Грань между честью и добрым именем. |
[Jun. 13th, 2004|12:44 pm] |
Почему вся армия не может быть контрактной, а армейская служба не может быть профессией (работой).
В русском языке профессия — это прежде всего род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки и являющийся основным источником существования. В словарях указывается, что слово «профессия» происходит от латинского слова «professio», которое переводится как «объявляю своим делом». Профессия – то, что служит обеспечению своей жизни, что в принципе противоречит способности этой жизнью жертвовать. Регулярно идти на смерть ради своей жизни – Kontradictio in adjecto, как и слова «профессия - военнослужащий». Жертвовать своей жизнью человек может во имя Долга. Здесь могут возразить, а как же, дескать, профессионалы, для которых слово дороже личных интересов? Они готовы выполнить задание даже в ущерб себе, лишь бы сдержать слово. Здесь речь идет о мотивации «профессионала». Так как его деятельность связанна с будущим (получение в дальнейшем заказов на свою работу), то ключевым для него становится понятие репутации или «доброго имени». Но зачем репутация человеку, если он не сможет воспользоваться ее плодами, т.к. сложит свою голову на бранном поле? К тому же, человек выставляющий услуги на рынке, в принципе, не обязан отдавать предпочтения, кому-либо из числа заказчиков, руководствуясь исключительно личной выгодой (кто больше заплатит). Логичным следствием будет уход «профессионалов» к тому, кто может предложить больше и накормить вкуснее и где меньше риски. К чему это приведет во время военных действий, думаю, рассказывать не стоит. Собственно «Нация» как институт и патриотизм как система ценностей и были направлены против вот такого «профессионализьма» очень распространенного в позднем средневековье.
Род основной деятельности военного – отдавать свою жизнь с целью выполнить поставленную боевую задачу, что прямо противоречит определению слова профессия. Служащий отдает свою жизнь ради того, чтобы кто-то другой мог работать и жить. Это обстоятельство обуславливает принципиальное отличие морали военного (аристократа) от морали наемника («профессионала»). Деятельность военного не ориентированна на будущую выгоду, он может погибнуть в любой момент, осознает это обстоятельство и готов к такому повороту событий. Следовательно, репутация, как средство получения будущего гешефта, для него абсолютно бессмысленна. Поэтому для военного, мотивирующим становится не призрачное будущее, а прошлое, с которым связанны такие понятия как Честь и Долг. Это объясняет, почему военная аристократия может быть только наследственной.
Важно не перепутать род занятий с корпоративной системой моральных ценностей. Бизнесмен или компания могут вести себя, руководствуясь Долгом, т.е. как военные, как самураи. Пример - ведущая консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers, которая пошла на самопожертвование (нарушение закона, зная что это приведет к банкротству). Она до конца боролась за интересы клиента – компании Enron. В результате и PWC и Enron, как известно, погибли, но не сдали друг друга, документация была уничтожена сотрудниками PWC получившими тюремные сроки. Типичный пример верности вассала своему сюзерену. Обратный пример – американская армия, где люди вроде бы служат (теоретически готовы к смерти). А на самом деле зарабатывают деньги и льготы для гражданской жизни. Как только возник риск для жизни в связи с войнами в Ираке и Афганистане, резко сократилось число волонтеров приходящих в вербовочные пункты. Пентагон очень серьезно озабочен этой проблемой, как и резко возросшим числом дезертиров. Для решения проблемы приходится ПРИЗЫВАТЬ резервистов.
Когда профессионал способен пожертвовать собой ради выполнения, взятого на себя обязательства, т.е. «Доброе имя» превращается в автономную ценность не связанную с будущими прибылями, в этот момент Доброе имя становится Честью, а наемник становится благородным мужем. |
|
|