Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет ivanov_petrov ([info]ivanov_petrov)
@ 2005-04-08 11:24:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Конструктивное мышление
Взгляды Щедровицкого сейчас по своему влиянию подобны тому, что было в 19 веке в отношении наследия Гегеля: спорить и не соглашаться можно сколько угодно, но это то, что уже вошло в культуру – к худу ли, к добру ли.

У Щедровицкого в работе «Рефлексия в деятельности» есть занятный ход мысли. Он утверждает, что техника естественнонаучного мышления очень ясна и прозрачна. Эта ясность была создана в 16, 17 веках при включении в мышление конструктивных процедур. Познание стало осуществляться за счет конструктивного развертывания схем и понятийного описания этих схем. Потом 300 лет человечество эксплуатировало эту схематическую технику мышления.

Эта техника позволила ученым стать массовым, социально-производственным слоем. Ученый перестал быть мыслителем, охватывающим мир в целом, он стал узким специалистом и профессионалом, хорошо выучившим свои процедуры. Эти схематизация и формализация естественнонаучного мышления дали ему такую силу, что научное мышление практически вытеснило иные мыслительные практики на периферию культуры. Схематизирующее мышление выделилось из познания и перестало регулироваться более высокими и сложными нормами самого познания (у Щ. познание и мышление – вещи связанные, но в определенном смысле противоположные).

Наша цивилизация построена на эксплуатации одной частной техники конструктивной работы, не связанной более с процессами познания мира, не соотнесенной с вновь возникающими социокультурными ситуациями. «Ясно, что продуктивность подобной конструктивной работы не может быть вечной. На мой взгляд, к середине или, может быть, даже к началу ХХ века она уже исчерпала себя, и сегодня мы стоим перед задачей разработать новые средства и новую технику мышления, таким, которые бы соответствовали нынешним производственным и социальнокультурным ситуациям».

Сейчас мы имеем много смонтированных конструктивным путем моделей и схем – больше, чем нужно для нашей практики. Но имеется много задач, которые уже не могут быть решены в рамках отработанной техники мышления. «Поэтому сейчас мы стоим перед задачей усовершенствовать средства и технику мышления, вновь освоить конструктивную работу с познанием».

«После того как основы научного конструирования и техники научного мышления бли заложены в работах 16, 17 столетий, институциализированная наука взяла на вооружение только средства и методы конструирования, оставив без внимания все моменты, характеризующие собственно познание.»

Здесь кроме неприятного диагноза современного мышления и кроме указания причины, есть и еще интересная деталь. Огромное большинство ученых согласны (по крайней мере на словах) на любые инновации – можно работать новыми приборами, методологиями – чем угодно. Но где они встают на дыбы – в вопросах мышления.

За 300-400 лет люди не раз меняли приборы и методологии, но вот указание на то, что само мышление может быть устаревшим, что современный ученый должен выработать в себе новое мышление – так же, как можно разрабатывать и иные человеческие качества – это, по моим наблюдениям, приводит в ярость. Ведь этим подразумевается. что просто так доставшееся, появившееся в голове само собой мышление, которым ученый, как и прочие люди, пользуется всю жизнь, меряется с другими, добиваясь эпитета «умный» - этого мышления недостаточно. Не важно, насколько высоко оно развито – сам этот тип мышления теперь недостаточен. Это, конечно, не может не раздражать.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]dennett@lj
2005-04-08 08:07 (ссылка)
Я не очень понимаю, в чем сущность понятия «схематического мышления». Мне кажется это понятие в философии науки давно заменилось дискурсом «языка», «понятийного аппарата». Науки пользуются множеством разных языков. Научное мышление связано с языком. Судя по всему имеется в виду подоплека языка - субъектно-предикатная структура. Однако вопрос о субъектно-предикатной структуре языка и об отношении языка и реальности, яызка и действия, яызка и восприятия гораздо глубже вопроса о просто устаревших схемах мышления.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-08 08:32 (ссылка)
Мы втыкаемся в привычную вещь - Вы говорите о не очень мне внятных формализмах, а то, что Вам у меня кажется неким формализмом, есть не более чем наблюдение. Я не буду сейчас говорить о том, что мне современное мышление представляется очень схематичным и схематизирующим, что это важно и т.д., я только о Щедровицком. Этот человек, очень одаренный и умный, не раз повторял... Его спрашивали: как ты думаешь? как ты мыслишь о предмете? он отвечал: я рисую схему, представляю схему. Если взглянуть на его работы (и работы многих его учеников) можно получить впечатление непосредственное, без абстракций: они действительно мыслят схемами. Таблички; человечки со стрелочками; квадратики со стрелочками - они так думают, это у них первично. Иногда это потом облекается в сложный понятийный, категориальный аппарат, иногда - в художественный текст, или еще как. Но первично именно схематическое мышление. Это не совсем то, что "понятийный аппарат" - даже вовсе не то. И эта схематичность, как мне кажется - глубже? - ладно, она иная, чем "подоплека языка - субъектно-предикатная структура". Что касается соотношения языка и реальности... Оно глубжее, но проявляется именно вот так: когда видишь, как люди думают.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]dennett@lj
2005-04-08 09:49 (ссылка)
Мне кажется все же, что уровень языка первичнее. Ведь в таблички нужно что-то заносить - нужно вычленить объекты, чтобы их потом схематизировать. Так вот, этап вычленения объекта, связанный с конецптуализацией, гораздо фунтаментальнее этапа схематизации. Схематизации - лишь вторичная формализация усмотрения. С чем иметь дело - с организмом или с болезнями? Частица или волна? А может быть поле? Индивидуум, род, вид, ген?Свойство, функция? Множество, число? Государство, власть и ее узлы, дисциплинарные практики, закон, добровольность, инстинкт, стимул, программа?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]readership@lj
2005-04-08 11:01 (ссылка)
Безусловно. Схема - один из способов представления знака. А сущность языка - в означении.

Говорят, сегодня ДР Гуссерля :)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-08 12:58 (ссылка)
Да, пожалуй. Там есть деталь - через схематизации вырабатывается язык... Плодятся требуемые понятия. Как я понял. часто было так, что схема требовала понятия, которого не было - и народ размышлял. пока не придумывал, чем заполнить пустую клеточку. Но это, конечно, не доказывает, что язык как таковой идет "после" схем.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]faceless_lady@lj
2005-04-08 12:10 (ссылка)
Мы втыкаемся в привычную вещь - Вы говорите о не очень мне внятных формализмах,

Ха...как раз тото редкий случай, когда dennetty удалось сказать внятно и о внятных вещах. (Сейчас на меня зацыкают, чувствую)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ivanov_petrov@lj
2005-04-08 13:39 (ссылка)
Нашел цитату. Щ.: "Сейчас я очень важную вещь буду говорить. Вот я делаю доклад. Рассказываю что-то такое - нарисовал схему. Вы эту схему воспринимаете следующим образом: это я что-то нарисовал на доске, и это к моему действию в отношении вас никакого отношения не имеет. Это изображение чего-то.
Организатор не может так работать. Он не осуществляет предметизации. Он берет эту схему, и это есть прямое орудие и средство его действия. Он должен эту схему "надеть" на присутствующих людей. Следовательно. он работает не с фигрками, которых он движет здесь на доске по законам логики. Он осуществляет реальное организационное действие, "беря" свою схему из доски и "надевая" ее на людей. Тогда оказывается, что его схема в контексте организационного действия есть не мыслительный акт, а деятельностный. Он ярмо надел. ... Он берет схему, проект, оргсхему и "надевает на людей."

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -