Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет kassian ([info]kassian)
@ 2013-03-02 23:16:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
У аляскинских индейцев танаина, обладающих довольно нестандартной по европейским меркам фонетикой, список домашних животных выглядит так (я исключил слово для «собаки»):

kuška ‘CAT’
kuluva ‘COW’
tilyonka ‘CALF’
pik ‘BULL’
paran ‘DOMESTIC SHEEP’
paraška ‘LAMB’
kuni ~ kuyni ‘HORSE’
ʦʰitinka ~ sitinka ‘PIG’

Вопрос: каково происхождение этих слов?

Еще одно домашнее животное:
lintiya ‘СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ’. Каково его происхождение?


(Добавить комментарий)


[info]4u6@lj
2013-03-02 16:33 (ссылка)
u на месте о-закрытого?)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kassian@lj
2013-03-02 16:35 (ссылка)
У них вообще нет /o/, кроме нескольких заимствований.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]4u6@lj
2013-03-02 16:37 (ссылка)
в телёнке-то есть!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kassian@lj
2013-03-02 16:42 (ссылка)
Видимо, более свежее заимствование или, скорее, более редкое слово (поэтому слабее адаптировано). В принципе для теленка есть альтернативное выражение "маленькая kuluva".

P.S. В качестве полноценной задачи этот список, конечно, не годится. Из-за спорадического наличия двух иноязычных фонем/звуков: [o] и [r].

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]4u6@lj
2013-03-02 16:47 (ссылка)
ну, теоретически могло бы быть, что о только после j, а r/l качеством гласных обусловлено
а /е/ тоже нет, наверное?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kassian@lj
2013-03-02 16:56 (ссылка)
Да, нету [e, o, r] и звонких взрывных.
Распределение, не думаю, что удастся найти, потому что заимствований там все-таки весьма мало. И, просматривая словарь, я натыкался на несколько случаев, когда в одном диалекте форма более адаптирована, а в другом -- менее (с сохранением иноязычных звуков). Думаю, тут дело просто в освоенности слова.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]4u6@lj
2013-03-02 17:05 (ссылка)
эх, жаль!)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]am_tiger_a@lj
2013-03-02 16:34 (ссылка)
Так это ж территория, где были русские поселения.
Разве с происхождением (кроме северного оленя) могут быть вопросы?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kassian@lj
2013-03-02 16:36 (ссылка)
Да, конечно. Но все-таки интересны слова citinka и lindiya.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]am_tiger_a@lj
2013-03-02 18:44 (ссылка)
Я даже приблизительно не знаком с особенностями фонетики этого языка, но, будучи знаком с разными камчадалами (коряками, ительменами) и зная как они иногда коверкают русские слова, я бы не удивился, что и эти из свинка и олень.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kassian@lj
2013-03-02 18:45 (ссылка)
Не, ЩЕТИНКА и REINDEER.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]am_tiger_a@lj
2013-03-02 18:49 (ссылка)
Ой, что-то я совсем не подумав написал - точно. И ведь буквально витало в воздухе.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kassian@lj
2013-03-02 18:54 (ссылка)
Но вообще ЩЕТИНКА -- достаточно удивительно с семантической точки зрения. Разве что у этого слова есть диалектное значение 'свинья' (но Даль не дает).

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]harllatham@lj
2013-03-02 20:46 (ссылка)
в поговорках и загадках встречается как римфа к "свинке", возможно, оттуда и пошло
"Была бы свинка, будет и щетинка"
"Была у свинки золотая щетинка, да в грязи завалялась, отняли"
"Бывает свинка золотая щетинка, да в сказках."
"Дрожит свинка, острая щетинка?"
"Свинка золотая щетинка, льняный хвост, по белу свету скачет, весь свет красит (иголка с ниткой)."
http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F/%D0%A1%D0%92%D0%98%D0%9D%D0%AC%D0%AF/

(Ответить) (Уровень выше)


[info]bljakhin_mukher@lj
2013-03-02 17:00 (ссылка)
citinka интересно, конечно, но понятно.
lindiya думаю к русскому языку отношения не имеет. Этого зверя им небось никто не завозил.
(Хотя и жаль отвергать версию, что это русско-английский [о]лень-deer)
Кстати, а как на этом языке собака?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]kassian@lj
2013-03-02 17:11 (ссылка)
lindiya < reindeer.

А 'собака' -- исконное слово ɬi-.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]bljakhin_mukher@lj
2013-03-03 02:38 (ссылка)
"Так вот ты какой, северный олень!"

Так что же это получается, северных оленей им тоже завезли?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lemon_sole@lj
2013-03-03 04:30 (ссылка)
...ну да - уже после перехода Аляски американцам (см. "Reindeer History in Alaska" на сайте тамошнего университета: "During the summer 1892, Captain Healy made five trips to Siberia and brought a total of 171 reindeer along with 5 Siberian herders, employed as herding instructors, to the Teller Reindeer Station established at Port Clarence").

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kassian@lj
2013-03-03 08:58 (ссылка)
Я не знал.
Интересно, а местные карибу что ли не приручались? Зачем надо было везти другой подвид из Сибири?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lemon_sole@lj
2013-03-03 11:16 (ссылка)
...сами по себе, вероятно, вполне приручаемы - и "метисы", и собственно R. tarandus granti; однако и на Аляске, и в Канаде местные подвиды exists primarily in the wild (см. ввв.env.gov.bc.ca/wld/frpa/iwms/documents/Mammals/m_caribou.pdf). В качестве ездовых животных они вроде бы эффективнее собак (жрут на тонно-километр явно меньше), ну и как источник пищи, пожалуй, получше; популяция, похоже, всегда была даже плотнее, чем в Сибири (хотя это надо у специалистов уточнять), так что проблем с подножным кормом в обозримом прошлом не было. Скорее всего, какие-то аутентичные (или хотя бы квазиаутентичнын) тексты, объясняющие отсутствие интереса к одомашниванию оленей почти по всему американскому "Крайнему Северу", должны быть; вообще, конечно, интересно узнать, насколько это диктовалось экономической целесоообразностью (в понимании тамошних аборигенов), а насколько соображениями "мировоззренческого" характера...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]am_tiger_a@lj
2013-03-03 14:21 (ссылка)
Таких оппозиций много.

Индийский слон - африканский слон (доказано, что доместицируются)

Лошади - зебры (доказано, что доместицируются)

И т.д., и т.п.

Ну, не перешли они к настоящему производящему хозяйству. По каким-то странным причинам не увидели в этом для себя выгоды.

Крайний пример, когда от производящего хозяйства почти в любом его проявлении отказались - австралийские аборигены. Мож они все просто против насилия над природой? :))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]clancy_hsimriks@lj
2013-03-05 08:54 (ссылка)
"Крайний пример, когда от производящего хозяйства почти в любом его проявлении отказались - австралийские аборигены."

Почти. Исключение - австралоязычная часть островитян Торресова пролива (впрочем они австралийцами-аборигенами и не являются), в википедии видел ещё, что пара племён в Виктории разводила местных угрей.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]blazzer@lj
2013-03-02 19:43 (ссылка)
reindeer прозрачно, а щетинка - это, конечно, круто.

(Ответить)

Главное, не рассказывайте Фоменко!
[info]livejournal@lj
2013-03-02 23:33 (ссылка)
Пользователь [info]bbb@lj сослался на вашу запись в записи «Главное, не рассказывайте Фоменко!» в контексте: [...] http://kassian.livejournal.com/293434.html [...]

(Ответить)


[info]kor_borri@lj
2013-03-03 02:45 (ссылка)
Ну очевидно же, что все языки пошли от русского, вы Задорнова послушайте)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]am_tiger_a@lj
2013-03-03 14:23 (ссылка)
Как в том анекдоте:

Первые - мы произошли от таких-то обезьян; вторые - а мы произошли от таких-то обезъян; третьи - в полном недоумении и унынии... первые двое их подбадривают - не огорчайтесь так, от вас все остальные обезьяны и произошли...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]0ll_is_matter@lj
2013-03-24 07:02 (ссылка)
А подскажете, как их убивать на месте со всеми их Ра-дугами и Ра-достями?
что это за РА - такое?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]pingvinello@lj
2013-03-03 06:53 (ссылка)
Задорнов бы быстро все по полкам разложил. Он знает толк в словоблудиив словообразовании

(Ответить)


[info]hasty2021@lj
2013-03-04 06:42 (ссылка)
Ну от русских поселенцев позаимствовали названия,вон у папуасов Новой Гвинеи в языках и то несколько заимствований из русского сохранилось,ещё со времён Миклухо-Маклая.

(Ответить)


(Анонимно)
2013-03-21 20:26 (ссылка)
Они там в конец охренели![url=http://smi2.ru/asyaporubova/c1519192/]http://smi2.ru/asyaporubova/c1519192/[/url] http://argumenti.ru/parthers/Aktualnost_besplatnyh_onlajn_dosok_objavlenij http://argumenti.ru/parthers/Remont_ipad_tehniki_Apple_s_garantiej_kachestva_bystro_i_nadezhno (http://argumenti.ru/parthers/Aktualnost_besplatnyh_onlajn_dosok_objavlenij)

(Ответить)