Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-02-23 08:51:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Диагноз
Недавно по ЖЖ прокатилась очередная волна обсуждений «неадекватных статей». Некто пишет статью – из рук вон, и народ удивляется – ну как же, человек неглупый, можно даже сказать – умный, вроде не подлец отъявленный, многие с ним лично знакомы – нормальный человек. Как же так?

Пришел мне в голову диагноз. Сейчас очень много умных людей, такое время – почти все умные, и на этом фоне много особенно умных, совсем умных и очень умных. Эти умные люди довольно рано понимают, что в интеллектуальном плане для них нет препятствий. Они легко понимают чужие концепции, легко аргументируют свои – в этом интеллектуальном мире им всё даётся легко.

Как понятно, интеллект – это область средств, инструментов. Эти люди ощущают, что на орудийном, инструментальном плане они могут «всё». Остаётся решить, к чему приложить свои способности, какие ставить цели. И тут часто возникает некая аберрация в восприятии – многие «зрители», наблюдающие за такими людьми, легко определяют их как «бессовестных», готовых прогнуться под любые требования. Это во многом действительно так – большинство людей занимает подчиненное положение, и вынуждены действовать в соответствии с поставленными им внешними целями. Но я не думаю, что для таких людей характерна особая специфическая аморальность и т.д. Процент людей слабых и доля «прогибания» у них средняя – все мы иногда и на какую-то долю… Они лишь делают это талантливо.

Глубже понять этот людской тип можно, если понаблюдать обладающих такими свойствами «начальников». Не журналистов, не прочую подневольно и для прожития пописывающую братию, а людей довольно высокопоставленных и напрямую мало от кого зависящих. Именно из этой социальной позиции видны характерные черты этого типа. Тут он проявляется свободно.

У такого умного начальника происходит отчетливо видимая несостыковка целей и средств. Цели он определяет себе сам – начальник же (мы договорились, что рассматриваем именно таких). В средствах он не ограничен – я говорю о тех самых, интеллектуальных: этот человек очень умён и может придумать сложные средства, разработать изощренную программу для осуществления своих целей. Цели у него внутренние – возникают из мечтаний, из желаний: оттуда, откуда обычно берутся у людей цели.

А дальше начинается синдром: потеря сцепления с реальностью. Эти умные люди так привыкли к тому, что они могут интеллектуально освоить самую сложную проблему, обосновать самую трудную позицию, решить трудную задачу, что обращаются с реальностью как с собеседником. Они внутренне – это важно – начинают так ощущать мир, будто он – интеллектуальный конструкт, некая схема, и при общении с этим миром можно что-то обосновать, переспорить, задурить голову, блестяще атаковать и наголову разгромить… Они переносят свои навыки интеллектуальной деятельности в мир.

Результат понятен – можно победить собеседника, можно убедить оппонента, но на реальность эти вещи действуют слабо. Умные и хитрые планы оказываются неработающими, причем причины такой человек понять не может. То есть частных причин неудачи всегда навалом, но этой причины, внутренней, он не видит.

Возвращаясь к неадекватным статьям – я думаю, там происходит вот что. Пишущие их люди вполне нормальны – они очень умны, в меру честны и проч. Но они внутренне не понимают, что такое ложь. Для них – так с раннего возраста пошло – это когда схватили за руку, разоблачили, доказали, что соврал – и не увернешься. А если увернуться можно (им – можно, они умеют обосновывать), то это и не ложь, а точка зрения, личная позиция, собственное мнение.

Право на собственное мнение стало оправданием простого вранья. Цель всегда найдется – например, надо вбросить нужный лозунг, надо посмотреть реакцию на такой-то смысл, надо воспитать людей на таком-то (положительном или отрицательном) опыте. Для этого выпускается мнение, текст – как инструмент, как проба – как среагируют? А мы их еще следующим текстом подправим.

Мне отчего-то кажется, что эта болезнь чаще настигает людей гуманитарного и технического образования – тех, что профессионально имеют дело с продуктами человеческой деятельности. Они привыкают к тому, что «интеллектуальный противник» им по плечу – и стесняться нечего. Реальность, конечно, им не по плечу – но чтобы это понять, надо как-то так внутренне иметь чувство правды. Вот это я знаю и говорю, этого не знаю и не говорю, а про это я знаю, что - неправда.

Абсолютное владение средствами запутывает этих людей. Выстроил гипотезу, подобрал аргументы, получилось убедительно – ну какая же это ложь? А чем обоснуете, что ложь? А я отобьюсь! Просто спрашивать сами себя о том, ложь ли это, они не умеют – им кажется, что это очень сложный вопрос, лежащий совсем в иной плоскости. Вот же аргументы, они свидетельствуют…

Я бы сказал, что это больные люди. Все мы учимся в этом мире не ходить сквозь стены – будет шишка, учимся развивать чувство правды – реальность не знает, что такое ложь, и учит этому человека. Как в старой притче – тот мудрец, который учился у камня молчанию. Реальность учит правде. А эти люди к своему несчастью поставили себя в такое положение, что учиться этому не могут. В области интеллектуальных конструкций правде научиться нельзя – там можно, наоборот, использовать для интеллектуальной работы то чувство правды, которое нажил в реальном мире. (Я оставляю в стороне путь «истинных математиков», чистый путь дедуктивности: это особая тема).

В результате эти люди, лишившись чувства правды и реальности, теряют и собственную точку зрения. Её ведь можно иметь только в том случае, если знаешь, где правда – вот это знание и называется точкой зрения, личным мнением. Можно ошибаться с этим чувством правды, но мнение только тем и ценно, что подразумевает гарантию: данный человек прилагает силы к тому, чтобы не врать, и вот он понял этот предмет вот так. А у этих людей точка зрения нигде не закреплена – всё их сцепление с реальностью находится только в области целей: поднимаются некие мечты, побуждают какие-то желания… Насколько эти цели «естественны», настолько человек этот всё еще «реален». От этого возникает ощущение искренности этих людей. Они могут быть очень искренними: честно следуют за своими желаниями, целями. И потому врут они очень искренно. Кроме тех случаев, когда просто врут.

Как назвать эту болезнь умных людей, я не знаю.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]russhatter@lj
2005-02-24 05:12 (ссылка)
Ну вот, давайте еще про Шекспира. Вы в какой-то момент прочувствовали его потрясающую правдивость? Тогда - воспроизведите! Пока вот ни у кого не получалось. Невоспроизводимо - и тем потрясает не меньше, чем самой правдивостью.

Далее, что правдивый Шекспир говорит о своих персонажах. То, что они врут, и что как минимум не всегда их ждет отмщение за ложь. За что угодно другое - ждет. За ложь - а хрен его знает...
Вот и получается, что если Шекспир и "учит правде" - то это а) не противоречит идее о том, что чем больше цивилизация - тем больше условностей, то есть не-правды, то есть - вранья.

С Ведами и Эддами - дело еще хуже. Они вообще не морализируют. Вы - с Вашими понятиями о правде - приходите и их читаете, придет марсианин с другими понятиями - прочтет тоже, и будет столь же далек от миропонимания придумавших и записавших тексты. Тех же, кто вчитался, имхо, поражает именно это отсутствие морализаторства, отсутствие Автора текста.

В-общем, если суммировать, выдающиеся чужие тексты - могут быть правдивы, но они не "учат правде". Точнее: они не учать не врать.

В русском языке слово "правда" отвечает за крайне широкий спектр современных понятий. Это и закон, и право, и истина. А в том обществе развитого социализма, из которого мы недавно вышли, врать - было обязательством, правом, правдой. Все, что затрагивало социальную сферу - о том врали, и верили в свое вранье.

Когда вранья в воздухе мало, например, как сейчас - про индивидуальное вранье можно отследить: кто начал, как пошло, чем кончилось - вернее, кого и как наказали. А когда вранья много - отследить нельзя, и вообще это бессмысленно. Наказания сыпятся по случайному закону, ты только успевай уворачиваться. А понять, твое это, ближнего твоего, дальнего - некогда да и запутанно.
Легче сейчас стало жить, чисто технически - легче.

Так что мне кажется. снижение ныне уровня вранья - это на самом деле становление из него (псевдо)реальности.
Очень не хотелось бы в это поверить. То, что реальность у нас - "псевдо" - это я согласен. Но вранье по определению деструктивно. Так что есть надежда, что становление псевдореальности - дело конструктивных сил по противодействию вранья. А значит - как всегда есть шанс...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-02-24 09:19 (ссылка)
Воспроизвести правду Шекспира? ... Пожалуй, еще раз ... Так. Я (для себя) понял, что он фантастически рисует новоевропейские характеры. Этих людей не было в средние века и в античности, и то, что только вот недавно появилось, с изумительной правдивостью нарисовал Шекспир. Речь не о соответствии правде исторических хроник - я думал, это ясно.

Ведды-Эдды... Да, не морализируют. Но я вообще не говорил о морали - только то сказал, что авторы нашумевших и плохих статей скорее всего не отличаются особо дурными моральными качествами и не в морали здесь дело. И в Эддах не в морали. (Только, большая просьба, не просите меня раскрыть правду Эдд. Душевно Вас прошу)

"становление псевдореальности - дело конструктивных сил по противодействию вранья". Как приятно Вам верится... Сам бы хотел.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]russhatter@lj
2005-02-24 09:34 (ссылка)
Этих людей не было в средние века и в античности
А, может, их вообще не было нигде, кроме пьес Шекспира? :-) Или перснажи Шекспира были всегда и везде? :-)

Речь не о соответствии правде исторических хроник - я думал, это ясно.
Ясно, но вовсе не до конца. Шекспир велик тем, что умел формулировать Истину так, как это никто не делал - а вовсе не тем, что никогда не писал не-правды. Но вот учит ли он этой Истине - вопрос по-моему некоректный. Это в нашей местной традиции: если показывает - значит учит. У англо-саксов вполне может означать другое, или вообще ничего не означать.

Только, большая просьба, не просите меня раскрыть правду Эдд. Душевно Вас прошу
Вообще-то - я начинал именно с того, что совершенно непонятно, что там такое "правда". И вовсе не надеялся получить от Вас внятный ответ. Это Вам показалось.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -