Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2008-06-03 07:26:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Н.М. Лебедева, А.Н. Татарко. Ценности культуры и развитие общества. 2007
Часто в разговорах об обществе всплывает тема - ну, если б можно было знать, какими ценностями на самом деле руководствуется большинство населения... А я тут листаю П. Гайденко о Вл. Соловьеве - так там просто громокипящий кубок "Именно в эпохи великих потрясений обнажаются те корни, которые питают и экономическое благополучие, и политическую стабильность страны, обеспечивая душевное здоровье ее граждан."

Вот эти самые духовные корни и основы и анализируются в книге Лебедевой и Татарко. Начинается с понятия "социального капитала" - традиции социального взаимодействия и доверия. Мол, общество от того укрепляется и на этом фундаменте только и возможна демократия. Потом, правда, я как-то запутался. Этот самый капитал измеряли - смотрели, как в разных обществах доверие распространено. И тут ведь какое дело... Измерять само доверие затруднительно. Считали, скольким разным социальным группам доверяет индивид. И оказалось, что США - это страна с чрезвычайно высоким уровнем развития соц.капитала и доверия, а традиционные какие общества - ну там в Юго-Восточной азии - очень недоверчивые. потому что в ЮВА лдоверяют только членам родственного клана, и больше никому, если всерьез. А в США - множество нитей доверия к самым разным организациям... И получилось, что степень коллективизма больше в США. Ну ладно, дефекация метода, бывает.

Вывод про соц.капитал - что это очень важная штука для экономического и политического прогресса, так что надо изучать. И - переход к изучению систем ценностей, которые работают в мире. Выделяют этик и эмик элементы (Пайк, 1967). Этик - элементы культуры универсальные, эмик - локальные.

Интересный пример. И в Японии, и в СШа вознаграждение повышает успешность обучения. Но в США так сказывается вознаграждение учащимся, а в Японии - вознаграждение учителям.

Перечислены некоторые модели ценностного устройства общества. Aberle, 1950, универсалии:
- обеспечение адекватных взаимосвязей с окружением
- дифференциация и распределение ролей
- коммуникация
- общая когнитивная ориентация
- общий набор целей
- нормативное регулирование средств достижения целей
- регулирование эмоциональных проявлений
- социализация
- контроль деструктивного поведения

Fiske 1991
- коллективное участие: там, где люди объединяются, границы личных Я становятся нечеткими, уделяется большое внимание членству в группе
- ранжирование власти: где неравенство и иерархия, верхние люди контролируют нижних в области ресурсов и знаний
- гармония равенства: при эгалитарных отношениях люди самостоятельны, равны, поддерживают сбалансированные отношения
- оценка с помощью рынка: при рыночных ценностях люди взаимодействуют, когда считают, что это рационально, их деятельность оценивается согласно расценкам

Такие имеются общие универсальные и элементарные модели общества.

Klukhohn, Strodtbeck, 1961 выделяют проблемы, которые решают все культуры:
- направленность человеческой деятельности
- отношение к человеческой натуре
- отношение человека к природе и сверхприродному
- отношение человека ко времени
- отношение человека к другим людяи

отсюда результаты: ценность действия ради действия, в культуре США дйствия оцениваемы и сравниваемы, если некто только думает и мечтает. ничего не делая, то его деятельности не существует. Мексиканцы - ценность опыта: при расогласовании среды и дейстий человека американец будет менять среду, мексиканец постарается измениться сам. В России - ценность становления, рост и изменение личности.
Отношение ко времени - типа старообрядцы обращены в прошлое (как и культуры Северного Кавказа), Латинская америка - на настоящее, культура США - на будущее.

Ш.Шварц разработал Международную программу сравнительного изучения ценностей. с конца 80-х годов проведены исследования более чем в 80 странах. Шварц сгруппировал ценности в блоки.
- саморегуляции (цель - свобода мысли и действия), сюда автономность
- стимуляции (полнота ощущений), сюда новизна
- гедонизм, цель - удовольствие
- достижение, цель - личный успех
- власть, цель - статус, престиж. влияние
- безопасность, цель -с табильность
- конформность, цель - ограничение вреда
- традиция, цель - уважение обычаев
- благожелательность, цель - благополучие окружающих
- универсализм, цель - понимание, багодарность. терпимость (Schwartz, 1990, 1992)

В блоки объединились при опросах : индивидные цели - власть, достижение, гедонизм, стимулирование, саморегулция,
групповые ценности - благожелательность, традиции, конформность. Два - универсальность и безопасность - туда и сюда относятся.
Эмпирически дркащзана универсальность структуры ценностных типов (составлена близость ценностей, в 90% выборок эти сближения совпали).

Далее - культурные синдромы Триандиса (Triandis 1994). Их всего три: простота-сложность, открытость-закрытость, индивидуализм-коллективизм.

Эмпирческие исследования Хофстеда Hofstede 1980 - 70 стран, более 200000 человек. его индикаторы - индивидуализм, дистанция к власти, избегание неопределенности, маскулинность, долгосрочная ориентация. Затем еще индивидуализм и коллективизм - каждый - разделили на горизонтальный и вертикальный. гориз.инд. - я более зависим от себя, чем от других; верт.инд. - я делаю работу лучше других; гориз.колл. - если мой коллега получит приз, я буду этим гордиться; верт.колл. - мне важно уважать решения, принятые начальником.

Приводятся разные примеры, показатели для разных культур (но не конкретные вопросы, которые задавались). Исследователи смотрели корреляции разных факторов. Благосостояние коррелирует с индивидуализмом положительно, а с дистанцией власти и маскулинностью - отрицательно. экономический рост положит. коррелирует с избеганием неопределенности и отрицательно с индивидуализмом. Свобода действий положит. коррелирует с индивидуализмом и отрицат - с маскулинностью и дистанцией власти. рост народонаселения - положительно с дистанцией власти и отриц. с индивидуализмом. И дальше: свобода прессы положит. коррелирует с индивидуализмом и отрицат. - с дистанцией власти, обратные отношения у уровня политического насилия... Смертность от дорожных аварий отрицат. корр. с индивидуализмом.

Потом - измерения Инглхарта Inglehart 1997, 75 стран. Результат понятный - общества с неблагоприятной соц-экон. обстановкой ориентированы на ценности выживания. Богатые - на самовыражение. Считается, что соц-эк прогресс влечет за собой изменения в сфере культуры и к демократизации. Для демократии важны ценности доверия, терпимости, благосостояния и соучастия - этого только институциональными манипуляциями власти не добиться.

Популярные измерения по Ш.Шварцу (Schwartz, Bardi, 1997, Schwartz, Bardi, Bianchi, 2000) - 67 стран. Выделил 3 проблемы
1. отношения личности и группы - сюда относятся игры с ценностями автономии, принадлежности, творчества, удовольствия, разнообразия жизни. 2. проблема обеспечения социально-ответственного поведения. Здесь равноправие, иерархия, справедливость, помощь, честность, авторитетность, подчинение, богатство. Третья проблема - регуляция отношений с природой и социальным окружением. Ценности гармонии, мастерства, амбиции, успех, компетентность.

По этим и многим другим измерениям получается, что США и культуры З.Европы - разные миры. Получились по измерениям такие группы: Африка, В. Европа, Англоязычные страны, Д. Восток, Лат. Америка, З. Европа. Очень занятное разделение ценностных картин.

З.Европа и конфуцианские культуры играют (по разному) в Иерархию/Равноправие, Англоязычные - в Мастерство, Африка - в Принадлежность/Автономию. Осн. ценности: З. Европа - равноправие, автономия, гармония, очень низкие показатели по иерархии, мастерству, принадлежности (консерватизму). Англоязычные - играют в мастерство, еще немного в интеллектуальную автономию и равноправие. Причем США - особенно: мастерство высшее, другие ниже чем в их подгруппе. Мастерство - это активное самоутверждение, изменение вокруг природной и социальной среды. Конфуцианские играют в иерархию и не любят равноправие., ценит принадлежность = консерватизм. В В. Европе особенно ценится гармония и невнимательно, невыражено отношение к мастерству. Считают, что последствия коммунизма - выбили инициативу. Отрицают и равноправие, и иерархию. Поддерживают интеллектуальную автономию.

Смотрели, какие ценности с какими свойствами обществ коррелируют. Уровень образования, продолжительность жизни, доход положит. коррелир. с автономией и отрицат с принадлежность. Они же - полоржит. с равноправием и отрицат. с иерархией. Измерение гармония/мастерство не имеет прямых связей с соц.-эк.развитием. Демократия сильнее коррелирует с мастерством. Коррупция отрицат. коррелирует с автономией, равноправием, гармонией. Мастерство поощряет активные действия по достижению своих целей даже за чужой счет.

Социальные аксиомы Бонда и Леунга. Исследовали в 45 культурах. Получили такие универсальные имерения верований:
социальный цинизм, награда за усилия (надо трудиться - воздастся), социальная сложность (упорядочивание мыслей, чувств, позиций невозможно, причинная логика не работает), религиозность, контроль судьбы (предсказуемость важных результатов жизни, предрешенность - фатализм и тп.), Потом делали факторный анализ по странам. Получили двухфакторную (всего) модель. Один фактор - из награды за усилия + религиозность + контроль судьбы = динамическая экстернальность (так назвали). Другой фактор - социальный цинизм. Функция цинизма - выявление обмана. Для решения соц. проблем и понимания происходящего нужны другие факторы. Отмечается. что цинизм принципиально отличается от прочих показателей, выявляемых другими исследователями. Этот неизвестный ранее культурный комплекс отражает ненависть и зловредность социальной среды к своим членам. "Социум приносит только беды". Причины возникновения этого культурного комплекса пока неизвестны. Гипотез, как понятно, пруд пруди. Потом - таблицы корреляции социальных аксиом и разных показателей. С цинизмом отрицательно коррелирует ВВП на душу, положительно - среднее число человек на комнату, а также индекс роста конкурентоспособности, потребление алкоголя, отрицательно - явка на выборах, процент ходящих в церковь, положительно - процент пользователей интернета, процент считающих, что работа - это деловая сделка, темп жизни.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


(Анонимно)
2008-06-04 08:13 (ссылка)
Но, если мы по-прежнему будем настаивать на существовании единого научного метода - на каком основании можно протестовать против такой экспансии?

Экономика -- это не физика. Наука не обязательно состоит только из формулирования теорий и их испытания на данных с последующим приятием или отторжением. С этим, однако, можно согласиться, не теряя из виду основного отличия между современной наукой и средневековой натуральной философией: в современной науке принято считать, что определенные типы на первый взгляд убедительных аргументов неприемлемы. Единственный род аргумента, который современная наука приемлет -- это сопоставление теории с данными, полученными в эксперименте или путем наблюдения. Другими словами, иногда плохо написанные и трудные для понимания статьи, в которых излагаются теории, неприятные с эстетических, политических или религиозных позиций, более убедительны для ученых, чем хорошо написанные и понятные статьи, в которых излагаются теории, по каким-то причинам привлекательные для многих людей. Тот факт, что экономика -- это не физика, не означает, что не следует стремиться применять те же фундаментальные стандарты приемлимости аргументов; мы можем настаивать на том, что основной критерий оценки экономических идей -- это их способность упорядочивать и описывать данные, а равно и на том, что не следует защищать привлекательные теории от столкновения с данными.

Мы можем настаивать на таких стандартах, но это далеко не обязательно. Поскольку экономика, как и другие общественные науки, не достигает четких и ясных успехов и консенсусов, свойственных естественным наукам, вполне могут существовать и разногласия не только о том, какие теории лучше, но и о том, какая аргументация приемлима. Стандарт, утверждающий, что теории следует сличать с данными, а не защищать от столкновения с ними, сам по себе нуждается в аргументации, причем его следствия регулярно становятся предметом спора среди экономистов, которые считают себя его приверженцами. Аргументы и анализ МакКлоски в какой-то мере можно считать полезными с точки зрения защиты научных стандартов в экономике, однако некоторые аспекты влияния его работы оказались вредными.

<...>

Мое собственное мнение, вероятно, уже понятно: независимо от того, насколько ценно рассматривать экономику как риторику, такой взгляд на экономику должен оставаться вторичным. Первичным должен быть взгляд на экономику как на науку, где теории проверяются на данных. Отсюда следует, что, если экономисты намерены обсуждать центральные вопросы своей дисциплины, им необходим язык статистического рассуждения.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -