Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mbla ([info]mbla)
@ 2007-02-27 23:27:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Перебираю куски памяти.

Мне они твёрдыми кажутся – такими, что можно взвесить, из руки в руку перекинуть.

Собственное и услышанное.

Говорят, что когда мне было два года, и мы жили на даче в Пушкине, я отнимала велосипед у старшего меня на год троюродного брата Мишки – отца [info]the_bliu_rabbit@lj.

В результате, папе пришлось потратить стипендию на покупку мне личного транспорта – я даже помню что-то такое красное, трёхколёсное, неуклюжее.

Через год, в Пицунде, я с неменьшим рвением отнимала у Мишки рыжий надувной круг.

И сейчас, глядя на Мишку, вполне можно себе представить, что он не защищал имущества.

Папа поздно закончил институт из-за войны.

В 44-ом из школы попал на фронт военным переводчиком. Поколение, которому повезло – многие выжили.

А немецкий он выучил из упрямства – где-то прочёл, что Гейне – великий поэт, открыл переводы – ужасно. Решил узнать, как это по-настоящему.

В 45-ом был Берлин, – совсем мальчишка, кончилась война, вольная жизнь – без семьи, без особых обязательств, с деньгами. Переводчик при штабе.



Роман с немкой. Познакомились на танцах – сначала дикое возмущение – «я с оккупантами не танцую».

Снимал квартиру у владельца маленькой типографии – кажется, с одним наёмным рабочим.

Однажды квартирохозяин собрался в театр, но у него шляпы не было. «Не могу же я идти в кепке, как какой-нибудь пролетарий!» - одолжил шляпу у папы.





Общался с Васькой Сталиным, как и прочие молодые офицеры в Берлине, – один раз папе досталось вино из сталинских подвалов. Утверждал, что, выпив его, они с приятелем полетели. У них была увольнительная, но в казарму вечером полезли через забор – после этого вина нельзя было – просто в ворота.

Дружил с Виктором Некрасовым, вместе пропивали премию за «окопы Сталинграда».

Благодаря войне, избежал судьбы советского историка, - всё детство ходил в кружок юных историков, а в войну повзрослел – понял, что этого – нельзя.

Избежал военного училища по разнарядке – сумел завалить экзамен по литературе – «Татьяна, русская душою» – это потому, что покорная – «но я другому отдана, я буду век ему верна».


Не знаю, в каком году папа вернулся в Ленинград... Между концом войны и моим рождением девять лет, а папа закончил институт уже при мне, значит, в Берлине был довольно долго.





...............

И ещё из рассказов – в Сестрорецке на пляже разные бабушки и тётеньки орали, что он уморит ребёнка – купал меня с младенчества в очень холодной воде.

Мы ходили в походы – расставляли пахучую брезентовую палатку, вечером в Комарово отчаянно орали лягушки, потом я услышала это исступлённое лягушье пение в Фонтенбло несколько лет назад, сразу вспомнила.

Ездили автостопом по Эстонии. С двумя огромными зелёными кузнечиками в спичечном коробке. Когда мы вернулись на дачу, я выпустила кузнечиков в сад, и они вместе с многочисленными своими детьми и внуками съели всю хозяйскую смородину, так что, небось, и не кузнечики, а саранча.

В Эрмитаже мне больше всех нравился Зевс – такой огромный, внушительный. Мы часто к нему ходили. И папа пересказывал мифы.

И ещё помню, как он таскал меня к итальянской картине (не помню только, чьей), там где арка, и взволнованный молодой человек, разгорячённый, в берете, прислонился к колонне. Папа говорил – «смотри, это, может быть, Меркуцио».

По вечерам читали обязательно читали вслух – то папа, то мама – по очереди, были книги папины, мамины и общие. Мама любила читать весёлое – Джерома, Марка Твена. Папа – серьёзное. И оба – Швейка.

В папином исполнении я впервые услышала Мопассана.

Как-то раз он прочёл мне два наугад выбранных отрывка – из Дэвида Копперфилда и из Больших надежд. Чтоб я выбрала, с какой книги я хочу начать читать Диккенса. Меня заинтриговала кладбищенская сцена из «Больших надеждах».

А ещё велосипед, запах горячей хвои и бетонки, на этот раз жуки в спичечном коробке – какое озеро мы ездили искать неподалёку от Сестрорецка? Не представляю.

Первые стихи – тоже папа – любимейший «Воздушный корабль» – «не слышно на нём капитана, не видно матросов на нём...»


Лет в четырнадцать – Цветаева в перепечатках.

Учили английский по книжке « Jimmy the carrot ».

Когда в пятом классе я пошла во французскую школу, сдуру перестали.

Играли в героев. Загадывается литературный герой, отгадчик задаёт вопросы, на которые загадавший может отвечать только «да, нет, неизвестно».

В этой игре довольно быстро удаётся достичь совершенства – стол из «спрошу я стол, спрошу кровать» отгадывался за несколько минут.

Гуляли по городу, играли в узнавание памятников со спины. Разночинцы особенно хорошо узнаются.

В 9-ом классе вслух читали Солженицына – «Круг». Приходила слушать ещё и моя подруга Оля со своим папой.

После 8-го класса байдарка втроём – с папой и папиным ближайшим другом, я видела его в этот свой приезд, и он тоже вспомнил о том лете...

По речке Уще – узенькой, небыстрой, удавалось, не вылезая, дотягиваться до малины на берегу.

Дрисское озеро, я поплыла зачем-то одна на другой берег, стемнело, волны поднялись, папа встал у воды с фонариком, и я на этот фонарик правила.

А когда всё кончилось, нас в кузове разболтанной пыльной машины подвозили на деревенскую станцию, и впереди бежал аист.

В четырнадцать лет папа начал поить меня коньяком, приговаривая – «водки пить не будет». И вправду не пила – лет до девятнадцати.

А ещё мама с папой отлично пели дуэтом.

Вообще в детстве из самого радостного – мама у рояля. Окуджаву, Галича я впервые услышала у неё.

А дуэтом с папой чаще всего без рояля. Репертуар был у них разнообразный – хоть про раввина и дочку Енту, хоть про валенки, которые неподшиты, стареньки, хоть просто частушки.

............................................................

Когда я читала любимую Бруштейн, мне казалось, что наш папа похож на её папу.


Девочке Саше было обидно, что её папа не революционер, а мне – что наш не диссидент.

..............

Я не живу с родителями с девятнадцати лет. Я уехала в 25, а с ними осталась Машка.

Машке доставалось тяжёлое – болезни, и не только родительские, но и тёток, смерти...

А мне – каникулы.

И иногда в голову мне лезет миллеровская пьеса «Цена»...

.................

Родители приезжали ко мне во Францию каждое лето. Маму я пыталась заполучить на три разрешённых туристской визой месяца, но она соглашалась оставить папу и Машку только на два. Папа приезжал на месяц – законный месяц отпуска.

Мы загодя договаривались, куда поедем.

Потом мамы не стало.

Мы купили для неё огромную палатку, в которую можно было заходить, не наклоняясь, но она не успела ею воспользоваться.

........

В предпоследний мамин приезд я свозила их обоих в Италию. Папа влюбился в Венецию, говорил, что хотел бы там родиться.

Оба они любили Францию. И Париж.

В 70 лет папа выучил французский, потому что очень ему было неприятно приезжать каждый год в страну и ничего не понимать. Оказалось, что всякое дело вознаграждается, целый год он зарабытывал именно французским – переводил документацию какого-то сахарного завода.

Мы ездили в Ланды, в Пиренеи, в Альпы, в Центральный массив, в Нормандию, в Прованс, в Вогезы, в Дордонь, несколько раз в Бретань...
......

В Шартре под Рождество в 89-ом, когда папу впервые пустили, у него секретность была со времён до моего отъезда, когда он работал инженером на Электросиле.



А это в 91-ом весной с Нюшенькой-младенцем, недалеко от нас, около замка Дампьер



Тогда же в Нормандии, в Онфлёре



Около солёного озерца в Ландах







В сентябре 92-го в Анси, в Альпах





Около Pont du Gard, уже без мамы



И два с половиной года назад в Дордони...



Гусёнку этому два дня. Он ушёл от мамы, пересёк большой страшный двор, где гуляют куры с петухом, вышел на улицу, прошёл неколько метров и подлез под калитку к нам. Нашла его Катя, мы завтракали, и я увидела, что нос под столом как-то трепыхается. Наклонилась и достала гусёнка. Отдала его папе и пошла звонить Анри, чтоб забрал.

Этим летом папа проходил с нами 15-20 километров за прогулку, плавал...



............

Он работал до самого почти конца. Когда я приехала, три недели назад, заканчивал перевод. Торопился.

Мы с Машкой ездили за зарплатой – он сказал – «последняя, наверно, зарплата...»

Пока ещё мелькала какая-то призрачная надежда, говорил, что если вдруг ему станет лучше, и он чудом сможет ещё раз приехать во Францию, ему будет трудно поехать далеко. Я сказала, что можно и близко. «Да» – сказал он – «в Бургундию, например.»

Родители никогда не были стариками, невозможное для них слово...
Я черпаю в этом какое-то странное утешение...

Папа в 81 год ушёл молодым...

Я успела сказать ему, как я ему благодарна...

И уехала.

И опять Машке досталось самое трудное...



1-я страница из 3
<<[1] [2] [3] >>

(Добавить комментарий)


[info]alta_voce@lj
2007-02-27 19:43 (ссылка)
Спасибо, Леночка, мамина дочка с папиными глазами.
Светлая память родителям.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 07:56 (ссылка)
Спасиб, Эль!

А знаешь, в детстве я считалась папиной дочкой, а Машка маминой, потом вроде бы я стала похожа на маму, психологически определённо ближе к маме, а теперь мы с Машкой стали так похожи, что нас ухитряются путать, ещё и по голосам

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ferkabaire@lj
2007-02-27 19:44 (ссылка)
долгой памяти.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 07:56 (ссылка)
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ne_nastye@lj
2007-02-27 19:44 (ссылка)
ты очень красивая. как твои родители.
спасибо тебе, что написала.

очень не хочется писать банальное "держись", но что тут еще скажешь

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 07:58 (ссылка)
Спасибо тебе. Ну что ж тут скажешь? Я держусь, конечно.

Я знаю людей, которым пришлось гораздо тяжелей...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]farraige@lj
2007-02-27 19:47 (ссылка)
господи, как грустно, как грустно. держитесь.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]farraige@lj
2007-02-27 19:48 (ссылка)
и mrke от меня передайте -- она не пишет, я понимаю. мне невероятно жаль.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 07:59 (ссылка)
Передам. Я уверена, что она тоже напишет, поместит фотографии...
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]cema@lj
2007-02-27 19:47 (ссылка)
Светлая память.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 07:59 (ссылка)
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]gollitely@lj
2007-02-27 19:55 (ссылка)
светлая память

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 07:59 (ссылка)
Спасибо, Лена...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]brmr@lj
2007-02-27 19:56 (ссылка)
до слез
держитесь

ваша любовь всегда будет с вами

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:00 (ссылка)
Спасибо, Вам

(Ответить) (Уровень выше)


[info]yucca@lj
2007-02-27 20:03 (ссылка)
Обаятельный какой.
Светлая память.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:00 (ссылка)
Да, очень даже был обаятельный. :-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]norvicus@lj
2007-02-27 20:05 (ссылка)
Наверно, это ужасно звучит, но как я Вам завидую!
У Вас был настоящий папа.
А я сегодня звонила своему в Москву.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:01 (ссылка)
Да, нет, вовсе не ужасно. Понимаю. Нам, правда, почезло с родителями.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lena_shagina@lj
2007-02-27 20:06 (ссылка)
Земля пухом...

Родители никогда не были стариками...

Боже мой, Лена...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:01 (ссылка)
Ох, Лен, он страшно боялся старости - ну, что не сможет работать, что потеряет интерес к жизни...

И для меня - из самого страшного.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lena_shagina@lj
2007-02-28 16:11 (ссылка)
У меня вчера на этой фразе случилась такая ниагара обиженных детских слез -- я уже и не думала, что на это способна -- которую я могу объяснить только непристойной завистью к человеку, который может написать такую фразу как бы и не замечая ее буквального значения.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 19:56 (ссылка)
Ох, Лен.

Прости, пожалуйста. Так вот, не подумав.

Только вот мама, умнейшая, мудрая, весёлая, совершенно очаровательная наша мама, умерла в 71 - после нескольких лет то ли Альцхаймера, то ли склероза мозговых сосудов - кто разберёт. И это так страшно...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lena_shagina@lj
2007-03-01 04:16 (ссылка)
Да нет, что ты, какое там прости. Не за что.

И Альцхаймер страшнее.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-01 08:21 (ссылка)
Мне кажется, ничего нет страшней... Это смерть до смерти. Оболочка...

(Ответить) (Уровень выше)


[info]santagloria@lj
2007-02-27 20:08 (ссылка)
какая ты счастливая, как хорошо что он у тебя был.
и что ты была у него.

спасибо что написала.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:02 (ссылка)
Спасибо! Да, я всегда была счастлива, что у нас замечательные родители. И гордилась.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]r_l@lj
2007-02-27 20:13 (ссылка)
Понимаю и соболезную.
Держитесь!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:02 (ссылка)
Спасибо, Роман

(Ответить) (Уровень выше)


[info]poruchik_sr@lj
2007-02-27 20:21 (ссылка)
Земля пухом

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:02 (ссылка)
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kdv2005@lj
2007-02-27 20:28 (ссылка)
Хорошее лицо. И улыбка у Вас похожая.
Спасибо, что рассказали.
Светлая память.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:04 (ссылка)
Спасибо. Я когда-то считалась. что на него похожа, а сестра на маму, а потом как-то мы сблизились и нас сейчас иногда путают, и по голосам. А психологически я больше на маму похожа. :-))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ljubush@lj
2007-02-27 20:45 (ссылка)
Молодец, что написала...:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:04 (ссылка)
Помогает

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ljubush@lj
2007-02-28 08:09 (ссылка)
Я это знаю: очень помогает. Во время написания мы многое осмысливаем по-новому...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:38 (ссылка)
и пришпиливаем, и успокаиваемся, что не забудем

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ljubush@lj
2007-02-28 08:47 (ссылка)
Моего папы нет со мной уже 11 лет, но он - во мне, каждый день, каждый сон. Он ушел внезапно, за 2 секунды (инфаркт), и это - самое страшное событие в моей жизни.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:58 (ссылка)
Я знаю женщину, которая, потеряв вот так мужа, за две минуты от инсульта, говорила подруге, у которой примерно тогда муж умер от рака, что она ей завидует - у неё было время попрощаться.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ljubush@lj
2007-02-28 09:13 (ссылка)
Я не пережила второй вариант, поэтому - не знаю, но мысли такие у меня были. У меня тогда треть волос, наверное, поседела, за один день... С тех пор крашусь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 10:14 (ссылка)
Та, у которой муж умер от рака (Марья Синявская) согласилась. Сказала, что да, успела попрощаться. И что человек должен болеть, а не вот так вот...

А сколько папе было?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ljubush@lj
2007-02-28 10:48 (ссылка)
Папа не дожил до своего 65-летия, он был энергичным и влюбленным в одну славную женщину. Но согласись, что рассуждать, как Синявская, эгоистично: себе-то мы все хотим быстрой и легкой смерти.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 11:00 (ссылка)
Совершенно согласна. Но понимаешь, сказки не врут - жили долго и умерли в один день.

Я знаю нескольких человек, потерявших очень родных мужей (одна мамина подруга говорила, что бывают мужья родные и неродные). Марьи отчасти нету.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ljubush@lj
2007-02-28 11:54 (ссылка)
Даже представить такое страшное. Но она, все-таки, - молодцом, слишком много в ней самой бьет жизненной энергии, так мне кажется, я ведь не знаю ее так близко, как ты.:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 12:15 (ссылка)
Ох, это энергия после жизни в некотором смысле.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]elena_n@lj
2007-02-27 20:49 (ссылка)
Светлая память...
Хорошая, полная, насыщенная жизнь. И две прекрасные дочери, ее продолжающие.
Держитесь...

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:04 (ссылка)
Спасибо!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]kucha_mala@lj
2007-02-27 20:54 (ссылка)
Спасибо, что поделились. Очень приятно. И тёплая светлая память.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:04 (ссылка)
Спасибо! Очень хотелось рассказать

(Ответить) (Уровень выше)


[info]marimarina@lj
2007-02-27 20:58 (ссылка)
потрясающие куски памяти!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:04 (ссылка)
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]orang_m@lj
2007-02-27 21:04 (ссылка)
какая прекрасная семья у вас!
очень хорошо,что написали.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:05 (ссылка)
Да, я всегда радовалась, что у нас чудесные родители
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]enfante@lj
2007-02-27 21:21 (ссылка)
молодец что написала
какие замечательные улыбчивые лица!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:05 (ссылка)
:-))) А как не написать? И не улыбаться на каникулах?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]ex_dinrid@lj
2007-02-27 21:46 (ссылка)
Извините, а чем занимался конкретно ваш отец?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:10 (ссылка)
Закончил ЛИИЖТ, инженер+электрик. Работал чуть-чуть в метрополитене, потом очень долго в институте электрических машин при Электросиле. Преподавал в техникуме по вечерам. Проектировал электрооборудование для атомных станций. Говорил, что на работе прежде всего решает дифуры.
Когда я эмигрировала, уволился, несколько лет работал наладчиком на ткацкой фабрике. И начал активно заниматься переводами.

Последние лет 12 очень востребуемый технический переводчик - с английского, немецкого и французского. И на немецкий тоже случалось.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]krysochka@lj
2007-02-27 22:27 (ссылка)
У Вашего отца была замечательная, интересная, полная всего-всего жизнь. Ему только позавидовать можно. И, судя по фотографиям, он действительно никогда не был стариком, как мой свекр, который died 92 years young.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:14 (ссылка)
Хорошая была жизнь, да.

Я знаю одну женщину, даже писала про неё, которой 93, и она не старуха.
http://mbla.livejournal.com/59098.html#cutid1

(Ответить) (Уровень выше)


[info]moonshee@lj
2007-02-28 00:04 (ссылка)
У Ваших родителей очень светлые лица.
Долгая память.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:14 (ссылка)
Спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]levchin@lj
2007-02-28 00:17 (ссылка)
Светлая память. Спасибо.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:14 (ссылка)
спасибо

(Ответить) (Уровень выше)


[info]permosalim@lj
2007-02-28 00:22 (ссылка)
Какое прекрасное еврейское лицо у вашего папы!
Как до слёз узнаются черты родственников...
Пишите про него ещё, пожалуйста, и дай вам бог и вашей сестре СИЛ.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-02-28 08:15 (ссылка)
Спасибо!

А знаете, на папу в юности в Грузии обижались - что он притворяется, что не знает грузинского, не верили, что не грузин. У него усы по рассказам тогда были. Я его с усами не видела и фоток нет.

А маму уже при мне в Армении за свою принимали.

(Ответить) (Уровень выше)



1-я страница из 3
<<[1] [2] [3] >>