Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет pe3yc ([info]pe3yc)
@ 2004-02-11 01:00:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Наблюдения за некоторыми породами людей привели меня к настолько любопытным выводам, что не поделиться ими с другими мне было бы непростительно.

Мне хотелось бы, вооружившись некими банальными знаниями и аналитическими инструментами, взглянуть на наших левых интеллектуалов, на антинационалистов, общечеловеческих гуманистов, правозащитников и прочих борцов за права человека и мир во всём мире - в психосоциальном аспекте. А именно: поговорить об имманентно присущем этой группе индивидов сильнейшем стремлении к смерти и некоторым последствиям этого стремления.

Известно, что концентрация людей, подверженных психическим расстройствам, заметно выше в интеллектуальной среде. Это подтверждается как статистическими источниками, так и бытовыми наблюдениями. И особенно наглядно эта тенденция проявляет себя в регистрации случаев суицидального поведения. В группу повышенного суицидного риска входят люди умственных гуманитарных занятий, проживающие в больших городах, часто имеющие доход выше среднего и сравнительно высокий социальный статус. И это объяснимо: психологи связывают аутоагрессивное поведение со способностью к рефлексии, нарушениями в сфере социальной интегрированности (встречаются обе крайности – как асоциальность, так и гиперсоциальность), склонностью к крайним формам индивидуализма и эгоцентризма. Не особо углубляясь в тему, можно сказать, что к суицидальному поведению склонны более боссы, чем подчинённые, более интеллигенты, чем рабочие, более молодые (40 и младше), чем старые (60 и старше), более гуманитарии, чем технари или естественники, более атеисты, чем верующие, более жители больших городов, чем проживающие в сельской местности.

Всё это далеко не ново, эти тенденции анализировали и психологи, и психиатры, и писатели, и кто только не.

Более того, эти психиатры, психологи и писатели (Джемс, Юм, Бердяев, Юнг, Достоевский, Ницше, Камю и прочие) сумели вскрыть психологический механизм, приводящий людей из этой группы риска к суицидальным мыслям. Это так называемая "парадигма несчастного сознания", диссонанс несоответствия человека и мира. Опять-таки, чтобы не углубляться, вкратце это можно описать так. Человек интеллектуальный довольно быстро приходит к некоторым важным в психологическом и духовном смысле выводам, а именно:
- мир устроен несправедливо, негармонично и неразумно;
- наличие Бога как разумного начала вне человека и как всемогущей силы - недоказуемо.

Осознание этих двух фактов, при всей своей внешней незаметности даже для самого субъекта, тем не менее часто приводит его психику к серьёзному кризису, выход из которого возможен только тремя путями.

Путь первый: согласиться с постулатом о существовании высшей силы, принять религиозное мировоззрение и таким образом разрешить свой диссонанс: "Да, мир негармоничен, но Бог и люди с его помощью приведут его к гармонии". И хотя религиозные догмы состоят в совершенно очевидном противоречии с непосредственным опытом, некоторые гибкие разумом интеллектуалы способны найти приемлемый компромисс между "осознанием предельности" и повседневной эмпирикой. Однако очевидно, что для современного западного (и российского) интеллектуала этот путь, как правило, неприемлем, поскольку требует тотальной смены системы мировоззренческих координат и практически "второго рождения". Впрочем, прецеденты были, - но в любом случае они настолько редки, что ни о каких тенденциях здесь говорить не приходится.


Путь второй: когда taedium vitae на почве осознания своего интеллектуального несоответствия миру нарастает до критической величины, проблема смещается в область подсознательного стремления к смерти. "Поскольку этот негармоничный и тупой мир приносит мне своим несправедливым и злобным устройством одни страдания, то он достоин смерти, к коей я его и приговариваю". А так как уничтожить весь мир фигурант обычно не имеет возможности (некоторые сильные мира сего, кстати, такую возможность имеют, но, по счастью, не страдают отвращением к жизни в такой уж тяжёлой форме, - но кто знает, будет ли так всегда), то задача сводится к частной: к истреблению самого фигуранта. Другое дело, что такой суицидант (назовём так человека, подсознательно склонного к суициду, но не предпринимающего осознанных шагов для его практического осуществления) вовсе не спешит прикупить в ближайшей лавке верёвку и мыло и мирно повеситься на хрустальной люстре. Он, во-первых, может растянуть свою подсознательную тягу к самоубийству на всю свою иногда очень долгую жизнь, а во-вторых, не склонен ограничиваться в этой тяге одной лишь собственной персоной. И вот это "во-вторых" особенно важно в нашем случае.

Подсознательная логика нашего интеллектуального страдальца такова: поскольку прогнивший мир вкупе с неразумным и злобным челвечеством – смерти повинны, - а Бога нет, - то и церемониться тут особенно нечего. Можно и третий путь попробовать.

Который состоит в том, чтобы частично взять на себя функцию Бога: попытаться изменить окружающий мир в такой степени, чтобы он хотя бы чуть более соответствовал представлению данного индивида о гармонии, разумности и справедливости. Это уже очень опасная дорога, особенно при условии, что отдельные интеллектуалы обладают материальными возможностями, властью или харизмой для того, чтобы попытаться претворить такие изменения в жизнь. История знает множество таких локальных попыток миропреобразования, и все они связаны с кровью и дерьмом. Думаю, не стоит здесь объяснять, что происходит, когда человек пытается решить свои психологические проблемы путём изменения окружающих его реалий, - особенно когда он имеет для этого возможности. А если учитывать совершенно жёстко связанную с этими случаями подсознательную тягу к смерти, то становится совершенно ясно, что чем раньше насыщенное фрустированными интеллектуалами общество распознает в них грозящую ему опасность, тем больше у этого общества будет шансов спастись.


Литература:

1. Бердяев Н.А. "Самопознание". М., изд-во "Книга", 1991

2. Бородин С.В. "Самоубийства за рубежом. Научные и организационные проблемы суицидологии". М., 1983

3. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. "Эмоции и мышление". М., изд–во МГУ, 1980

4. Гофман А.Б. "Семь лекций по истории социологии". М., изд-во "Университет", 2001

5. Джемс У. "Научные основы психологии". M., изд-во "Харвест", 2003

6. Достоевский Ф.М. "Дневники, письма, записки". М., изд-во "Азбука", 1999

7. Дюркгейм Э. "Самоубийство". М., изд-во "Мысль", 1994

8. Кохут Х. "Анализ самости. Системный подход к лечению нарциссических нарушений личности". М., изд-во "Когито-центр", 2003

9. Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии". Спб., изд-во "Питер", 2000

10. Соколова Е.Т. "Самосознание и самооценка при аномалиях личности". М., изд–во МГУ, 1989

11. Стефаненко Т.Г. "Этнопсихология. Учебник для вузов". М., изд-во "Аспект Пресс", 2003

12. Юм Д. "О человеческой природе". М., изд-во "Азбука", 2001

13. Юнг К.-Г. "Аналитическая психология" М., изд-во "Мартис", 1997


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)

Давайте поперечеркаем "ти"
[info]profi@lj
2004-02-11 06:42 (ссылка)
1. "В чём проблема?" - спрашиваете Вы. В сочетании этого постинга и ряда Ваших же предыдущих. Не только у меня (как видно из комментов) напрашивается аналогия, которую Вы, возможно, и не подразумевали.

2. Если убрать из этого постинга проекцию Вашей социопсихологии на политический спектр, то тогда все (почти) становится на свои места, но .... сатновится совсем уж откровенной банальностью. Банальнее даже, чем популярная в некоторых кругах теорийка о "пассионариях" и их противоположностях.

3. Носители "охраннительной" психологии играют роль сдерживающего фактора только в том случае, если "охранительность" и "традиционализм" не возводятся в абсолют. В противном случае консерватизм превражается в ярую контр-революционность (анти-прогресс), а традиционализм - в национальный (расовый, религиозный, идеологический) фундаментализм. Т.е. - превращаются в таких же суицидальных типов, как и их оппоненты. Так образом консерватизм и традиционализм играют позитивную роль толко тогда, когда они суть ОТТЕНКИ ЦЕНТРИЗМА. Но ведь то же самое можно сказать и про "преобразователей". Умеренная тяга к смерти ("не до смерти") - вполне прогрессивное явления. Как движущий фактор социума.

4. Если расширить Ваши рассуждения на область наук, технологии и искусства, то роль "консерваторов" будет выглядеть совсем уж неприглядной. Хотя я отсетливо понимаю важность этой роли и в этих областях.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pe3yc@lj
2004-02-11 07:05 (ссылка)
1. Не говорите загадками. Какая такая аналогия?

2. Истина, когда она осознана, всегда становится банальностью. Благодарю за комплимент.

3. Если у некоей личности охранительность и традиционализм возводятся в абсолют, то у этой личности могут возникнуть другие психологические проблемы, которые мы не обсуждаем, чтобы не выходить за рамки заданной темы. Отмечу только, что эти проблемы вряд ли будут иметь суицидальную направленность.

Что же до Вашей реплики в защиту "умеренной тяги к смерти", то я нахожу её весьма показательной. Спасибо за иллюстрацию.

4. Зачем же расширять? Любое утверждение можно довести до абсурда, расширяя его на те области, на которые оно изначально не распространяется. Конечно, оно может оказаться истинным и в некоторых из этих областей, но скорее случайно, чем закономерно.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)

Re:
[info]profi@lj
2004-02-11 07:17 (ссылка)
1. Какие загадки ? Вон Сандрин Вам про то же написала. Впрочем, и в контектсе проекция на политический спектр наличиствует. Я заметил. Но не буду буквоедствовать. Может, я и пристрастен.

2. Не стоит благодарности. Тем более, что авторство этих банальностей (как идеи) не Вам принадлежит.

3. "вряд ли будут иметь суицидальную направленность" Да ? А шахзидизм ? Или Вы будете отрицать, что шахиды - порождение исламского фундаментализма ? Который, в свою очередь, есть абсолютизация традиционализма ? Интересное кино получается ...

Так и не понял, что я Вам проиллюстрировал. Умеренная тяга к смерти заложена в биологические организмы генетической программой. И называется она - жизнь. Не замечали ? :-)

4. Я не расширяю. Я, как раз, призываю читающих Ваш труд не расширять. Сами то Вы, понятное дело, умеете выдержать рамки. А вот последователи ... :-)

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]pe3yc@lj
2004-02-11 08:05 (ссылка)
1. В реплике Сандрин я не нашёл упоминания ни о какой аналогии. Она написала об излишне упрощённом формате изложения, и с этим я согласен вполне. А где про аналогии?

2. А я и не настаиваю на авторстве. Там в конце список литературы есть.

3. Это для Вас кино интересное, а для меня нет. Шахидизм как раз и есть крайнее проявление стремления к смерти и к деформации мира одновременно. "Мир несправедлив, - поэтому я его буду изменять и погибну сам". Это описанный мною конфликт в рафинированном виде. И тот факт, что в глубинных теоретических обсонованиях шахидизм смыкается с исламский фундаментализмом, никак этому не противоречит. Исламский фундаментализм как раз и есть стремление к радикальному исправлению несправедливого (по мнению исправлятелей) мира, к завоеванию его во славу Пророка. То, что он якобы теоретически подкладывает под себя традиционализм, неверно: традиционалист (не в политическом, а в психологическом смысле) не склонен ни к самоубийствам, ни к преобразованию мира, он не ощущает психологической дисгармонии. Исламский традиционалист (в отличие от фундаменталиста) - это дехканин, пасущий овец, выращивающий оливки и мирно поёбывающий своих четырёх жён.

4. Вот и славно.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -