Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет mbla ([info]mbla)
@ 2007-03-30 12:48:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Обрывки родословной
В проект Комова

Я определённо не могу рассказать то, что я знаю, последовательно – набором фактов, –скучно писать – скучно читать.

Именно поэтому я так плохо знаю историю – только отдельными высвеченными кусками, только когда она превратилась в обрывки разговоров и воспоминаний, в литературу и болтовню, – я могу о ней читать, слушать, а значит, и рассказывать.

Вот тут про деда.

Вот тут про папу.

И ещё немножко клочков.

Бабушка-папина мама – из Витебска, а мамина – из-под Витебска, из местечка Колышки.



Классе в восьмом я с трепетом листала впервые попавший мне в руки альбом Шагала. Я показала его бабушкам – маленькую книжечку с плохими репродукциями – и они хором воскликнули – это же у нас на стене дома в Витебске долго висело – «Шаг». Двадцатые годы. Радостный человек почти на шпагате.

Брат папиной мамы – бабы Розы – в незапамятные времена учился у Шагала живописи.

А баба Роза в детстве училась балету. Отец держал в Витебске лавку, дочка занималась балетом. Потом уехала в Ленинград – в университет – когда-то она мне сказала, что всё началось с того, что Витебск посетила женщина-адвокат и прочитала лекцию, – в результате для них с подругой, двух самонадеянных, стремящихся к свободе и эмансипации девчонок, всё стало ясно – только на юридический.

Папа родился в двадцать шестом году. Баба Роза очень недолго прожила с его отцом, моим дедом. Говорила, что замуж согласилась за деда выйти в припадке помешательства – дескать, какая-то бабка сказала ей, увидев огромное пузо, что ребёночек может родиться хроменьким, или ещё каким, ежели не замужем. Я не могу себе представить, чтоб в любом безумии баба Роза могла поверить во что-нибудь мистическое, я думаю, что ей просто хотелось отметить своё всегдашнее превосходство над дедом, а никакая разумная история, почему же она всё-таки замуж за него вышла, не придумалась.

Так или иначе, пару лет баба Роза и дед Исаак прожили вместе, да ещё и с родителями (а может быть, только с мамой) Исаака. Эта мама, страстная строительница советской власти, очень ругала бабу Розу за то, что та иногда ходила на рынок – «покупать надо только у большевиков». И ещё ругала её за грязь в доме – «Роза, пиль» – «не пиль, а пыль» – «какая разница, ты же видишь, что гразно».

Так что рассказы о прабабушке связались у меня с пародией на Иосифа Уткина: «Мотеле живёт в Гранд Отеле с окнами на закат, и если чему не хватает Мотеле, так это русскому языка».

После развода дед Исаак перебрался в Москву. Работал редактором в Детгизе.
Когда к Детгизу вплотную приблизились аресты, он ночью сел на поезд и уехал, не знаю, куда. За ним пришли, но не найдя, искать не стали. В конце концов, одним больше, одним меньше, – если какая-нибудь селёдка ускользнёт из сетей в дырку, у ловца будет всего лишь селёдкой меньше.

Довольно скоро дед вернулся в Москву и в Детгиз.

Последние годы жизни, после смерти жены, он провёл в роскошном доме для престарелых старых большевиков под Москвой. В этом знаменитом доме встречались бывшие советские начальники и недобитые троцкисты, рассказывают, что почти до драк костылями доходило. А уж политические споры!

Баба Роза, кажется, сразу после того, как разошлась с дедом, вышла замуж. Папа рос с отчимом, я его, к сожалению, уже не застала. По рассказам папин отчим в ранней юности съездил в Америку, но сразу после революции вернулся. Человек был весёлый, остроумный, очень способный. От него осталось много уютного тёплого трёпа: «Курицу надо есть вдвоём, я и курица».

Когда бабушкину сестру посадили, а её мужа расстреляли, бабушка с отчимом забрали мальчишек-племянников, старшему было 15, младшему 5, папе 11.

Муж ещё одной сестры был из тех партийных начальников, которые возникли после 37-го года, пришли на место расстелянных. Человек он, видимо, был недалёкий и, надо полагать, в качестве первого секретаря обкома города Пензы, совершил немало преступлений, однако во время войны взял к себе свалившуюся на него бабу Розу с ребятами, не побоявшись того, что двое мальчишек – дети врагов народа.

В моём детстве и юности баба Роза была властной, решительной, красивой, крайне молодо выглядела, курила сигарету от сигареты, работала до самой смерти, в 73 года умерла на больничном, это при том, что за несколько лет до того у неё был рак лёгких, операция.

Помню её друга-любовника – тихого, лысого, элегантного, приходил довольно часто, шоколадки нам дарил. Множество было подруг, – две в Москве, вечно письма на столике валялись.

При мне работала баба Роза юрисконсультом в управлении торговли, и мы могли наблюдать, как советская экономика постепенно приходила в упадок, по содержанию праздничных пакетов – в моём раннем детстве в них была икра и крабы, в среднем – сайра и шпроты, а классу к десятому – селёдка иваси, майонез и солёные огурцы.

..................................

Мамина мама, любимая наша бабушка Бабаня – мягкая, покладистая, мы каждое лето жили с ней на даче и с удобством рассаживались у неё на голове.
Когда деда посадили, Бабаню с мамой взяла бабушкина сестра Галя, а тётку, мамину старшую сестру, которую революционный дед назвал Жорессой (она, кстати, потом вышла замуж за Маркса к большому удовольствию тётеньки в загсе) отдали сестре деда.

У Гали был до революции любовник, как в детстве я считала, швед, потом выяснилось, что шведом он назывался в доме только потому, что уехал в Швецию, Галю тоже звал, но она была занята строительством светлого будущего. А от шведа остались удивительные вещи – благородный рояль, бокалы, которые в доме называли царскими – старинные, тяжёлые, с золотым ободком, поющая раковина – приложишь к уху, и море слышно.

Жили Бабаня с Галей и с мамой в комнате в квартире на Херсонской, тоже оставшейся от «шведа».

Галя работала инженером на макаронной фабрике, пережила блокаду, пережила короткую послевоенную посадку.

Ещё одна сестра, Хася, старшая, вместе с кузинами в начале века уехала в Америку, единственная из всей компании вернулась – а как же, социалистка. Я помню её сердитой старухой, по сути же ничего про неё не знаю, даже не знаю, говорила ли она по-английски. Только помню, что двоюродные сёстры – в прошлом белошвейки, а тогда пенсионерки, собрались в шестидесятые навестить родственников в Ленинграде, и бурно обсуждался вопрос о том, как же их привести в гости – ведь все в коммуналках, а они, небось, такого и не видели.

Отрывочное, пунктирное, врезалось...

Бабаня с мамой в эвакуации на Урале. Дикая красная смородина на берегу Камы. Когда только приехали, Бабаня пошла к хозяевам спрашивать, нет ли какой еды, и ей в ответ: «а как же, только что дочку зарезали». Мрачно, страшно, дикий лес, острый нож. Дочка – это, оказывается, на Урале поросёнок.

Бабанин брат во время войны служил конюхом. Где, как? Знаю только, что лошадь не понимала без мата, а дядя Нёма совершенно не мог произносить плохих слов – он подходил вплотную к лошадке и шептал ей нежно, на ушко: «ёб твою мать» – лошадь понуро шла, куда надо.

.........

Когда родители поженились, Сталин ещё был жив, дед сидел, – штампа в паспорт родители не поставили, но всё равно были уверены, что распределения в Ленинград папе не видать – вряд ли то, что мамин отец сидит, удалось бы скрыть.

Но Сталин помер, деда выпустили, а папу после института распределили в ленинградский метрополитен...
........

Про маму – в другой раз...

...............
Примечание: а [info]mrka@lj скажет, что всё я вру, мы, как в фильме «Расёмон», помним – часто разное...


(Добавить комментарий)


[info]ksl_aka_serg@lj
2007-03-30 08:01 (ссылка)
Хорошо. Надо бы и мне как-нибудь что-то подобное написать.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-30 08:53 (ссылка)
Ой, я оказывается, копируя из ворда, целый хвост утеряла

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]ksl_aka_serg@lj
2007-03-30 09:23 (ссылка)
Дочитал.

> шептал ей нежно, на ушко: «ёб твою мать» – лошадь понуро шла, куда надо.

Вот это просто пять баллов!!! :-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-30 11:32 (ссылка)
Я тоже очень это люблю

(Ответить) (Уровень выше)


[info]enfante@lj
2007-03-30 08:39 (ссылка)
и почему ви это так долго скrивали от нас?

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-30 08:54 (ссылка)
И в самом деле?

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2007-03-30 09:04 (ссылка)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]orang_m@lj
2007-03-30 08:58 (ссылка)
как замечательно!

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-30 09:04 (ссылка)
Спасиб :-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]go_away_bird@lj
2007-03-30 09:09 (ссылка)
вся история - на примере одной семьи

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]ksl_aka_serg@lj
2007-03-30 09:25 (ссылка)
Так это у многих так. Времена такие были - лихие.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2007-03-30 11:33 (ссылка)
Дык идея у Комова, что ежели всех собрать, так и выйдет истоия

(Ответить) (Уровень выше)


[info]oldin@lj
2007-03-30 09:35 (ссылка)
Молодец.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-30 11:32 (ссылка)
:-)))

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crivelli@lj
2007-03-30 12:24 (ссылка)
Как все несчастные и несчастливые семьи и похожи, и непохожи:-)
А я что-то не могу о своих писать. Только если вдруг, в стихах.
У singolare-то много страшно интересного в книжке. Может, уговорю его фрагменты вывешивать, книга-то мало у кого есть.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-30 19:22 (ссылка)
Ну, так, конечно, у тебя может быть только в стихах, это понятно.

У меня же нет другого способа...

Чёрт его знает, я даже не могу употребить слово несчастливые и тем более несчастные - тут другие категории какие-то - типа - время-место.
И ведь ты знаешь, радостные были люди.

А singolare уговори обязательно, только в жж, или по крайней мере со ссылкой в жж, - там всё-таки почти никто не прчтёт.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2007-03-30 19:48 (ссылка)
Господи, я даже испугалась своей фрейдистской опечатки: хотела ведбь написать "несчастные и счастливые"!
singolare тоже вернётся, как только его отпишут, что-то у него это подзатянулось.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-30 20:02 (ссылка)
Ой! Всё понятно :-))) Слушай мы на свадьбе наших друзей сто лет назад громким немузыкальным хором человек из десяти исполняли произведение коллективного сочинения, и пропели мы прожить без счастья, чего-там и печали. На весь ресторан. Небось, всё из-за моего крайне нприязненного отношения к свадьбам.

Как здорово, что вы вернулись. :-)))

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2007-03-30 20:07 (ссылка)
Ничего себе! И как же они после этого жили?:-)

Спасибо:-)
Мне немножко жаль тамошней тишины:-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-30 20:12 (ссылка)
Ничего, до сих пор живут, теперь в штате Индиана. Вполне успешно живут.

Ну, ты ж можешь при желании там копировать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2007-03-31 06:33 (ссылка)
Хорошо. У них там всегда должно быть Indian summer.
Получилось, что вы им "горько!" пропели:-)

Есле Шостка Клепка там ещё останется, так можно и копировать. Я вот буду Фелисидад там время от времени обновлять для повышения тонуса:-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-31 09:03 (ссылка)
Точно! Но хотелось нам провалиться под стол. Особенно учитывая довольно-таки помпезного папу, который ухитрился сообщить обществу, что сын его был лучшим в школе, лучшим в институте и лучшим на работе. А жена младшего брата фыркала и говорила, что если б он про её мужа такое сообщил, так мало бы не было ему, да, просто фиг бы она замуж вышла. Но там старший сын - главный сын.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2007-03-31 09:17 (ссылка)
Тяжело:-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-31 12:35 (ссылка)
Там такой дивный характер у девочки, котоая за героя замуж вышла, что даже и тяжёло не было. Она очень удачно не обращала внимания и не обижалась, а смеялась

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2007-03-31 15:15 (ссылка)
Это редкий дар!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-31 20:27 (ссылка)
Ещё бы

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mrka@lj
2007-03-31 06:26 (ссылка)
Как камень с души свалился, что это была опечатка. Я глянула и очень огорчилась. Даже возражать не захотелось.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2007-03-31 06:30 (ссылка)
Ох, Мрчка, ты извини меня, дислексичную!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2007-03-31 06:47 (ссылка)
Я уже, мне Ленка сказала :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2007-03-31 06:49 (ссылка)
Слава Богу!:-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2007-03-31 07:05 (ссылка)
Для меня мамина семья осталась каким-то образцом, что ли, именно невероятно счастливой и невероятно дружной семьи, вопреки всему и несмотря ни на что. Конечно, разные люди с разными характерами, но всегда остававшиеся теплой семьей, кругом. Очень любила рассказы о том, как в совсем раннем мамином детстве они все жили в огромной коммуналке, где и соседи стали частью семьи, а все дети были общей бандой. А вот папина семья была совершенно другой. Еще я помню бабушкины (Розы) рассказы про свекровь "Фиии, она ела селедку на газете!" :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2007-03-31 08:51 (ссылка)
Да, это чувствуется по твоим и Лениным рассказам. Я, скорее, своих имела в виду, когда писала о несчастных семьях, и в то же время есть какие-то пересечения во времени и пространстве, общая атмосфера.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-31 09:03 (ссылка)
А как может не быть!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mrka@lj
2007-03-31 15:40 (ссылка)
Конечно, пересечений не быть не может, и атмосферы общей, да.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2007-03-31 09:07 (ссылка)
вот ведь - не помню про газету. Но что точно - это что баба Роза заметала мусор под кровать

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mrka@lj
2007-03-31 15:41 (ссылка)
А вот этого я не помню! Надо же, какая она была ко всему прочему лицемерная!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-31 20:27 (ссылка)
Ха!

(Ответить) (Уровень выше)


[info]lena_shagina@lj
2007-03-30 14:29 (ссылка)
Слушай, я уже оставила за границей снов мысль, что мой дед если и не был командиром твоего отца среди переводчиков в Берлине, то по чистой случайности, но вот теперь возник мой другой, пензенский дед, приютивший во время войны в одной из двух комнат в "ректорском домике" в саду педагогического института бабушкиных еврейских родственников, о которых я больше ничего и не знаю (нет-нет, он не был первым секретарем обкома, но о шести шагах сепарации речь как-то уже не идет...).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-30 19:17 (ссылка)
Так мы вообще рядом ходим. А если ещё вспомнить, как Ж. опознал К. фактически по моему беглому упоминанию. И ещё 239, где я не училась, но пару выпусков, правда, старше меня на 4 года и мой, знаю очень хорошо.

Наш пензенский родственник был страшноват, я его видела один раз - они приезжали в Ленинград, его уже тогда возили в инвалидной коляске, он остался без ног из-за облитерирующего эндоартерита, был похож на что-то такое каменно-скифское. По сути партийный долбоёб, и сын его сделал мелкую чиновно-партийную карьеру, при этом ему отчаянно мешала мать-еврейка.

Вот, кстати, про него я забыла, когда говорила, точ не сталкивалась со свинским отношением к родителям. Впрочем, его сына, я, кажется, и не видела, знала только дочку. А когда-то в 70-ые мама съездила навестить несчастную тётю Маню и отвезла им сколько-то куриц - таких зверей в Пензе не видели.

Но вот был такой заячий тулупчик.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lena_shagina@lj
2007-03-30 19:23 (ссылка)
Что в Питере (и в 239) рядом, это как бы не штука. Но ведь еще Берлин (ну ладно, война одна на всех), но еще и Пенза!...

То есть я, надо сказать, просто на 100% уверена, что мои пензенские бабушка с дедушкой были знакомы с твоими пензенскими родственниками (там все очень близко было, а ректор педагогического института входил в "номенклатуру" -- они и с Черненко были знакомы, который после войны там секретарствовал)...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-30 19:35 (ссылка)
Конечно. Уверена, что были знакомы.
Что до Берлина, Машка мне ещё не прислала папины мемуары (он не давал нам при жизни читать), я надеюсь, что там хоть немножко Германии будует (в основном-то он о детстве написал), может быть, станет ясней. Он много очень рассказывал про своего крайне симпатичного генерала.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]lena_shagina@lj
2007-03-30 22:09 (ссылка)
Не, мой дед был не генерал. Майор.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-31 09:04 (ссылка)
Мне кажется, что папин непосредственный начальник был генерал, но, может, я и ошибаюсь. А папа был то ли младший лейтенант, то ли всё-таки лейтенант.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]crivelli@lj
2007-03-30 19:50 (ссылка)
Слушай, совсем память отбило: 239 - это математическая? бывшая Анненшулле?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kot_ivanovich@lj
2007-03-30 19:57 (ссылка)
Yep

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2007-03-30 20:05 (ссылка)
У меня там братишка учился, а до того - подруга.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kot_ivanovich@lj
2007-03-31 01:53 (ссылка)
На языке этих (45, 30, 239, 38, 121) школ это звучало так: Множество выпускников нашей школы всюду плотно. (Всюду плотно – довольно точно употреблённый математический термин.) ;-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]crivelli@lj
2007-03-31 06:26 (ссылка)
:-)

(Ответить) (Уровень выше)


[info]mbla@lj
2007-03-30 20:03 (ссылка)
главная соперничающая школа - тридцатка.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]kot_ivanovich@lj
2007-03-31 02:03 (ссылка)
Нууу ©, сильно упрощаешь. Самой сильной физ-мат школой в городе всегда был сорок пятый. Тридцатка и двести тридцать девятая всегда ошивались в или около первой тройки, но бывали оттуда теснимыми – например, тридцать восьмой или сто двадцать первой. А потом появилась еще и пятьсот шестьдесят шестая...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-31 09:06 (ссылка)
Нууу - с 45-ым и тягаться было неинтересно. Они после письменного экзамена по математике на матмехе, ежели их спрашивали, сколько задач они решили, окидывали таким презрительным взглядом. А 38-ая довольно давно влилась в тридцатку. А вот 121 и 566 - не знаю вовсе

(Ответить) (Уровень выше)


[info]iris_sibirica@lj
2007-03-31 01:04 (ссылка)
Удивительно!
И я классе в 8-ом впервые Шагала увидел (иллюстрации).

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-03-31 09:07 (ссылка)
А мы часто с тобой совпадаем

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]iris_sibirica@lj
2007-03-31 14:06 (ссылка)
Ага.
Я уж понял.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]real_azilber@lj
2007-04-02 18:27 (ссылка)
очень интересно. я тут едва добираюсь до компьютера, но вот это прочитал с удовольстивем и все помню.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]mbla@lj
2007-04-02 19:59 (ссылка)
Спасибо, очень рада.

(Ответить) (Уровень выше)