"воспитанная беспомощность в квадрате"
Отличная зоологическая параллель феномену, почему в России не работает гражданское общество
[...] Состояние первой собаки зоопсихологи назвали "воспитанная беспомощность". Собака поняла, что мир жесток, и ей его не изменить. Поэтому собака и не пыталась выпрыгнуть из клетки -- она знала, что это у неё не получится -- остановить жгущее электричество невозможно. [...]
Полностью текст: http://fritzmorgen.livejournal.com/38128.html (via
tor85@lj).
Но человек пошел дальше собаки. Он отказывается верить, что его соседа бьют током, -- психологический защитный механизм. Отличная иллюстрация как раз вчера всплыла в моей ленте.
ivanov_petrov@lj перепостил у себя известное сообщение о том как милиционеры били задержанного Конституцией со словами: «Хуле мне твоя Конституция, жопу ей подотри».
Пост
ivanov_petrov@lj'а, о котором речь: http://ivanov-petrov.livejournal.com/723788.html
Интересна реакция комментаторов (в основном из интеллектуальных или околоинтелектуальных кругов). Они НЕ ВЕРЯТ. Просто не верят. Не хотят верить в то, что у нас такая милиция и такое государство. Ладно не верят, но ведь многие не готовы даже допустить такую возможность.
Схожий логический механизм действовал (и действует) в истории со взрывами домов 7 лет назад. Тогда было не ясно, кто взорвал -- чеченцы или ФСБ. Строго говоря: 50 на 50 [теперь-то, особенно после взрыва поезда СПб-Мск, чаша весов в той истории склоняется на стороне ФСБ].
Так вот. Тогда многие люди из числа интеллигенции ОТКАЗЫВАЛИСЬ принимать версию о ФСБ. Ведь если даже всего лишь предположить, что наше правительство способно на такое, то что ж это? Надо или уезжать из такой страны или выходить на улицу. Уезжать не хочется, на улицу -- неохота или кишка тонка.
Воистину, когда среди интеллигенции встречается воспитанная беспомощность, то это воспитанная беспомощность в квадрате.
P.S. Каюсь, 7 лет назад и я тоже несколько дней ходил и ровно так рассуждал: это даже гипотетически не может быть ФСБ, потому что я не должен допускать такого предположения. Потом переборол себя.