Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет Paslen/Proust ([info]paslen)
@ 2006-05-31 23:55:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Моя новая колонка на "Взгляде"
Сегодня в Россию приезжает Орзан Памук. Об этом (и его романе "Снег") моя новая колонка "Девочки-самоубийцы и Доктор Живаго":
http://vz.ru/columns/2006/5/31/35750.html

История, эстетика, воспоминания, искусство более не вторгаются в сюжет боевым клином, но существуют на периферии: для особо усердных читателей Памук заканчивает роман перечислением стихотворений, написанных Ка во время своего пребывания в Турции. Список стихотворений и номера глав, в которых они описываются.

Ну, разумеется, это же прямая отсылка к роману Бориса Пастернака «Доктор Живаго», который тоже ведь заканчивался тетрадкой стихов опального автора! Орхан Памук неоднократно признавался в любви к русской литературе. В «Снеге» мы находим массу упоминаний о русском влиянии, до сих пор ощутимом в его стране, о русских домах и Тургеневе, о русской архитектуре и русском снеге.

Очень важно, что главный герой романа – поэт. То есть наблюдатель, не от мира сего, обычный (здесь стихи пишут все!) турецкий интеллигент, пытающийся выжить и сохранить любовь, несмотря на всеобщую агрессию и социальный раздрай. Правда, в отличие от русского прототипа, Ка умирает не своей смертью, а зеленая тетрадка со стихами оказывается утраченной. Поэтому рассказчику не остается ничего, кроме пересказа лирических строк своими словами.



Бонусом - интервью Глеба Шульпякова, который, собственно говоря, Памука в Россию и вытащил:

http://vz.ru/culture/2006/5/31/35753.html

Однако самая яркая из последних встреч произошла этой зимой. Я приехал в город по своим делам и впервые увидел Стамбул, заваленный снегом. То есть таким, каким его любил – и часто описывал – Памук. В тот вечер мы обменялись книгами. К тому времени мой роман «Книга Синана» о «нашем человеке в Стамбуле» и легендарном зодчем Османской империи уже вышел. В ответ он подарил мне свежий экземпляр англоязычного «Стамбула» – который вышел только что на русском. Сидя в его доме в Нишатнаши, под оглушительно беззвучным снегопадом, я снова стал зазывать его в Москву – как делал это уже неоднократно. И он снова, как уже не раз, обещал обязательно приехать.



Впрочем, в обоих этих текстах есть перекрестные ссылки, так что они закольцованы в любом случае


(Добавить комментарий)


[info]in_si@lj
2006-05-31 17:33 (ссылка)
Хотелось бы с ним встретиться! В прошлом году он приезжал в Германию, у него брала одна дама интервью, что просто с тошнило, потому что она понятия не имела, кто перед ней сидит и задавала умные вопросы, с "якобы" знающим видом.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-31 17:41 (ссылка)
он завтра выступает в Букбери, там есть в тексте Глеба указание на где и когда

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]in_si@lj
2006-05-31 17:47 (ссылка)
спасибо, я в нахожусь в Кельне.:(

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-05-31 18:26 (ссылка)
бывал в ваших местах, знаю... Памук, кстати, тоже, да, у него Кельн в "Снеге" упоминается

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mcparker@lj
2006-05-31 18:39 (ссылка)
Кёльн? вроде Франкфурт
а что, Снег уже вышел на русском?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-01 07:56 (ссылка)
Вышел: http://vz.ru/columns/2006/5/31/35750.html
ТАМ, в романе упоминается и Кельн и Мюнхен и Франфкурт, в котором персонаж жил основное время, выезжая в разные немецкие города для чтения своих текстов.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mcparker@lj
2006-06-01 08:07 (ссылка)
Ах да, и Гамбург.
Всё верно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-01 08:19 (ссылка)
острый взгляд журнолиста
правильно-правильно

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]mcparker@lj
2006-06-01 08:36 (ссылка)
Мне, честно говоря, Снег не понравился. Ну такие сюсюканья, натурально мексиканский сериал, неслучайно упомянутый в тексте. Каждая страница - краткий пересказ предыдущей, диалоги - словно с той самой "Марианны" списанные. Первая часть - с самоубйствами и расстрелами живописна, но дальше Остапа понесло.
Это я говорю будучи большим любителем его других книг.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-01 08:40 (ссылка)
Макс, ты прав, мне тоже "Черная книга" и "Назови меня Красным" понравились куда больше. Возможно, от того, что в ней меньше "злобы дня", а та, что есть подана не в лобовую. Типа про искусство. Об этом я и написал в колонке - "Снег" более цельный и хотя тоже про искусство (поэзия, театр) выглядит более остро, но и противоречиво. Я, кстати, тоже обратил внимание на обнажение приема с сериалом (В моих "Ангелах" есть похожий прием, там у меня персонаж озвучивает мексиканское мыло), но при всем при этом, роман закручен очень хорошо. С нашими то не сравнить. Оттого и порадовался, оттого и решил написать в несколько приподнятой манере, вообще-то, мне изначально свойственной, ведь я, как правило, благодарный читатель.

(Ответить) (Уровень выше)


[info]in_si@lj
2006-05-31 18:46 (ссылка)
правда? Я не читала его "Снег"(в каком контексте), а сейчас ищу по своему журналу, где я выражала свое недовольство, как с Памуком немецкая журналистка обращалась и не нахожу....
А что Вы делали в Колонии? И когда?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-01 08:00 (ссылка)
У меня в Кельне живет приятель - Леша Парщиков и я навещал его два или три раза. Первый раз просто потому что был в Амстердаме, типа неподалеку, а второй раз целенаправленно приехал в Кельн из Парижа с Курицыным и Болматом на рестроспективу Мэтью Барни, остановился у Лешки. Грустный город, на самом деле.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]in_si@lj
2006-06-01 11:30 (ссылка)
Я Парщикова три года не видела, сразу после женитьбы его, и болезнь новой жены... я больше у него не была... Район там ужасный - Мюльхайм, но Алексей любит этот район.:) Может быть, из-за Мюльхайма Вам не понравился Кельн? Как же Вы все там в квартире разместились в таком моногочисленном составе? Загадка!:) Об этом можно книгу писать!:)
Или почему Вам Кельн грустным показался?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-01 16:25 (ссылка)
Ну и Лешина квартира (тогда он еще один был), конечно, плюс район, плюс заново отстроенный центр, плюс чужое все, депрессивное какое-то... Могу ошибаться, но так показалось... Хотя пролет на метро через реку вечернюю был эффектен как "полет валькирий"

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]in_si@lj
2006-06-01 16:38 (ссылка)
А Вы были еще ло его "очередной" женитьбы?

Тонко подмечено с мостом, сразу Вас "зауважала" : там есть кое-что оооочень примечательное.:) Невольно, но напомнили, спасибо.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-01 16:55 (ссылка)
Да, а после его свадьбы я с ним и не общался, кстати.
А до этого не уважали?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]in_si@lj
2006-06-01 17:47 (ссылка)
ну тогда к нему много разного народа приезажало... сейчас не знаю... смейная жизнь нечто другое...
значит, не уважала....:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-03 04:36 (ссылка)
ну вот, в наших отношениях, значицца, наступил новый период )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

За это...
[info]in_si@lj
2006-06-03 19:18 (ссылка)
Выпьем скоч! У меня уже налит!:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: За это...
[info]paslen@lj
2006-06-04 19:00 (ссылка)
чокаюсь с вами пепси-колой )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: За это...
[info]in_si@lj
2006-06-04 19:59 (ссылка)
ФУ...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: За это...
[info]paslen@lj
2006-06-05 05:51 (ссылка)
зато по-честняку
я избегаю пить алкоголь
снова меня разуважаете?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Вообще?
[info]in_si@lj
2006-06-05 11:07 (ссылка)
так же как и г. Парщиков, но в запасе у него всегда есть!



*******
Любопытство: А почему?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вообще?
[info]paslen@lj
2006-06-05 12:37 (ссылка)
во-первых, не очень интересно, во-вторых, стараюсь поменьше нагружать серце, оно у меня сбоит

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вообще?
[info]in_si@lj
2006-06-06 11:11 (ссылка)
И кофе не пьете и не курите?

Хотела эту фразу вчера написать, но поздно было и не написала:
А сегодня ночью мне приснился сон, не смейтесь, с Вами сон и приснился. Почему-то мы созвонились через Алешу Парщикова и Вы или он попросили меня пару дней Ваших животных подержать у себя. Я не знаю Вас, и впервые увидела в этом сне. В условленном месте, недалеко от Ноймаркта (центр города - на Почтовой улице) в Кельне. Вы приехали на светлой машине, может быть типа старого модели «Опель»: и вышли из авто не один, со своим двойником - один был в шляпе другой без... Со мной разговаривали оба: один был мягкий и домашний, другой (который в шляпе)- деловитый, и отстраненный. Меня всё увиденное удивило... Но я смолчала: мне всучили большое количество животных разных, например, розового цвета еще слепых котят, которые недавно родились(чем кормить встал вопрос?) и с ними, соответственно нужно быть особенно осторожной и большую кошку( не их мать) и какие-то вещи и может быть маленькую собачонку(да-да: картинку, корзинку, картонку и...)- я даже не могла сосчитать сколько всего было... Я притащила все это странное хозяйство домой: котят всунула в шифоньер и они там похоже сдохли, а может и не жили вообще никогда...Остальных животных я постоянно искала по дому, потому что забывала: кого чем кормить и как их зовут? Прошло два дня, и Вы должны были вернуться: я не знала, как Вам возвратить всех этих чудищ назад... Где их искать и как их собрать вместе? Все это хозяйство стоило, как мне казалось, не меньше четырех тысяч евро: розовые котята, наверняка, были огромным состоянием, но они же не дышали! Моя мама сказала, что их надо отвезти в реанимацию, но я понимала, что это бесполезно. Они превратились просто в милые пушистые розовые клубочки, лежащие в мешочке в шифоньере. Вот такой странный сон. Я проснулась - так и не решив проблемы. Созванивалась со многими, чтобы узнать, что же делать в этой странной истории? По-моему, один двойник рассчитывал, что так произойдет, и знал, что выход найдется, который будет ему даже очень выгоден. А другой (в шляпе), естественно, был бы строг и пытался бы меня наказать.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вообще?
[info]paslen@lj
2006-06-07 06:24 (ссылка)
ух, ты, я пару раз снился своим френдам, но чтобы вот так... теперь сижу и думаю - что бы все это значило: двойники, слепые котята?! Можно я это у себя в дневнике повешаю?
Я, к сожалению, курю, хочу бросить, но ничего с этим не поделаешь, курю, хотя дико вредно (вреднее чем алкоголь), а вот кофе не пью, да, без кофе легко обхожусь.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вообще?
[info]in_si@lj
2006-06-07 08:23 (ссылка)
А Парщиков кофе пьет и курит. А может сейчас и нет. А кофе как же, никогда не пили?
Сну я сама удивилась, он еще более яркий, чем расписан мною, особенно эти "двойники" и разговоры с ними - я все это отчетливо запомнила... Меня уже во сне удивляло, как Вы в этот сон вообще вникли? Но не хотела подробнее писать, потому что в этом какая-то "навязчивость", а вдруг Вы как-нибудь обидно прореагируете: иногда очень сильно из-за «не тех» слов расстраиваюсь?:) Говорю об этом так открыто, потому что давно приобрела многое от немцев (открыто говорить о том, что думаю). Алеша Парщиков уберегся от подобных влияний, так как с местными предпочитает не общаться.:) Любопытно, каким-нибудь знатокам рассказать. Что может подобный сон означать? Или просто бред?
Если хотите, вывешивайте, только там знаков препинания не хватает - сплошным текстом - я в порыве писала и не очень перечитывала... Может быть ваши «френды» как-нибудь прореагируют незаурядно? Интересно, что вчера еще был этот день трех шестерок, но это к слову - я не думаю, что цифровая символика в этом сне какую-то роль играла.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вообще?
[info]paslen@lj
2006-06-07 17:19 (ссылка)
Раньше пил, но потом стало неинтересно... Кофе горький, мне кажется, от него какие-то ментальные прыщи возникают. Да, Леша старый кофеман, он бытовые ритуалы производит с особым смаком.
Я обнародую запись в том виде, какая она есть, так аутентичнее. Типа документа )
Пасиба )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вообще?
[info]in_si@lj
2006-06-07 19:43 (ссылка)
Да, Леша кофеман с пристрастием, с изяществом и с дендизмоим. А мне как раз горечь и нравится! А что такое:"ментальные прыщи"?
Жаль, что не обработали - интересно было бы прочитать, что писатель из этого "документа" сбацает?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: Вообще?
[info]paslen@lj
2006-06-08 08:01 (ссылка)
я не знаю как объяснить "ментальные прыщи", ну, мне кажется,что без объяснения понятно. От того, что кофе горький и жирный, что-то происходит с кожей, с обменом веществ... возникают менальные прыщи (почему-то на лбу мне кажется и на лопатках), то есть они как бы есть, а как бы их и нету...

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

А кофе не жирный, наоборот, он уменьшает содержание
[info]in_si@lj
2006-06-08 09:58 (ссылка)
сахара и жира в печени, благодаря своей горечи, все-таки не понимаю, если ментальные, значит, связаны с "менталом"? А прыщи - это нЕчто то, что на коже впузыривается. А причем тогда здесь "ментал"? Это как это - они есть и их нету? Прыщи или есть или их нет!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А кофе не жирный, наоборот, он уменьшает содержание
[info]paslen@lj
2006-06-08 15:01 (ссылка)
ментальные - мысленные, кофе жирный в смысле консистенции, он мне нефть напоминает

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А кофе не жирный, наоборот, он уменьшает содержание
[info]in_si@lj
2006-06-08 18:07 (ссылка)
ну и образ!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А кофе не жирный, наоборот, он уменьшает содержание
[info]paslen@lj
2006-06-08 19:02 (ссылка)
стихийно родился )

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А кофе не жирный, наоборот, он уменьшает содержание
[info]in_si@lj
2006-06-09 10:59 (ссылка)
в кофе есть важное для организма "золото"...:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А кофе не жирный, наоборот, он уменьшает содержание
[info]paslen@lj
2006-06-09 12:16 (ссылка)
какое? черное?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А кофе не жирный, наоборот, он уменьшает содержание
[info]in_si@lj
2006-06-09 12:25 (ссылка)
золото - золотое... и содержится исключительно в этом замечательном продукте... А Вы что никогда не любили кофе?

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А кофе не жирный, наоборот, он уменьшает содержание
[info]paslen@lj
2006-06-09 12:48 (ссылка)
ну если только в детстве каком, баловства ради

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: А кофе не жирный, наоборот, он уменьшает содержание
[info]in_si@lj
2006-06-09 13:00 (ссылка)
В детстве - "каком"? Каким?:)

(Ответить) (Уровень выше)

к слову
[info]in_si@lj
2006-06-07 08:42 (ссылка)
так этот текст уже же в Вашем журнале! Только не надо писать "одна" френдиха... в этом роде...
Ваше фото в начале Вашего журнала посмотрела - да - это были Вы... во сне!? Но это меленькое фото я когда-то видела, очень давно, когда мы френдами стали, и, так - мельком - невнимательно, неужели память сохранила эту подробность?! Вот дивно!:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: к слову
[info]paslen@lj
2006-06-07 17:25 (ссылка)
ну вот если так, то не обидно?
http://paslen.livejournal.com/428805.html

(Ответить) (Уровень выше)


[info]anyalev@lj
2006-05-31 23:46 (ссылка)
Читал ли ты его роман "Новая жизнь"? В этом романе он изрядно занудный. "Снег" мне намного больше понравился. Зима там изумительная, и изумительно описано одиночество.

Параллели с "Живаго", конечно, напрашиваются, но с другой стороны с таким же успехом можно провести параллель с Селином; у него главный герой тоже врач. Проблема в том, что мы ведь про Турцию и турецкую литературу практически ничего не знаем. Но если увидишься с автором, то спроси его за меня:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-01 08:21 (ссылка)
Хорошо... "Новую жизнь" я не читал, а вот "Черная книга" и "Назови меня Красный" уже давно переведены и начинать нужно, конечно, с них. Это шедевры зрелости и оригинальности.
Что касается параллели с Живаго. Слушай, но у Селина же нет в конце романа "Стихов из романа", да? Правда, Памук их не приводит, лишь пересказывает, но список в наличии.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]anyalev@lj
2006-06-01 22:42 (ссылка)
Тут можно поспорить почему наличие стихов является более весомым аргументом в пользу похожести, чем профессия главного героя. Но я не буду спорить:). Это красивая параллель и нам она очень греет душу:)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-03 04:38 (ссылка)
Да, это же только версия, остается только надеяться на самодостаточность ее красоты

(Ответить) (Уровень выше)


[info]chevrette@lj
2006-06-03 05:58 (ссылка)
Спасибо! Мы на прошлой недели были Москве, ходили за ФМ Акунининским, я полистала Памука чисто интуитивно и поняла - мое! Будем пробовать:)

(Ответить) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-04 19:02 (ссылка)
Начинать лучше с "Черной книги" И "Назови меня Красным"

(Ответить) (Уровень выше)

10 лет спустя
[info]nite_vision@lj
2006-06-04 10:52 (ссылка)
Мне у Орхана П. его блоги симпатишные всегда нравились. Правда бумажные, avant la lettre и с рисуночками автора, но блоги, тем не менее. Была у него колоночка такая в одной из стамбульских многотиражек. В году 1995-м или 96-м. Я, помню, судорожно дочитывал в самолете только переведенную на англ. "Черную книгу" (чтоб было, о чем с автором говорить). Но говорили, в основном, о его колоночке... Ну и о "Черной книге" тоже, на иврит (16-й язык по счету) к тому моменту переведенной. И я подумал: ну вот, значит и на русский скоро переведут. Что до Снега, Стамбула и т.д. то ввиду некой медийной перенасыщенности в здешних широтах, пришлось сделать небольшую без-памуковую паузу.

(Ответить) (Ветвь дискуссии)

Re: 10 лет спустя
[info]paslen@lj
2006-06-04 19:02 (ссылка)
вот ведь кака судьба у его текстов интересная!

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]nite_vision@lj
2006-06-05 23:49 (ссылка)
Да. Не отнять ее у них. И его судьба тоже имеет прелюбопытные изгибы. 20 лет спустя сяду за мемуары и я.
Сейчас рановато пока еще. ;)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]paslen@lj
2006-06-06 05:51 (ссылка)
почему рановато? Отдельные куски нужно начинать уже сейчас - для памяти, чтобы не забыть. Хотите, на Топосе дадим ;-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

может лучше фикшн и какого рода?
[info]nite_vision@lj
2006-06-07 14:29 (ссылка)
Спасибо за лестное предложение. Обещаю поразмыслить. В частности, над вечной дилеммой мемуариста -- что же важнее: найти читателя? или сохранить расположение объекта мемуаров?
Фикшн представляется менее чреватой в этом смысле.
А тут еще вредная привычка вспоминать с молотом : -)
пример, если угодно, тут:
http://nite-vision.livejournal.com/1515.html

и еще вопрос фикшн -- это он или она? нон-фикшн явно он. а вот фикшн кто? :)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re: может лучше фикшн и какого рода?
[info]paslen@lj
2006-06-07 17:36 (ссылка)
фикшн - мне кажется мужского рода и потому что "жанр" и потому что "вымысел". А про текст - ну думайте сами что важнее. Мне кажется важнее, чтобы текст был интересен, чтобы читался. А политес соблюсти дело десятое.

(Ответить) (Уровень выше)