Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-02-03 15:59:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Экий однако типаж. Гениальный лингвист, наркоман, комиссар
http://www.argumenti.ru/publications/5859
ссылку дал Rainaldo
автор: Сергей НЕХАМКИН
"ДЛЯ ТЕХ, кому незнакомо имя Евгения Поливанова, скажем просто: это был гений. Так считают крупнейшие языковеды мира. Потому не будем дальше вдаваться в суть поливановских озарений: разговор о высокой науке все равно не уложишь в несколько газетных строк. Интересно другое: если бы Поливанов был только гением, тихим кабинетным ученым – не волновала бы так эта шальная судьба...

Вениамин Каверин – о Поливанове
«ПРЕДСТАВЬТЕ себе гениального ученого, оставившего глубокий след в мировом языкознании, рукописи которого собираются по крохам. Представьте себе Всесоюзную конференцию лингвистов, которая прошла без портрета того, кому была посвящена, потому что портрет достать не удалось. Представьте себе ученого, знавшего лингвистически не меньше 35 языков, написавшего грамматику японского, китайского, бухаро-еврейского, дунганского, мордовского, туркменского, казахского, таджикского языков, о котором спорят, родился ли он в 1891 или 1892 г., в Петербурге или Смоленске. Представьте себе политического деятеля, опубликовавшего тайные договоры царского правительства в 1917 г., который впоследствии годами бродил по стране, как дервиш. Этот человек – Евгений Дмитриевич Поливанов».

Приведенный нами отзыв В. Каверина написан в начале 1960-х. Сегодня о Поливанове пишутся книги. Давно и портреты Поливанова найдены (правда, единичные), и установлено точно: он родился в 1891 г. в Смоленске. Дворянская семья (дальний родственник станет военным министром империи), образование – Петербургский университет и Практическая восточная академия. Академия готовила переводчиков, Поливанов специализировался в японском и китайском. В 1914-м отправлен в научную командировку в Японию.

При царе он побывал там трижды. Плюс (вероятно) один раз в советские годы. Считался крупнейшим отечественным японистом. А как иначе, если именно Поливанов разработал, например, систему транскрипции японского языка русскими буквами («таблица Поливанова»)? И исследовал систему ударений в японском языке (до чего у самих японцев не доходили руки)?

Однако только ли ради науки он ездил в Японию?

Влюбленный в Поливанова писатель Виктор Шкловский пишет: «В Японии и Китае он переодевался буддийским монахом и часами просиживал у ворот храмов, изучая диалекты». В одеянии монаха можно не только изучать диалекты. В. Алпатов убежден: работа Поливанова на дореволюционную русскую разведку – не миф. Нет прямых доказательств? Но есть логика этого авантюрного характера!

В 1916-м Поливанов вернулся в Россию. В 1917-м после Октября примкнул к большевикам. Упоминается в «документах Сиссона» – знаменитой фальшивке конца 1917 г., доказывающей якобы участие немцев в большевистском перевороте. Однако фальшивка фальшивкой, а создатели ее использовали имена тех красных деятелей, которые тогда были на слуху. Так что упоминание – тоже показатель.

Что действительно имело место – это обнародование Поливановым секретных договоров царского МИДа. Причем он не просто перевел тайную переписку с самых экзотических языков, но и вскрыл мидовские шифры. (Гениальному мозгу и такие задачи были под силу.) Был заместителем Троцкого – тогда наркома иностранных дел. Готовился Брестский мир, и Поливанов написал его первый вариант. Но Троцкому проект не понравился. Нарком с замом поругались. Что ж, Поливанов нашел дело поострее.

Красные китайцы! Мы как-то писали об их роли в Гражданской войне («АН», 17.08.06). Не Поливанову ли пришла идея превратить голодных, всеми презираемых, безъязыких в России раскосых работяг в преторианскую гвардию революции? Так или иначе, именно он стал организатором первых «желтых отрядов». А потом и комиссаром одного из них.

В. Алпатов: «Поливанов был яростным романтиком-коммунистом. Выбрал идеалы осознанно, побывав с Февраля по Октябрь и эсером, и меньшевиком… Сделать у большевиков карьеру было легко: приходи в Смольный, заявляй, что хочешь сотрудничать. Но из всего Петербургского университета так поступил лишь Поливанов. При всей загрузке он продолжал там преподавать, заниматься наукой – хотя коллеги не подавали ему руки».

По одной из версий именно бойцы-китайцы предложили однажды любимому комиссару снимать нервное напряжение уколом наркотика.

В 1921 г. Поливанов направляется в Коминтерн, но вскоре уезжает в Туркестан. Официально – преподавать в Среднеазиатском университете (Ташкент). Негласно – готовить революцию в Синьцзян-Уйгурском районе Китая. Впрочем, ценный кадр тут же впрягли в местные дела (назначили начальником Главлита), да и лингвистические исследования увлекали больше политики. В 1926‑м Коминтерн перебросил его на Дальний Восток. Поливанов еще раз побывал в Японии, Китае и… ничего для выполнения задания, похоже, не сделал, больше времени проводя в опиекурильнях. В том же 1926-м его, как наркомана и «неактивного», исключили из партии.

Отчего наука только выиграла. Поливанов уехал в Москву и стал одним из лидеров советской языковедческой школы. А в 1929-м выступил с сенсационным докладом, где громил «новое учение о языке» тогдашнего «первого лица» советского языковедения – академика Николая Марра.

…Марра должны помнить люди старшего поколения. В 1950-м на него, давно покойного, обрушился Сталин, и вся страна изучала работу вождя «Марксизм и вопросы языкознания». Вопросы языкознания отложим, но интересна сама коллизия. Как пояснил В. Алпатов, тут можно говорить о характерном для эпохи тройном парадоксе. Марр при царе был весьма правых убеждений, а в 1920-е гг. выдвинул «марксистскую» теорию происхождения языков, отвергавшую прежнюю науку. Пламенный революционер Поливанов бил его, как раз защищая классическое наследие. А через 20 лет Сталин, сменив революционные приоритеты на державные, по сути, фактически поддержал расстрелянного им же Поливанова.

Но тогда, в 1929-м, «бунтарь» подвергся уничтожающей травле и уехал в Среднюю Азию: считал, что ему там будет лучше. Дальнейшая география поливановской жизни – Самарканд, Ташкент, Фрунзе…

НА ОКРУЖАЮЩИХ Поливанов производил ошеломляющее впечатление. Под именем Драгоманова он описан в романе Каверина «Скандалист». Про отношение к нему Шкловского уже сказано. После Поливанова осталось более 140 научных трудов, 17 книг – опередившие время исследования по лингвистике, социолингвистике, японистике, тюркологии, словари, перевод киргизского эпоса «Манас» – перечислять долго. Но большинство текстов погибло, затерялось.

Еще остались его стихи – как он, ширнувшись, бредет ташкентским вечером домой. В бюджете Киргизской ССР была секретная графа – «на героин для профессора Поливанова». Что ж, до поры его в Средней Азии ценили (или терпели?) – немного сыщешь людей, способных с ходу переводить, скажем, Гете с немецкого на узбекский. В данном случае наркотики, истощая тело, подстегивали мозг.

Странный был человек. Из воспоминаний современника: «У него были две жены, с которыми жил по очереди, слуга-китаец и собака. Моральные принципы и стыд для Е.Д. не имели никакого значения, но был он добрый и отзывчивый. Когда не было денег, ему ничего не стоило встать на углу улицы и просить милостыню». Еще, вспоминают, если опаздывал на лекцию, мог вскарабкаться в аудиторию по водосточной трубе. Несмотря на одну руку, блестяще играл на пианино. Жил, по сути, жизнью восточного дервиша, оборванного, в калошах на босу ногу. Таким и приходил в затерянные кишлаки, чтобы изучить очередной диалект. При разговоре о Поливанове невольно приходит на ум рассказ Стивенсона про доктора Джекила и мистера Хайда – как в одном человеке уживались и интеллигентный ученый, и мрачный хулиган. Он словно воплотил в себе свое время – жестокое, путаное и бесконечно талантливое.

В 1937-м арестован во Фрунзе как «японский шпион». На допросах его зверски избивали и – не знаешь, что для него было хуже – лишали наркотиков. Зачем-то перевезен в Москву. Приговорен к расстрелу. Список обреченных, где значится его имя, завизирован Сталиным и Молотовым. 25 января 1938 г. приговор приведен в исполнение."


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-03 18:11 (ссылка)
Гений - не настолько важная штука, чтобы быть несовместимым с злодейством. И, боюсь, это вовсе не пыльная проблема, интересующая историков. Мне кажется, что именно вот сейчас это будет становиться все более важным. Чтобы быть мерзавцем, не обязательно колоть героин и быть безруким. Придется. видимо, и гениев различать...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


(Анонимно)
2008-02-03 18:33 (ссылка)
Ох, вряд ли - если мы об одном и том же, что мне не кажется очевидным. "Злодейство" и "злодей" ("мерзавец") - не одно и то же ("гений" в этом смысле многозначнее), с человеком-то конкретным и шибко грешным чего только сделать нельзя - и руки пообрывать (или голову), - и индульгенцию дать, и святым новой веры сделать. Вот с культурой не очень получится - даже той, что не чистыми руками... А уж с наукой (и так культуры частью, так ещё и совсем уж надличностной)... Прикажете различать, что это вот "добрый человек" в копилочку бросил, а тут вот - "монета кровавая", изымем и вычеркнем? И как ещё быть с тем, что "добрые люди" подбрасывают не реже и "дровишек" во спасение ("для сугрева") ведьм? И с тем, что "злодейства" (куда более "гения") пока ещё ни одной философией и даже религией без противоречий (объективно и "навсегда") не расчерчены-исчислены - так, чтобы совесть простого человечка не напрягать? В Ветхом Завете - одни злодейства, в Новом - другие, и их персонажам как было знать, в какой они попадут? Мы-то, конечно, полагаем, что знаем...

Rainaldo

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

"ради красного словца":)
(Анонимно)
2008-02-03 18:47 (ссылка)
...мы-то, конечно, полагаем, что знаем (вот "сосед" - тот ошибается!)...
Так, пожалуй, точнее:).


R.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-04 01:23 (ссылка)
Кажется, Вы меня поняли так, что мы в науку не примем вклад плохих гениев. Но я вовсе не это хотел сказать - это нереально... Я сказал очень банальную вещь - гениев придется различать, людей, а не вклады в науку. Не может быть единого пантеона гениев - с вторичными чертами биографии - да, этот дьявол, а этот ангел. Так вышло, мол, не обращайте внимание, главное - вот их вклад в науку. Придется различать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Муссолини - по просьбам "немецких трудящихся"...
(Анонимно)
2008-02-04 07:27 (ссылка)
Нет, я как раз понял, что мы - о разном. Но сейчас - понял чуть меньше.
Хочется уточнить: если скверный персонаж истории был попутно ещё и учёным (писателем, художником, строителем, организатором), что-то такое внесшим в общую копилку, - это как, отягчающее обстоятельство?
Я же не думаю, что Вы что-то сжечь, взорвать, зачеркнуть предлагаете? Тем более, человеческие оценки и память - такая странная штука, непредсказуемая, не стабильная и не проверяемая, оттого ведь нам требуется идея "божьего" суда, предсказывать исход которого - лишь фарисейская гордыня. Оттого и личной совести, личного выбора никто не сделает за нас. И что там сказано на земле про "Не судите?.." (Будем, конечно, судить, но тем самым - себя.)

Вытаскивать из пантеона за ноги, или то вымазывать, то смывать чёрную краску - это всё-таки что-то постыдное из "вандальско-популистской" площадной политики, имхо. Когда новый идол "без родимых пятен" жаждет заполучить пьедестал "предшественника". Ещё хуже - если это страх: как бы не узнать в зеркале себя самого!.. Я вот уже писал недавно, что мой дед был расстрелян в день ареста - вероятно, по навету под пытками его друга, но сутками раньше - он ведь отрёкся от этого друга, говоря моей бабушке: "Как же они всё-таки подло маскируются!..." (http://realcorwin.livejournal.com/168461.html?thread=4152333#t4152333) Я мог не знать этих семейных преданий, но не понимать, что в больном обществе "безвинных" нет (то есть имеющих право самих себя такими считать), что не получится разделить всех на "два пантеона" (палачей и жертв) или назначить "сверхъестественного злодея" отвечать за всё, - и что, в конце концов (как ни вышла из моды эта фраза): "Каждый народ заслуживает именно то правительство, какое имеет".

Во всяком случае - у меня не вызывают протеста ("про пантеоны") вот эти новости:
http://realcorwin.livejournal.com/168461.html?thread=4217101#t4217101
Поскольку я не вижу возможности сделать нравственный выбор насильственно за кого-то, раскрасить всё в "правильные" цвета и воткнуть дорожные знаки. Знать и понимать разнообразие выбора, который делали и делают другие, важно лишь для того, чтобы самостоятельно и зряче сделать свой. Но отвечать при этом за роль и взаимодействие твоего выбора со всем, к чему ты причастен.

Rainaldo

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Муссолини - по просьбам "немецких трудящихся"...
[info]ivanov_petrov@lj
2008-02-04 07:35 (ссылка)
Смотря по вкладу. Может отягчать. может облегчать. Сжечь - не предлагаю. До выяснения - что сжечь.

Из пантеона вытаскивать?... Мне кажется, это уже риторика. Звучит отлично -в самом деле, как-то нехорошо вытаскивать. тем более за ноги. если кто-то в пантеоне. Однако сам пантеон - весьма условная штука. Тут в ЖЖ были разговоры - где-то 3% знаменитых ... писателей? кажется - до ХХ века. Прочие 97 - современность. Грубо говоря. со временем Дант становится все легче. вместе с Вергилием. Меня это не радует. Мне бы казалось, надо иначе... Но это нынешний факт. Я не собираюсь на нем строить - просто указываю: нету пантеона. как совесть - личное дело. так и пантеон - личное, а то, что обществом признано - недолговечно. Через сто лет пантеон уже иной. Так что дело не что за ноги тащить из, а в том - кого особенно бережно и не щадя сил там сохранять. Всех не получится.

Нет, разделить на палачей и жертв нацело не получится. останутся кусочки... И главного злодея выделить не получится. Я не об этом. Бывает темная гениальность. Бывает - человек вроде обычный, а гениальность темная. Бывает - сам поганец, а гениальность "хорошая" или нейтральная. И всякое другое тоже бывает. Это не для пантеона говорится - это ж решения личные. Как я буду вот к такому относиться? Я пантеоны и рейтинги не составляю, но лично для себя ... Как с живыми я выстраиваю отношения, так и с умершими. С одними мирюсь, с другими ссорюсь. Ошибаюсь, потом корю себя, восстанавливаю в правах, восхищаюсь, нахожу ошибки, прощаю или нет... В общем, обычные дела. Как Вы и написали в последнем абзаце.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Муссолини - по просьбам "немецких трудящихся"...
(Анонимно)
2008-02-04 07:41 (ссылка)
С этим - согласен всецело, с каждым словом. Обычные дела. За себя бы суметь решить - что уж там "за других"...

R.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -