Войти в систему

Home
    - Создать дневник
    - Написать в дневник
       - Подробный режим

LJ.Rossia.org
    - Новости сайта
    - Общие настройки
    - Sitemap
    - Оплата
    - ljr-fif

Редактировать...
    - Настройки
    - Список друзей
    - Дневник
    - Картинки
    - Пароль
    - Вид дневника

Сообщества

Настроить S2

Помощь
    - Забыли пароль?
    - FAQ
    - Тех. поддержка



Пишет posic ([info]posic)
@ 2010-02-05 00:19:00


Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend!  Next Entry
Из записи беседы "О семинаре Березина"
Анатолий Шабад вспоминает о том, как рассказывал Березину диссертацию своего аспиранта, у которого Березин должен был быть оппонентом. Стр. 326-327.

"Подходит время защиты, и тут происходит драма. Аспирант мой едет к Ф.А., объясняет ему свою диссертацию. Тот в полной ярости, мол, что за дребедень такую ему рассказывают, пишет отзыв на кандидатскую, который состоит из одного абзаца, где написано, что "в работе решена такая-то задача", и дальше идет изложение задачи, которая выглядит в этом изложении абсолютно тривиальной. И мне звонит в крайнем возбуждении: "Вы мне что-то говорили, какой он несчастный. Повторите-ка поскорее." <...>

Но я тоже не мог согласиться с подобным раскладом и сказал, что такая постановка вопроса меня не устраивает, лучше я приеду и расскажу сам, в чем состоит работа. <...> едва войдя в квартиру на Винницкой улице, я с порога с деланной категоричностью заявил, что отзыв, представленный Ф.А., не удовлетворяет требованиям ВАК, предъявляемым к произведениям этого жанра. <...>

Но интересно было следующее -- проявилось столкновение двух культур. Он сказал: "Вы, физики, пишете как-то по-другому, излагаете все вместе, результаты свои и чужие, с одной стороны -- развесисто и красиво, но непонятно, какие вещи куда и с чем соотносятся, сама постановка задачи неясна. А мы, математики, мы ничего этого не пишем, мы сразу начинаем "решена такая-то задача. Точка. Это так, а вот это так и тогда вот это так. И всё". Вот я с тех пор и думаю, читая математические тексты, если пишет всё-таки умный математик, он напишет предысторию, и с чем это едят, и зачем это нужно. Но большинство трудов математиков написано именно так: дано, произведем такие-то действия, теорема такая-то... и получаем. Я до сих пор не понимаю, как они живут и почему они нас не понимают. И, с другой стороны, мы их тоже не понимаем."


(Читать комментарии) - (Добавить комментарий)


[info]flying_bear@lj
2010-02-05 04:33 (ссылка)
Единственное, что в такой ситуации неприятно - в любой момент общество может решить - кому он нужен, этот Васька - и крыть будет нечем, так как навыки помещать свою деятельность в более общий культурный и исторический контекст, и вообще навыки кому-то что-то про свою науку объяснять, начисто утрачены. Останется жалкий лепет в духе Арнольда, что Фарадей и Максвелл (ни разу не математики) оплатили всю его деятельность на тысячу лет вперед. При этом, какая связь его деятельности с несомненной пользой от Фарадея и Максвелла, останется совершенно непроясненным. В детстве такой стишок помню:

За меня заплатят дяди,
Что за мною едут сзади.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2010-02-05 04:34 (ссылка)
С детства

(Ответить) (Уровень выше)


[info]posic@lj
2010-02-05 14:03 (ссылка)
Для уравнений Максвелла необходима какая-то математика все же, мне кажется. Будь то кватернионы или векторный анализ; и уж во всяком случае -- дифференциальное и интегральное исчисление. Но дело не в этом.

Уметь объяснять, зачем нужен (условно) лично я и моя узкая область -- это одно, а умение объяснять, зачем нужен мой большой раздел математики -- это другое. Заявки математиков на гранты рассматривают другие математики, а убеждать законодателей или меценатов дать деньги на математику или ее большие разделы -- работа не для всех математиков, а для небольшого числа тех, кто за это берется.

Среди проблем, возникающих в связи с изложенным выше, проблема поддержания внутренней коммуникации -- между математиками, между чистыми и прикладными математиками, между математиками и физиками -- кажется мне потенциально более насущной, чем проблема убеждения общества в необходимости математики. Последняя проблема по сути своей достаточно проста.

Как ни крути, какие слова ни говори, а практической пользы в обозримой перспективе от большей части новой чистой математики не ожидается, и в то же время во все времена пусть не все, но многие люди видят счастье не в одной только практической пользе. Если полет на Луну -- выдающееся достижение, то и доказательство теоремы Ферма -- выдающееся достижение (в другом масштабе, но в аналогичном качестве). С другой стороны, подлинность и истинность математического знания подтверждается тем, что оно находит иногда неожиданные приложения. И так далее.

Вопрос не в том, будут ли финансировать математиков, а в том, в каких масштабах их будут финансировать. Поскольку на вопрос, какие масштабы являются оптимальными, теоретического ответа нет, угрожаемое положение Васьки оказывается его личной проблемой. Ну, а комплект личных проблем у каждого свой.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2010-02-05 14:46 (ссылка)
Я имел в виду примерно следующее. Как компостировать мозги законодателям и налогоплательщикам - вопрос неинтересный, а вот как самому для себя объяснять, почему мы не сеем и не пашем, а зарплату нам платят - это уже серьезно. Для меня объяснение такое: польза от науки и культуры в целом несомненна (на самом деле, запрети науку - и будет катастрофа по масштабам хуже второй мировой, потому что восемь миллиардов при традиционных способах хозяйствования планета не прокормит; и это не единственный аргумент такого рода). Наука (и культура в целом) единый живой организм. Все со всеми общаются, математики повышают мой культурный уровень, я повышаю культурный уровень физиков-прикладников, те - инженеров, те - рабочих, и в результате человечество духовно растет над собой (тон несколько ернический, но утверждение вполне серьезное, я на самом деле так думаю).

Но вот если кто-то не озабочен, чтобы встроиться в эту систему научного и культурного обмена - всегда может возникнуть соблазн, что такими изолированными (самоизолирующимися) кластерами можно безболезненно пожертвовать. Поэтому, хотя бы коллеги (в достаточно широком смысле слова) должны понимать, какая им от тебя польза. Польза тоже в достаточно широком смысле. А для этого нужно самому думать о том, как встроить свои занятия в более общий контекст.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]posic@lj
2010-02-05 15:41 (ссылка)
Так ведь в чистой математике (в тех ее областях, которые достаточно интенсивно развиваются) нет никаких изолированных кластеров, а есть россыпь индивидуумов, каждый из которых взаимодействует с некоторым количеством ближайших к нему по интересам, и вся эта сетка разными своими краями граничит с прежде всего с физикой, а также с инженерным делом, программированием, статистикой, финансами и т.д. С химией и биологией в меньшей степени.

Но прямой культурный обмен между отдельно взятым чистым математиком и каким-нибудь биологом или лингвистом возможен разве что как сугубо побочная деятельность по отношению к исследовательской работе чистого математика. То есть что-то вроде того, что Рота живописал -- мол, если к вам приходит поговорить человек из совсем другой области, вы послушайте его внимательно -- не потому, что вы решите его задачу, это невозможно, а потому, что он сам решит свою задачу в результате того, что выговорится перед вами, и будет вам признателен.

(Ответить) (Уровень выше) (Ветвь дискуссии)


[info]flying_bear@lj
2010-02-05 17:13 (ссылка)
Да, это понятно. Но кто-то должен брать на себя эту нелегкую миссию - поддерживать хоть какие-то связи между разными разделами математики, между разными разделами физики, между математикой и физикой... А связь рвется, ткань расползается. Это серьезная проблема, о ней нужно думать.

(Ответить) (Уровень выше)


(Читать комментарии) -