Comments: |
_Грѣхъ жить и писать въ XX вѣкѣ еще поддается искупленiю, но грѣхъ жить и писать во второй половинѣ XX вѣка и быть популярнымъ — въ моихъ глазахъ уже нѣтъ._
Спасибо. Как сказано!
Думаю, что фраза, так концентрированно точно излагающая печальную истину, вполне может стать крылатой.
наверное, надо Фильтриуса спросить, не помягчал ли он к столетью... но что-то мне подсказывает, что... вряд ли.
Дѣло не въ отношенiи къ столѣтiю (я все-таки достаточно искушенъ, чтобъ отдавать себѣ отчетъ въ особенностяхъ исторической оптики и иллюзiонизма и корректировать собственныя впечатлѣнiя), а въ томъ, что — на фонѣ хорошо (хотя порой и ошибочно) структурированнаго прошлаго современность и прошлое недавнее — въ туманѣ и въ дыму (словосочетанiе «въ дыму столѣтiй» правильно съ точностью до наоборотъ). Такъ что настоящую интеллектуальную работу нашего вѣка можно легко упустить.
То есть про ХХ уже можно сказать - а с XXI еще не решено. Так?
(ну, если что-то можно упустить, это будет упущено.)
«Если что-то можно упустить — будетъ упущено» — чаще такъ, но бываютъ и контрпримѣры. Для меня весьма интересна позицiя Андре Шенье: современники знали остраго публициста, а мы — великаго поэта, который почти не печатался при жизни; первый сборникъ — черезъ четверть вѣка послѣ казни. Но XXI вѣкъ слова своего пока не сказалъ; дымъ не менѣе густъ, но перемѣны возможны.
Вопросъ, начался ли онъ. Эренбургъ правильно писалъ, что XIX вѣкъ затянулся — начался съ Французской революцiей, а окончился въ 1914 году. Какъ отнестись къ 11 сентября — тянетъ ли на начало вѣка? Или считать рубежной датой 1991 годъ? Или она еще не наступила?
Вопрос, конечно, интересный, и Эренбург правильно соображает. Мысль про 1991 год мне импонирует - ибо мне всегда казалось, что события в России 1989-1993 неплохо рифмуются с событиями во Франции двухсотлетней давности. (Другое дело, что с совершенно иными итогами.)
Тогда XX вѣкъ выходитъ совсѣмъ короткимъ — особенно на фонѣ затянувшагося XIX. Да и распадается самъ очень четко на двѣ части. Но пока политическая сейсмика не привела къ культурнымъ сдвигамъ. По крайней мѣрѣ я ихъ не вижу. Впрочемъ, возможно, что процессы уже идутъ и даже дали результатъ, и его отсутствiе въ чьемъ-либо индивидуальномъ кругозорѣ — результатъ личной слѣпоты.
Есть интересная мысль, что водораздел (по крайней мере, в литературе) проходит по 60-м годам. Особенно с XVI века это хорошо видно. Например: 1560-1660 - маньеризм/барокко + классицизм в качестве реакции. 1660-1760 - Просвещение и около того 1760-1860 - (пред)романтизм 1860-1960 - модернизм и его мутации 1960 - н.в. - постмодернизм Если так считать, то перемен не будет еще скоро - даже мне до них дожить проблематично. С другой стороны, так оно и есть: мы во многом до сих пор пожинаем плоды секса-наркотиков-рок'н'ролла, баррикад шестьдесят восьмого и прочего интеллектуал-беснования.
Кстати, о серединѣ вѣка какъ времени переменъ писалъ кто-то изъ видныхъ славянофиловъ — Самаринъ или Данилевскiй.
Идея далеко не нова, и оттого не менее весома. Тем более упомянутые лица всю вакханалию 1860-х видели своими глазами.
Учитывая, кто и как сейчас диктует (пишет) мировую историю, да, 9/11 - начало новой эры. США его во всяком случае именно так определяет. А 1991 г. был переломным для России, многие другие страны его значимость не осознают совершенно.
Американцы могутъ думать что угодно. Но единственной сверхдержавой они стали именно тогда. Съ тѣми же, къ сожалѣнiю, послѣдствiями, что и Римъ послѣ гибели Карѳагена.
Страшно, если это действительно так. Закат империи... С другой стороны, крушение одной мне уже пережить пришлось, надеюсь, не дожить до конца второй.
Интересно, каким образом эти события будут воспринимать наши потомки, лет через 100.
Я имѣлъ въ виду не закатъ имперiи, а головокруженiе отъ успѣховъ. Римляне перестали бояться, исчезъ внѣшнiй врагъ сопоставимой мощи — и пошли ошибки за ошибками. Штаты, кажется, тоже потеряли голову. Для меня тутъ самое интересное противорѣчiе — изоляцiонизмъ американской культуры и глобализмъ политики. Вопросы взаимоотношенiй съ Индiей и Ираномъ рѣшаютъ избиратели съ кругозоромъ не дальше близлежащаго городка. Всѣ остальные могутъ себѣ это позволить, а вотъ Штаты — нѣтъ.
Да. Ошибки, которые в конечном итоге и приводят к крушению.
Не желая крушенiя США, надѣюсь, что они будутъ проводить болѣе адекватную культурную и образовательную политику.
| |