Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-03-05 11:58:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Эволюционная экономика
Благодаря любезности bowin, приславшего мне фрагмент своего обзора, я познакомился с этим направлением экономической мысли. Конечно, очень поверхностно… Насколько понял – основные монографии на русском – это Нельсон, Винтер «Эволюционная теория экономических изменений» и Ходжсон. Направление в целом – ветвь институциализма.

Направление взросло на критике «смитовского» воззрения, что воспроизводство социума обеспечивается экономической системой автоматически, что влечет за собой развитие равновесных моделей экономики. На том, как это критикуется, я останавливаться не буду – несогласные всё равно будут при своих, а со стороны очевидно, что подход «от равновесия» узок. Интереснее не критиковать всякую постсмитовскую неоклассику, а посмотреть, что дают сами эволэкономисты.

Я еще много лет назад был неприятно изумлен – пришел в магазин «Академкнига», узрел том по чему-то макролингвистическому и укупил. Каково же было разочарование – автор, грамотный лингвист, придумал, что надо передрать школьный уровень эволюционной биологии, отыскал в языке аналог генов и начал сыпать плохо переваренными законами из синтетической теории эволюции и генетики, нанизывая на выступающие зубцы рассуждений примеры из родной ему лингвистики, которой ему, видимо, совсем было не жаль.

Чрезвычайно разумным шагом институциональной экономики (ИЭ) является сосредоточение на проблемах воспроизводства социнститутов. Тут всплывают проблемы устойчивости, динамической устойчивости, и можно накопать хорошие вещи. Можно согласиться, что специалисту по ИЭ стоит приглядеться к теории биологической эволюции – как-никак, а самая развитая эволюционная теория. Но вот передирать СТЭ – не здорово. Она и в биологии на ладан дышит, так что неладно получается. ИЭ – очень симпатичное мне направление – вроде бы в этом болоте застряло.

Они перенимают из эволбиологии три постулата: 1) признаки, подверженные отбору; 2) отбор по приспособленности; 3) сохранение отобранного = воспроизводство.

Ясное дело, вопрос: что такое ген в экономике? Дают ответ: «рутина». Повторяющиеся социальные практики; понятие ввели Нельсон с Винтером, аналогия в социологии – теория Гидденса. Рутина – память организации. Запоминаются путем осуществления.

Такое развитие ИЭ у меня восторга не вызвало. Первая беда: целостность экономических институтов много ниже, чем у организмов, и перенос метафоры генотипа на экономику вот так, в лоб – малопродуктивен. Будут очень сильные натяжки. Далее – модель СТЭ о признаках (определяемых генами = рутинами), их отборе и сохранении… В общем, модель смотрит не туда. Эта модель ориентирует внимание на внешнюю деятельность. На самом деле основные проблемы организации – внутри неё, а не вовне. Внешние проблемы есть лишь следствие внутренних. Так что – если очень грубо - идет отбор по приспособленности и по признакам, но не внешним, для других и конкуренции, а внутренним. Отбор идёт в первую голову на увеличение устойчивости собственного воспроизводства, а не на внешнюю приспособленность. Организация имеет проблемы с воспроизведением, решает их – и в процессе более или менее успешного решения этих проблем возникают направленные вовне стратегии поведения.

Сразу надо добавить – а что здесь разумеется под «организацией»? Для ИЭ ответ – фирма. Работы Пенроуза, Гранта, Фосса, Коуза. Опасаюсь, что здесь дырка – может оказаться, что фирма не очень хороший аналог организму, и перенос на нее модели «индивида», «неделимого» биологии – по крайней мере столь прямой и незамысловатый – является ошибкой. Той «организацией», которая поминалась в предыдущем абзаце, той экономической структурой, которая составляет – отдаленную, но всё же – аналогию с биологической организацией, - является экономическая система в целом. Рутины, проявляющиеся внутри деятельности фирм, объединяются в более общие рутины (практики), которые и составляют «физиологию» экономического организма. Внутренние противоречия этих практик и приводят к проблемам устойчивости целого (эконсистемы).

Фирму можно рассматривать как целостность с собственными рутинами, но в ответе – если работать грамотно и в соответствии с духом ИЭ подхода смотреть на устойчивость и воспроизведение, а не на внешние признаки и конкуренцию, - в ответе получится механизм устойчивости фирмы, а не чего-то большего. А оная фирма в очень сильной степени зависит от «среды» - в этом и проявляется дырка теории. Хорошо выделенная система значительно целостнее среды, не зависит от нее, управляет средой. А фирма – может оказаться – напротив, почти наравне со своей средой, борется с ней, ведома ею, конкурирует…

У меня сложилось впечатление – возможно, ошибочное из-за крайне поверхностного знакомства с материалом – что сейчас в этом направлении преобладают динамические модели, не структурные. Ребята вроде бы выделяют некоторые «признаки», почему-либо оправдывая их важность, строят графики, смотрят на прогностичность и чегой-то изобретают по поводу воспроизводства. Тут корень в том, как признак выделить, это три четверти работы, а они, вроде бы, с легкостию хватают то, что ближе к тому, что считать удобно.

Мне же мнится, что надо работать, изучая морфологию экономики, структуру тех самых рутин. Оттуда вылезут противоречия организации – внутренние противоречия. Окажется, что множество рутин направлено на разрешение того, что сама экономика и порождает, что основная деятельность экономики – борьба с собственной противоречивостью. Отсюда возникнет представление об устойчивости – уже на предметном уровне. Станет яснее, какие совокупности практик какую веревочку дергают, что поддерживают и от чего упасают, в результате чего и можно говорить о воспроизводстве системы.

Отдельной песней будет увязка этих «организационных» практик и конкретных в той или иной степени осознаваемый практик и стратегий людей. Там будет очень тяжело – целостность организаций и фирм несравненно меньше целостностей их «элементов», и эффекты будут самые странные (при описании на уровне экономических институтов). Думаю, будет очень много теоретически непрозрачных ситуаций, «чудес» - поскольку недостатки социальной организации «штопают» индивиды, вытаскивая институт там, где он сам пройти не может. При описании посредством языка социальных практик такие феномены каждый раз будут выглядеть чудесами – возникающими на «пустом месте», поскольку на данном языке индивидов «не существует».


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-03-14 15:16 (ссылка)
Это один и тот же вопрос - почему появилось и почему не теряют. Оно ведь воспроизводится не "механически", не потому, что уже есть - то, что заставило сделать разнополость, действует и сейчас.

Я встречал следующий довольно глубоко обоснованный ответ - для увеличения разнообразия. Рекомбинация - не Вам объяснять - очень важная вещь.

Что не нравится? Мне - то, что хаоса, вроде бы, всегда хватает, его ограничивать надо. а не внутрь запускать с насосом. Видимо, ответ на это возражение - что это не просто хаос, это управляемое разнообразие, а такое дорогого стоит. До конца этот ответ меня не убеждает, но можно думать.

Ваше возражение, видимо, иное. Вы согласны (я так думаю) на накачку хаосом, но Вам непонятно, почему если сделать мейоз, то обязательно надо под это дело организм выделять? Будь гермафродитом и веди себе половой процесс ко всеобщему удовлетворению природы.

Ответ на это - довольно последовательный - дает Геодакян: все излагать не буду, наверное, знаете - разные стратегии в эволюции вида обеспечиваются самцом и самкой.

Я бы еще обобщил... Впрочем, всё равно туманно. Примерно так - если уж делать разные гаметы, можно заложиться и на то, чтобы их производили разные организмы, - одна дифференциация. как показывает опыт, тянет за собой другую. Я думаю, что Вас смущает стоимость - чудовищная прорва особенностей организации идёт на такую необязательную вещь. Возможный ответ - измерение стоимости неадкватное. Эти вещи ничего не стоят. Там как бы философия другая - речь не о стоимости изобретения, поддержания и прочая... Как бы это сказать - повторю, не думал об этом специально, лишь впечатление от того, как тут мысль проходит.

Вот взгляните на насекомых. Первое, что обращает внимание - насколько дешевы им самые экзотические вещи. На любой чих, требование насекомое отвечает морфологической перестройкой и возведением кучи форм. Хоботы у долгоносиков. Выросты у цикад и других равнокрылых. Примеров не счесть. Можно иначе? можно. Но форма живому обходится дешево. Это не то, что в дефиците. Ответ интуитивный и слабо формализуемый, но, может быть. даст понять, о чем я толкую.

Я обращаю внимание - это не противоречит возникающим конфликтам между системами органов, тупикам эволюции и вымираниям. Смерть тоже дешева живому - оно ее не боится. Каждая отдельная тварь избегает, как может, но эволюционный процесс работает со смертью как с резцом. Потому и вымирает много - вот ведь. до сих пор живы даже представления о том, что эволюция идет случайно. путем проб и ошибок, что в общем чушь, но то, что ее можно придерживаться, говорит, до какой степени эта вещь - жизнь индивида, таксона - расхожая эволюционная монета.

Что касается плюсов не для индивида, а через тыщу поколений - в противоречие к тому. что эволюирует - как интуитивно кажется - индивид, а не популяция, то мне видится такое решение. Отбор как раз идет на уровне популяции, его результат запоминается на уровне индивида. Субъект эволюции (не отбора) - не тот материальный индивид, которого можно щупать, а организация индивида, план строения, если угодно - эту штуку представлять следует в качестве именно индивида, там корреляции между органами, работают зависимости. морфология и проч., но это не то, что умирает со смертью индивида. Запоминает именно эта штука - и ей идут профиты от половой дифференциации. Нужды того самого индивида, который будет бегать, потеть, кушать, спариваться и умирать, его профиты и пользы, тут имеют чрезвычайно малую цену. Запоминает индивидная организация, а не конкретный индивид - хотя и посредством этого индивида.

Ну вот. Думаю, это Вас не убедит, но мне в голову приходят примерно такие соображения.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -