Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Игорь Петров ([info]labas)
@ 2006-02-10 12:21:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
товарища Эренбурга упрощают


На самом деле, изображение Эренбурга немецкими средствами массовой информации (схематично: Третий Рейх, скандал начала 60-х по поводу немецкого издания "Люди.Годы.Жизнь", роль "Хранить вечно" Копелева и других мемуаров, нынешняя ситуация) заслуживает отдельного подробного исследования. Здесь ограничусь лишь выводом - сегодня в сознании начитанного немца Эренбург непосредственно ассоциируется с военными преступлениями, совершенными Советской Армией на территории Германии: мародерством, изнасилованиями, убийством гражданских лиц. Практически в каждой немецкой статье, рассказывающей о событиях конца 44- 45 годов, вы встретите фамилию Эренбурга в одном и том же контексте - как подстрекателя, разжигателя ненависти и (следовательно) соучастника.

Вот так, к примеру, начинается текст Дорис Нойяр с симптоматичным названием "Ненависть безродного. Патологическое отношение Ильи Эренбурга к Германии.":
"Ни одно другое русское имя - не считая Сталина - не пробуждает в немцах военного поколения того ужаса, который вызывает имя Ильи Эренбурга. Свидетели и историографы едины в том, что его листовки и статьи навроде "Убей! Немец - это не человек!", опубликованные в "Правде" и "Красной Звезде" подготовили почву и стали причиной неприглядных деяний Красной Армии в Восточной Германии. Бесчинства красноармейцев, пишет историк Альфред де Заяс, лишь частично явились проявлением мести за зверства эсэсовцев и айнзацкоманд на территории Советского Союза. Солдаты были натравлены Эренбургом и другими."
Де Заясу вторит Копелев: "Не мы ли их воспитали - политработники, журналисты, писатели - Эренбург, Симонов и сотни тысяч других..."

Роль статей Эренбурга в тогдашней политподготовке и поднятии боевого духа солдат, как это видно из фронтовых мемуаров, действительно была велика, выше, чем предствляется нам сегодня.
Тем не менее практически каждое цитирование Эренбурга в современных аналитических статьях отягощено произвольной комбинацией следующих четырех ошибок:

1. Датировка.
Неверно, цитируя знаменитую статью "Убей" не упоминать, что она была напечатана 24 июля 1942 года, в дни, когда Советская Армия находилась, пожалуй, в самом тяжелом положении за всю историю войны, всего лишь за четыре дня до публикации знаменитого приказа 227 "Ни шагу назад".
Сам Эренбург чуть позже рассказывал об одной берлинской газете, которая писала: "Поведение противника в бою не определяется никакими правилами. Советская система... создает красноармейца, который ожесточенно дерется даже в безвыходном положении" и сам отвечал:
"Каждый красноармеец знает, что война идет на земле, а не на бумаге. Война идет на нашей, русской, земле.Немцы дошли до Волги. Немцы хотят нас схватить за горло... Но для нас нет "безвыходного положения". У нас есть выход - один, но верный: перебить немцев. И мы их перебьем!".
Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что в тот момент речь шла не о конвенциях, благородстве и воинских традициях, а о серьезной, как никогда, угрозе поражения в войне, угрозе истребления, об этом самом "безвыходном положении". "Not kennt kein Gebot" ("Нужда не ведает заповедей"), как говорят сами немцы.

Вроде бы рассуждать о влиянии этой статьи на события в Восточной Пруссии, когда (через два с половиной года после ее публикации) у призыва "Убей немца" впервые появился второй смысл, отличающийся от "Убей вражеского солдата", странно уже само по себе, но с другой стороны, нельзя не упомянуть, что, к примеру, в мемуарах М.Ф. Манакина, относящихся как раз к концу 1944 года, встречается такой эпизод:
А на следующий день в полк пришли газеты, и внимание всех сразу же привлекла статья Ильи Эренбурга. По-моему, она называлась «Убей немца!». Газета ходила по рукам, ее читали в каждой роте. Гневная, страстная, берущая за сердце статья. Надо ли говорить, на какую благодатную почву упал страстный призыв публициста! Каждому из нас было за что рассчитаться с гитлеровцами. Сколько среди нас было таких, которые лишились и семьи, и родного крова?!
Возможно, статья перепечатывалась или использовалась в качестве листовки, возможно (за время войны Эренбург написал около полутора тысяч статей, для установления истины требуется перелопатить не одну газетную подшивку), фронтовик перепутал ее с какой-то другой статьей по-прежнему беспощадного и громогласного публициста.


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]labas@lj
2008-03-01 09:44 (ссылка)
Вообще говоря, и в 1944, и в 42, и в любом другом году слово "немец" означало любого человека немецкого этноса, включая соответствующих граждан СССР, а не непременно гражданина или солдата нацистской Германии. Любопытно было бы знать, как тов. Эренбург отнесся бы к статье с призывом "убей еврея"

Я думаю, что вы идиот. Спасибо за участие в обсуждении.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wiradhe@lj
2008-03-03 08:01 (ссылка)
Не за что. Вашу оценку моих умственных способностей я не разделю, но она и не имеет отношения к обсуждаемому предмету - и идиот может высказать мысль правильную, и мудрец может высказать мысль вздорную. Из содержательной части Вашего поста я могу извлечь только ту мысль, что с Вашей точки зрения слово "немцы" в 1942 году самоочевидным образом означало германцев - подданных нацистской Германии (в противном случае вообще неясно, с чем именно Вы несогласны) и только их. Тут Вы сильно ошибаетесь; сами советские немцы в 1980-х - 1990-х еще хорошо помнили, как именно на них отзывались и как именно ими читались в годы войны статьи товарища Эренбурга. Призыв "убей немца" действительно самоочевидным образом относился к "внешним" немцам - просто потому, что внутренние были советскими гражданами, охраняемыми законом. А вот рассуждение о том, что "немцы не люди" и относилось по прямому смыслу к этносу в целом, и читалось и воспринималось массами точно так - и много народу в стране ощутило это на своей шкуре.

Кстати, в 1944-1945 годах Советский Союз угнал в свои пределы на каторжные работы около ста тысяч гражданских немцев - граждан балканских стран, в том числе никогда с СССР не воевавших (Югославии и Болгарии), и на момент угона в любом случае уже союзных СССР (Румыния, Венгрия). Угоняли просто по этническому признаку, по системе - нас немцы из Германии обидели, мы этнических немцев из Балканских стран угоним в рабы. Выжило из этих угнанных не более половины. См., напр., публикацию советских документов на этот счет в: Конасов В. Б., Терещук А. В. «Будут немедленно преданы суду военного трибунала...» // Русское прошлое. 1994. 5. С. 318-337.
Так что подход, выраженный тов Эренбургом, действовал на практике - именно в том виде и смысле, какой я к этому подходу приписал.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]labas@lj
2008-03-03 08:44 (ссылка)
Тут Вы сильно ошибаетесь; сами советские немцы в 1980-х - 1990-х еще хорошо помнили, как именно на них отзывались и как именно ими читались в годы войны статьи товарища Эренбурга.

Можете указать конкретные источники? Заранее спасибо.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]labas@lj
2008-03-03 08:46 (ссылка)
Да, за "идиота" извините, погорячился.
Полемический ход с
Любопытно было бы знать, как тов. Эренбург отнесся бы к статье с призывом "убей еврея" и констатацией "евреи не люди", написанной каким-нибудь господином, побывавшим в одесской ЧК.
чести Вам не делает, тем не менее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]wiradhe@lj
2008-03-03 11:33 (ссылка)
Прошу простить, а чем именно он мне не делает чести? Вопрос ведь исходит из вполне реальных явлений. В 1919 году Эренбург даже специально в печати обеспокоенно-возмущенно писал, что кто-то, мол, готов предъявлять счет всему еврейскому народу (статья в "Киевской жизни" от 14/27 сентября 1919). Имелись в виду крайние правые. А Одесское ЧК - опять же, я не случайно назвал именно Одесское - руководилось именно евреями, и знакомство с означенными евреями производило ничуть не менее яркое впечатление, чем знакомство с нацистами. Так что если можно на основании второго знакомства рассудить, что немцы - не люди, то с тем же успехом можно рассудить на основании первого знакомства, что не люди - евреи; и оба эти рассуждения вполне паскудны, только Эренбург был устроен так хитро - или, вернее,так нехитро - что паскудство одного из этих рассуждений понимал и бичевал еще в 1919 году, а вот другое паскудное рассуждение - высказал в 42-м году сам. Что не делает чести ему, а отнюдь не мне. Мне не делало бы чести, если бы я считал допустимым хотя бы одно из этих рассуждений.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Allmend
[info]kamen_jahr@lj
2009-05-06 12:48 (ссылка)
Allmend мало германи ру, где тый с гройтунгом и ФЭДом подобную керню сеишь решил к лабас в гости пойти? Некарашо.

(Ответить) (Уровень выше)

foren.germany.ru
[info]kamen_jahr@lj
2009-05-06 12:46 (ссылка)
Судя по стилю, вас навещали завсегдатели из казахендойч с ДК форума на foren.germany.ru

(Ответить) (Уровень выше)

Полностью, Олменд, прочти, полностью
[info]kamen_jahr@lj
2009-05-06 12:52 (ссылка)
"А вот рассуждение о том, что "немцы не люди" и относилось по прямому смыслу к этносу в целом, и читалось и воспринималось массами точно так - и много народу в стране ощутило это на своей шкуре."
Полностью, Олменд, прочти, полностью - - затем распечатай на принтере, подчеркни те слова, где речь идет про окопы, мож тогда дойтет, Олменд, что речь у Эринбурга идет не про немцев как этноса а именно про немцев-в-военной-форме.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -