lqp - О некоторых кавзиюридических рассуждениях.
August 19th, 2012
05:44 am

[Link]

Previous Entry Add to Memories Tell A Friend Next Entry
О некоторых кавзиюридических рассуждениях.
В продолжение темы о PussyRiot. В этих наших интернетах получили хождение целый ряд "юридических" сочинений, "доказывающих" невиновность PussyRiot в нарушении 213УК на основании неких схоластических рассуждений о смысле выражений "грубое нарушение общественного порядка", "явное неуважение к обществу", "религиозная ненависть или вражда". Вот два примера. Я отношусь к такого рода сочинениям глубоко враждебно. Не потому что я желаю зла лично гражданкам из PussyRiot, а по причинам принципиальным, из коих выделю две.

*) Во-первых (что несколько менее важно) все это более или менее осознанное вранье. Упомянутые фразы имеют сугубо оценочный характер и интерпретация их отдана на более или менее свободное усмотрения судьи. Адвокат (или лицо исполняющее его роль перед публикой) может сочинить сам или надергать из правоведческих талмудов сколько угодно каких угодно определений - судью это ровным счетом ни к чем не обязывает. Единственное мнение по поводу интерпретации, которым связан судья - это мнение Верховного Суда. Но Верховный Суд никогда не давал тех детальных дефиниций, которыми орудуют наши "юристы". Комментарии Верховного Суда по поводу, скажем, того что следует считать "явным неуважением к обществу" весьма туманны и носят по большей части отрицательный характер. Так, например, мы знаем, что конфликт возникший из личных взаимоотношений, демонстрацией "явного неуважения к обществу" не считается (пока в него не вовлечены третьи лица). Негусто, прямо скажем.

*) Во вторых, такие рассуждения как правило (исключения гипотетически мыслимы, но мне неизвестны) как раз и являются попытками закрепить в праве те самые политические привилегии, о которых я писал в прошлой заметке. Ни-ни, речь вовсе не идет о том, чтобы требовать признания либеральной общественности геев и демократических журналистов высшей кастой. Мы-де всего лишь обьявляем а) взгляды, верования, привычки и эстетические вкусы одной социальной группы (примерно 2% населения) охраняемыми законами общественными нормами, а б) взгляды, верования, привычки и эстетические вкусы другой социальной группы (примерно 20% населения) - их личной персональной придурью, которую закон охранять не обязан. Если утверждения а) и б) разнесены во времени и пространстве, то каждое может показаться лишь чуточку неточным. Однако, когда они зафиксированы в судебной практике, то их последствия наступают одновременно.

Я, есличо, равно враждебно отношусь к обеим этим группам. Однако это такой трюк, который очень, очень подвержен обобщениям. Внезапным, произвольным и быть может даже против воли первоначального автора. Пример Восточной Европы, где марши эсэсовцев являются охраняемой законом нормой, а за красное знамя легко загреметь в тюрьму года этак на три, как то очень наводит на размышления. Нет уж, лучше мы как-нибудь потихоньку, полегоньку, с гарантированным Конституцией равноправием.

Я, есличо, вообще-то как раз против специальной охраны религиозных верований и эстетических вкусов. В том числе по той самой причине, что такую охрану нельзя предоставить равноправным образом, при любых усилиях соблюсти равенство здесь всегда будут привилегированные и ущемленные. Однако если вы говорите "никакие религиозные нормы не могут быть частью охраняемого общественного порядка" (взятое шарообразно и в вакууме оно даже прогрессивно) - примите, что касается это не только чужой религии. Я достаточно трезво оцениваю политический ландшафт и прекрасно понимаю, что ни один из "борцов с клерикализмом" такую постановку вопроса не примет. А поддерживать заведомое вранье - с какой, собственно, стати?

(8 comments | Leave a comment)

Comments
 
From:[info]tilimilitram.livejournal.com
Date:August 19th, 2012 - 08:02 am
(Link)
Кроме нечетких формулировок есть категорическое указание на мотив ненависти к группе. Т. е. доказать наличие ненависти у обвиняемого мало. Надо доказать ненависть к группе. Надо доказать, что именно она была мотивом, а не фоном инкриминируемого деяния. При одном и том же составе и умысле а) из религиозной ненависти -- уголовщина; б) из желания поскандалить, попасть в прессу, заработать, (миллион прочих мотивов) -- административка.

Уверенно доказать мотив может только признание самого обвиняемого или чтение в сердцах. Судья волен счесть доказательством психолингвистическую экспертизу, но эксперт не сердцевидец, он и сам может лишь догадки строить насчет действительного мотива.
From:[info]lqp
Date:August 19th, 2012 - 09:36 am
(Link)
Пфе! Это вообще очень смешной аргумент.

Любую содержательную политическую позицию нетрудно переформулировать как пропаганду ненависти к некоей группе людей.
From:[info]tilimilitram.livejournal.com
Date:August 19th, 2012 - 10:27 am
(Link)
А это очень смешная резиновость двеститринадцатой статьи. Можно было просто написать: досадившие властям и обществу наказываются на усмотрении судьи в пределах семи лет лишения свободы :) Все равно ведь тому приходится на свое усмотрение проводить границы намеренно нечетких формулировок и запрашивать экспертов, кои вольны писать свои толкования безо всяких ограничений.

Еще замечательно, что в прочих уголовных статьях мотив нехороший выступает как коэффициент при определении тяжести наказания или для квалификации деяния по другой, но тоже уголовной, статье. А тут при одном и том же составе и умысле можно назначить как уголовное, так и административное наказания.
From:[info]lqp
Date:August 19th, 2012 - 10:54 am
(Link)
Это Вы [info]wyradhe@lj начитались.
From:[info]tilimilitram.livejournal.com
Date:August 19th, 2012 - 10:59 am
(Link)
Да. Если можно, то хотелось бы ваш комментарий увидеть.
From:[info]lqp
Date:August 19th, 2012 - 01:05 pm
(Link)
Я полагаю, что в этом его сочинении есть немало верного, в том числе и такого верного, что для широких масс будет ново. Но он очень много распространяется о вещах совершенно неважных, при этом многие важные вещи у него сказаны такой невнятной скороговоркой, что совершенно проходят мимо внимания читателя. И местами привирает, да. Впрочем полагаю не умышленно, а просто потому что сам является специалистом скорее по англосаксонскому, чем по российскому праву.

Что касается мотива. Наличие определенного умысла, осознанного намерения, мотива - требуется составом большей части преступлений из УК.
Статья 24. Формы вины

1. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.
2. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

Статья 5 отдельно оговаривает что преступления без вины не бывает

Статья 5. Принцип вины

1. Лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина.
2. Объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

То есть - любое умышленное преступление (таких большинство) отличается от не-преступления наличием вины, умысла, преступного намерения. Так, мошенничество отличается от просто неосновательного обогащения (чисто гражданская вещь) только наличием вины, клевета отличается от ошибки наличием вины, скупка краденого отличается от простой торговли наличием вины.

И суды, соответственно, рутинно и систематически решают вопрос о наличии мотива в действиях обвиняемого.

А вот о том, о чем следовало сказать - что в современной редакции 213б имеет два взаимоисключающих мотива - [info]wyradhe@lj хоть и упомянул, но настолько невнятно, что никто практически из читателей этого не заметил.
From:[info]wyradhe.livejournal.com
Date:August 22nd, 2012 - 06:09 pm
(Link)
Уточню: 1) я не являюсь специалистом по англосакс. праву.

2) я нимало не отрицаю важнейшего значения умысла и его определения в суде, но умысел - не мотив.

3) я также не отрицаю того, что категория мотива может и должна применяться в юриспруденции, но это никак не обязывает меня примиряться ни введением возмутительно резиновых мотивов, ни с ролью, которую они получают, ни с кривоприменительной практикой принимать за доказательство мотивов то, что доказательством не является.

Совершенно верно, если закон не оговаривает четко каких=то вводимых им параметров, то судья формально волен трактовать их по своему вкусу. Он свободно оценивает, что есть тяжкое, а что есть нетяжкое, он свободно оценивает, что есть док-во, а что не есть док-во и насколько оно что доказывает - таковы его формальные полномочия. И согласно юридической форме, никто не может его поправить, кроме высших инстанций, - последней из которых является Верховный Суд.

И если райсудья пример как доказательство гадание на кофейной гуще или просто напишет в приговоре "ууу, ууу, Иванов, обвиненный в том, что он убил в Малаховке триста человек голыми руками, находясь все это время в камере Бутырки, в этом действительно виновен патаму шта!" - и все - - а Мосгорсуд и Верховный Суд не найдут в этом ничего такого (и Конст суд - тоже, если он вообще тут причем - не знаю) - то на этом формальные возможности юридически квалифицировать этот приговор как неправосудный, наск. я понимаю, исчерпаны. Но что отсюда следует?
From:[info]lqp
Date:August 23rd, 2012 - 07:56 pm
(Link)
1) Я не возьмусь судить о степени Вашей квалификации в англосаксонском праве. Смутно припоминаю, впрочем, что что-то и по этой части мне в Ваших сочинениях не понравилось. Но конструкция вида "the law is too vague to be constitutional" - она совершенно определенно принадлежит англосаксонскому праву. В российском правоведении так рассуждать не принято. И неспроста. Потому что во первых такой аргумент не работает, а во вторых тут есть более эффективные средства.

2)Различие мотива и умысла, на котором Вы так настаиваете,настолько тонкое, что оажно незаметное. Я как-то не припоминаю ни одного правоведа, который бы его систематически проводил.

Powered by LJ.Rossia.org