночное -восторг,желание летать,ощущение,что проваливаюсь в бесконечность,особенно в пустыне.очень неуютно ,когда неба не видно во время пыльных бурь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:57 (ссылка)
Счастье... Понятно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ra_net_ka@lj
2007-06-19 01:33 (ссылка)
Синее, высокое, с пуховыми облаками, или с радугой в летний день - ощущение счастья, покоя, радости,
грозовое, темное - чувство буйного восторга, какого-то веселого страха,
звездное - ввергает в раздумия, чувствуешь смирение, свою малость и, одновременно, причастность к тайнам Вселенной.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:38 (ссылка)
Спасибо. А голубое (синее) безоблачное?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ra_net_ka@lj
2007-06-19 01:43 (ссылка)
И без, и с облаками, главное, чтоб солнце присутствовало :о)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:53 (ссылка)
Значит, - счастье, покой, радость? Понятно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zavva@lj
2007-06-19 01:51 (ссылка)
Дневное, голубое, безоблачное - чувство покоя и безмятежности.
ночное звездное - смешаные чувства) удивление, ничтожность, бесконечность

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:58 (ссылка)
Спасибо. Даже группы какие-то можно выделить... По чувствам к небу.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zavva@lj
2007-06-19 02:15 (ссылка)
еще выловил у себя внутри: дневное, безоблачное - ощущение безвременья, вечной жизни, ночное - тщеты и бренности.
Интересно, отличаются ли по характеру люди, хотящие стать летчиком или же космонавтом?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 03:21 (ссылка)
Чувство вечности... да. И как отличается от ночного...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]auka@lj
2007-06-19 01:52 (ссылка)
Почти всегда троекратное: телячий восторг-свобода-растворение!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 01:59 (ссылка)
Спасибо. Очень понятно. И с многими единочувствие...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]exizt@lj
2007-06-19 01:55 (ссылка)
О, это проект литературного аналога теста Роршаха.
Для меня небо - это огромная вагина.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 02:00 (ссылка)
Оригинально. Вы здесь первый с таким необщим ощущеньем. Стоите один против неба... Впечатляет.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pollika@lj
2007-06-19 02:01 (ссылка)
Сначала просто любуюсь, потом начинаю чихать от нестерпимой яркости.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 03:23 (ссылка)
Щекотная яркость? Чувство...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pollika@lj
2007-06-19 03:29 (ссылка)
Скорее, ощущение.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]alexakarpov@lj
2007-06-19 02:09 (ссылка)
Никакие чувства не вызывает.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 03:24 (ссылка)
О! Кажется, первый такой ответ

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]alexakarpov@lj
2007-06-19 09:50 (ссылка)
Это я из стремления к оригинальности!
Шучу =)

(Ответить) (Уровень выше)

хороший вопрос
[info]galochkin@lj
2007-06-19 02:34 (ссылка)
цитата из текста - скорее всего состояние измененного сознания
сравнивать ощущения в состоянии обычной картины мира и в состояниях измененного восприятия не очень корректно
небо действительно бывает очень ужасным, оно настолько разное что характеризовать его одним словом фразой и втаскивать в нее свое ощущение сложно
небо - некая стихия, явления из разряда живых быстро изменяющихся структур, как дети, огонь, вода и прочие стихии...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: хороший вопрос
[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 03:26 (ссылка)
Возможно, измененного... Кто там знает. Но я спросил о вполне обычном сознании - только, конечно, не случайно скользнувшем взглядом по ебу в окне, а действительно его наблюдающем и фиксирующем возникающие от восприятия чувства, по возможности независимые от предшествующей душевной жизни. Что называется - внимательное, сосредоточенное наблюдение

(Ответить) (Уровень выше)


[info]andronic@lj
2007-06-19 02:56 (ссылка)
Несколько раз, глядя в небо испытывал страх падения.
Было ощущение, что я вот-вот в него упаду, а это опасно.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 03:27 (ссылка)
Страх падения в глубину... То есть чистый страх, никаких там величественных ужасаний и чистых благоговений.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_svinopat@lj
2007-06-19 02:58 (ссылка)
Синей миской накрыли. Чувствую тесноту.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 03:28 (ссылка)
Неожиданный ответ. Чувство стесненности под синим небом...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]_cropcircle@lj
2007-06-19 03:02 (ссылка)
> голубое (синее) безоблачное

очень четкое ощущение остановившегося времени. Не знаю, есть ли тут связь с благоговением - скорее, нет.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 03:29 (ссылка)
Вечность? Безвременье... Это покой? безмятежность? Или испуг? схваченность?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]_cropcircle@lj
2007-06-19 07:42 (ссылка)
Не испуг, но и не безмятежность.
Скорее всего - действительно схваченность, как в янтаре, спасибо. Фатализм.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 08:07 (ссылка)
Спасибо Вам. Были похожие ответы, но не часто.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]zanudka@lj
2007-06-19 03:17 (ссылка)
"я там была".

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 03:29 (ссылка)
и как оно?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]zanudka@lj
2007-06-19 03:56 (ссылка)
все бывали, наверное. на самолёте :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 04:03 (ссылка)
Испытывали разные чувства. Когда-то меня там тошнило. Это чувство неба?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

(без темы) - [info]zanudka@lj, 2007-06-19 04:48:04

[info]silna@lj
2007-06-19 03:34 (ссылка)
восторг, восхищение и радость

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 03:39 (ссылка)
Понятно

(Ответить) (Уровень выше)


[info]rodichev@lj
2007-06-19 03:45 (ссылка)
Не понимаю, почему все пишут про какие-то экзотические места, кто в степь, кто в Африку. У меня периодически бывает jamais vu при случайном взгляде на обычное дневное небо в Москве. И основное чувство при этом вероятно близко благоговению, но весьма специфическому, не перед великим/ужасным, а перед Реальным в лакановском смысле, которое имеет какую-то вневременную природу и сам взгляд на которое выдергивает психику из привычного круга.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 04:01 (ссылка)
Да, я имел в виду самое "обычное" небо, которое может видеть каждый... по месту жительства. Насчет благоговения, но не перед ужасным, а "просто" благоговения, без щепоток ужаса - понятно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]0_5@lj
2007-06-19 03:45 (ссылка)
Красота, в основном.
Изредка - чувство восхищения, что ли, или удивления. Когда осознаешь, что там - бесконечные пространства... трудно по-русски описать, короче. Но не благоговение (-8

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 04:02 (ссылка)
Восхищение красотой... Трудно по-русски? Есть более пригодные языки?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]0_5@lj
2007-06-20 05:41 (ссылка)
На других языках еще труднее.
Но восхищение - не красотой,а именно пространством. Масштабностью, так сказать.
А красота она отдельно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]sono_lu@lj
2007-06-19 04:09 (ссылка)
Всегда - ощущение беспредельности мира. Иногда - чувство собственной мелкоты/букашкасти. "Все - суета сует". Совсем иногда - всё глупо перед этим совершенством, потому что бессмыслено передать красоту вечности.
Всегда - красота и изменение. В любых оттенках и состояниях - беспредельная глубокая, даже когда небо как плоскость или выгнутая твердь тарелки, простая красота.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 04:22 (ссылка)
Беспредельная красота... Спасибо, понятно.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]drandrandr@lj
2007-06-19 04:10 (ссылка)
если коротко - удивление

а еще Ваша запись идет в моей френд-ленте почти рядом вот с этой записью о небе: http://syndicated.livejournal.com/overheardfeed/490081.html

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2007-06-19 04:23 (ссылка)
Да, удивление... Перед небом даже большее, чем перед френд-лентой

(Ответить) (Уровень выше)



1-я страница из 2
<<[1] [2] >>